В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами президенте РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.
В системе федеральных органов исполнительной власти и их подведомственности в РФ четко определены три группы органов:
1) находящиеся в ведении Президента РФ (ФКЗ о Правительстве РФ и указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649).
2) находящиеся в ведении Правительства РФ;
3) находящиеся в ведении федеральных министерств.
|
К первой группе органов исполнительной власти относятся пять федеральных министерств с находящимися в их ведении шестью федеральными службами и двумя федеральными агентствами, а также шесть специализированных федеральных служб и Управление делами Президента РФ, которому придан статус федерального агентства. Это: МВД России и Федеральная миграционная служба; МЧС России; МИД России; Минобороны России и подведомственные ему федеральные и Федеральное агентство специального строительства; Минюст России и федеральные службы (исполнения наказаний, регистрационная, судебных приставов) и федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны РФ; Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
Ко второй группе относятся: 11 федеральных министерств и 18 федеральных органов исполнительной власти. Все действующие министерства, расположенные во второй группе можно подразделить на три основных управленческих блока:
1) финансово-экономический (Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство регионального развития и находящиеся в их ведении структуры);
2) управляющий народнохозяйственными комплексами (Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство информационных технологий и связи РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственные им структуры);
|
3) управляющий сферой социально-культурной деятельности государства (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство образования и науки РФ и подведомтсвенные им структуры)
В третью группу входят 12 федеральных служб и 25 федеральных агентств, которые находятся в ведении федеральных министерств. Например, Государственный комитет РФ по делам молодежи; Государственный комитет РФ по рыболовству; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба государственной статистики; Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по тарифам; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральное агентство по атомной энергии другие.
Правительство РФ - единственный орган исполнительной власти, прямо названный в Конституции РФ, статус которого регулируется Конституцией РФ. Вместе с тем правовой статус Правительства РФ регулируется и специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Процедуры и порядок осуществления Правительством РФ его полномочий устанавливаются в Регламенте Правительства РФ.
Правительство РФ - это коллегиальный орган. Все важнейшие вопросы его компетенции решаются исключительно на общих заседаниях членов Правительства РФ.
|
В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.
Председатель Правительства РФ, согласно Конституции РФ, является единственным членом Правительства РФ, для назначения которого на должность Президенту РФ необходимо предварительно получить согласие Государственной Думы, Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ все назначения и освобождения от должностей в составе Правительства РФ.
Отставка Председателя Правительства РФ влечет отставку Правительства РФ в целом, а также Председатель Правительства РФ обладает правом решающего голоса на заседании Правительства РФ.
Полномочия Председателя Правительства РФ по организации работы Правительства РФ сводятся к тому, что он определяет основные направления деятельности Правительства РФ:
а) представляет Правительство РФ в России и за пределами ее территории;
б) ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
в) подписывает акты Правительства РФ (постановления и распоряжения);
г) представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
д) распределяет обязанности между членами Правительства РФ.
Наряду с Председателем Правительства РФ и Правительством РФ в целом полномочия, отнесенные к ведению Правительства РФ, осуществляются Президиумом Правительства РФ, который создается для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства РФ.
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых им, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания РФ. Аппарат Правительства РФ возглавляет Руководитель Аппарата Правительства РФ - Заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр.
Кроме того, Правительством РФ образуются координационные и совещательные органы для обеспечения согласованности действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач, а также для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера. Координационные органы именуются комиссиями, а совещательные - советами.
Компетенция Правительства Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 114 закрепляет ряд полномочий Правительства РФ, но указывает, что на Правительство РФ могут быть возложены федеральными законами и указами Президента РФ иные полномочия.
Более детально полномочия Правительства РФ сформулированы в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве РФ», в котором выделяется общая, специальная компетенция и компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти.
Общая компетенция - это круг полномочий, определяющих главные направления и сферы деятельности Правительства РФ. Правительство РФ в пределах своей компетенции; организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации; направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Специальная компетенция характеризует круг полномочий, определяющих деятельность Правительства РФ в конкретных областях общественной жизни. Так, Правительство РФ имеет компетенцию в сферах:
1. Экономики (осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики и др.).
2. Бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации и др.)
3. Социальной (обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан и др.).
4. Науки, культуры, образования (разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования и др.).
5. Природопользования и охраны окружающей среды (обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф и др.).
6. Обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями и др.).
7. Полномочий по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации (осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и др.).
8. Внешней политики и международных отношений (осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам и др.).
Компетенция Правительства РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти - это круг конституционных полномочий, определяющих деятельность Правительства РФ по руководству работой власти и контролю за их деятельностью.
Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ и др.
Отставка Правительства РФ. К основаниям отставки Правительства РФ относятся:
1. Отставка Президента РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116 Конституции РФ).
2. Коллективное заявление Правительства РФ об отставке (п. 1 ст. 117 Конституции РФ).
3. Индивидуальное заявление Председателя Правительства РФ об освобождении его от должности или невозможность для него исполнять свои полномочия (ч. 3 ст. 7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»).
4. Решение Президента РФ об отставке Правительства РФ (п. 2 ст. 117 Конституции РФ).
5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ о недоверии и об отказе в доверии Правительству РФ (п. 3, 4 ст. 117 Конституции РФ).