Коэффициент технической готовности aт определяет долю календарного времени, в течение которого автомобиль (или парк автомобилей) находится в работоспособном состоянии и может осуществлять транспортную работу. Он выражается через отношение числа дней Д э или автомобиле-дней АД э эксплуатации автомобилей к сумме числа дней эксплуатации и дней простоя Д р на ТО и в ремонте:
; .
Коэффициент технической готовности является одним из показателей, характеризующих работоспособность автомобиля и парков.
Рассмотрим соотношение
, откуда .
Таким образом, коэффициент выпуска непосредственно зависит от коэффициента технической готовности и коэффициента нерабочих дней.
На транспорте общего пользования фактически сложившееся отношение aв/aт равно для грузовых перевозок 0,75-0,78; для пассажирских 0,91-0,95.
В свою очередь, годовая производительность W, например, при грузовых перевозках (в т-км) непосредственно определяется при прочих равных условиях коэффициентом выпуска и, следовательно, коэффициентом технической готовности:
,
где q - номинальная грузоподъемность, т, g - коэффициент использования грузоподъемности, b - коэффициент использования пробега; l сс - среднесуточный пробег.
Состояние | Продолжительность пребывания в состоянии, дни | Вероятность состояния (коэффициенты) |
Исправен, работает (в эксплуатации) | Д э | aв = Д э / Д ц |
Исправен, простаивает в ожидании работы (нерабочие дни, нет водителя) | Д н | aн = Д н / Д ц |
Неисправен (ремонт, ТО, ожидание ремонта) | Д р | aр = Д р / Д ц |
Все состояния - полный цикл | Д ц = Д э + Д н + Д р | aв + aн + aр = 1 |
Таким образом, увеличение коэффициента технической готовности способствует повышению производительности автомобилей.
|
Рассмотрим связь коэффициента технической готовности с показателями надежности и организацией технического обслуживания и ремонта.
,
или применительно к эксплуатационному циклу
,
где Д р. ц - число дней простоя автомобиля в ремонте за цикл; Д э. ц - число дней эксплуатации автомобиля за цикл.
Продолжительность эксплуатационного цикла в днях зависит от планируемого пробега или наработки за цикл l К и среднесуточного пробега l сс:
.
Простой на ТО и ремонт за цикл Д р. ц складывается из простоя в капитальном ремонте, если он производится, и простоя на ТО и ТР: Д р. ц = Д КР + Д ТР, ТО. Простой в капитальном ремонте обычно нормируется в календарных днях, а простой в ТО и ТР - в виде удельной нормы d ТРв днях на 1000 км пробега. Таким образом, Д ТР, ТО= d ТР L K/1000.
Следует обратить внимание, что основная доля простоев (до 85-95%) приходится на текущий ремонт на АТП. Поэтому сокращение простоев в ремонте, производимое на АТП, является главным резервом увеличения aв и aт.
Продолжим анализ коэффициента технической готовности и рассмотрим следующее выражение:
,
где В р = Д р. ц/ L К - простои автомобиля во всех видах ТО и ремонта за счет рабочего времени, дней/1000 км. В этом случае
,
где v э - эксплуатационная скорость, км/ч; Т н - продолжительность рабочей смены (или нарядного времени), ч.
Влияние простоев в ремонте B ри среднесуточного пробега на aт показано на рисунке 1. Необходимо отметить, что с увеличением пробега автомобиля с начала эксплуатации (с его старением) простои в ремонте возрастают, а коэффициент технической готовности уменьшается. На простой при устранении неисправностей и, следовательно, на aт влияют также условия эксплуатации, уровень организации ТО и ремонта, квалификация персонала и другие факторы.
|
Общий простой автомобилей с потерей рабочего времени за период его работы складывается из п простоев. В этом случае средняя наработка на отказ, вызывающий простой, xnp = LK/n. Тогда при средней продолжительности одного простоя продолжительность простоя автомобиля за эксплуатационный цикл.
Следует, что на αт и Вр влияют, во-первых: tпр, характеризующее уровень технологии и организации производства, а также приспособленность автомобиля и его агрегатов к ТО и ремонту (или эксплуатационная технологичность); хпр, определяющее надежность автомобиля, условия эксплуатации, а также качество проведения ТО и ремонта; /сс, характеризующий интенсивность эксплуатации автомобилей. Во-вторых, появляется возможность управления технической готовностью автомобилей на основе количественной оценки мероприятий, которые следует провести для обеспечения заданного уровня коэффициента выпуска и технической готовности, т.е. в конечном итоге работоспособности и производительности. В этом случае возможны решения двух задач. Первая, прямая задача рассматривает конкретные мероприятия, проводимые в технической эксплуатации, влияющие на повышение показателей эффективности, например коэффициента технической готовности. Подобные мероприятия должны влиять на изменение (увеличение) наработки на случай простоя (хпр) и уменьшение продолжительности простоя (tпр), т.е. сокращение Вр.
|
Как следует, где удельный простой в ремонте определяется тангенсом угла наклона линий I и II к оси абсцисс, переход от исходного значения Вр (I) к необходимому (II) возможен: при сокращении средней продолжительности простоя в ремонте (I) - улучшение ПТБ, механизация, совершенствование технологии и организации; при увеличении средней наработки на случай ремонта (2) - повышения качества ТО и ремонта; многочисленными комбинациями этих способов (3)