Коэффициент технической готовности как основной показатель работы технической службы АТП




Коэффициент технической готовности aт определяет долю календарного времени, в течение которого автомобиль (или парк автомобилей) находится в работоспособном состоянии и может осуществлять транспортную работу. Он выражается через отношение числа дней Д э или автомобиле-дней АД э эксплуатации автомобилей к сумме числа дней эксплуатации и дней простоя Д р на ТО и в ремонте:

 

; .


Коэффициент технической готовности является одним из показателей, характеризующих работоспособность автомобиля и парков.

Рассмотрим соотношение

 

, откуда .

 

Таким образом, коэффициент выпуска непосредственно зависит от коэффициента технической готовности и коэффициента нерабочих дней.

На транспорте общего пользования фактически сложившееся отношение aв/aт равно для грузовых перевозок 0,75-0,78; для пассажирских 0,91-0,95.

В свою очередь, годовая производительность W, например, при грузовых перевозках (в т-км) непосредственно определяется при прочих равных условиях коэффициентом выпуска и, следовательно, коэффициентом технической готовности:

 

,

 

где q - номинальная грузоподъемность, т, g - коэффициент использования грузоподъемности, b - коэффициент использования пробега; l сс - среднесуточный пробег.

 

Состояние Продолжительность пребывания в состоянии, дни Вероятность состояния (коэффициенты)
Исправен, работает (в эксплуатации) Д э aв = Д э / Д ц
Исправен, простаивает в ожидании работы (нерабочие дни, нет водителя) Д н aн = Д н / Д ц
Неисправен (ремонт, ТО, ожидание ремонта) Д р aр = Д р / Д ц
Все состояния - полный цикл Д ц = Д э + Д н + Д р aв + aн + aр = 1

Таким образом, увеличение коэффициента технической готовности способствует повышению производительности автомобилей.

Рассмотрим связь коэффициента технической готовности с показателями надежности и организацией технического обслуживания и ремонта.

 

,

 

или применительно к эксплуатационному циклу

 

,

 

где Д р. ц - число дней простоя автомобиля в ремонте за цикл; Д э. ц - число дней эксплуатации автомобиля за цикл.

Продолжительность эксплуатационного цикла в днях зависит от планируемого пробега или наработки за цикл l К и среднесуточного пробега l сс:

 

.

 

Простой на ТО и ремонт за цикл Д р. ц складывается из простоя в капитальном ремонте, если он производится, и простоя на ТО и ТР: Д р. ц = Д КР + Д ТР, ТО. Простой в капитальном ремонте обычно нормируется в календарных днях, а простой в ТО и ТР - в виде удельной нормы d ТРв днях на 1000 км пробега. Таким образом, Д ТР, ТО= d ТР L K/1000.

Следует обратить внимание, что основная доля простоев (до 85-95%) приходится на текущий ремонт на АТП. Поэтому сокращение простоев в ремонте, производимое на АТП, является главным резервом увеличения aв и aт.

Продолжим анализ коэффициента технической готовности и рассмотрим следующее выражение:

 

,

 

где В р = Д р. ц/ L К - простои автомобиля во всех видах ТО и ремонта за счет рабочего времени, дней/1000 км. В этом случае

 

,

 

где v э - эксплуатационная скорость, км/ч; Т н - продолжительность рабочей смены (или нарядного времени), ч.

Влияние простоев в ремонте B ри среднесуточного пробега на aт показано на рисунке 1. Необходимо отметить, что с увеличением пробега автомобиля с начала эксплуатации (с его старением) простои в ремонте возрастают, а коэффициент технической готовности уменьшается. На простой при устранении неисправностей и, следовательно, на aт влияют также условия эксплуатации, уровень организации ТО и ремонта, квалификация персонала и другие факторы.

Общий простой автомобилей с потерей рабочего времени за период его работы складывается из п простоев. В этом случае средняя наработка на отказ, вызывающий простой, xnp = LK/n. Тогда при средней продолжительности одного простоя продолжительность простоя автомобиля за эксплуатационный цикл.

Следует, что на αт и Вр влияют, во-первых: tпр, характеризующее уровень технологии и организации производства, а также приспособленность автомобиля и его агрегатов к ТО и ремонту (или эксплуатационная технологичность); хпр, определяющее надежность автомобиля, условия эксплуатации, а также качество проведения ТО и ремонта; /сс, характеризующий интенсивность эксплуатации автомобилей. Во-вторых, появляется возможность управления технической готовностью автомобилей на основе количественной оценки мероприятий, которые следует провести для обеспечения заданного уровня коэффициента выпуска и технической готовности, т.е. в конечном итоге работоспособности и производительности. В этом случае возможны решения двух задач. Первая, прямая задача рассматривает конкретные мероприятия, проводимые в технической эксплуатации, влияющие на повышение показателей эффективности, например коэффициента технической готовности. Подобные мероприятия должны влиять на изменение (увеличение) наработки на случай простоя (хпр) и уменьшение продолжительности простоя (tпр), т.е. сокращение Вр.

Как следует, где удельный простой в ремонте определяется тангенсом угла наклона линий I и II к оси абсцисс, переход от исходного значения Вр (I) к необходимому (II) возможен: при сокращении средней продолжительности простоя в ремонте (I) - улучшение ПТБ, механизация, совершенствование технологии и организации; при увеличении средней наработки на случай ремонта (2) - повышения качества ТО и ремонта; многочисленными комбинациями этих способов (3)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: