Синергетический подход к управлению технологическим развитием.




Синергетическая парадигма – это признание нелинейности, неравновесности, необратимости, неопределенности реалиями нашего мира. Равноправность Порядка и Хаоса в условиях крайней неустойчивости и способность к саморазвитию как имманентное свойство всех видов материального мира требует нового подхода к управлению проектами.

В социотехнических системах развитие осуществляется благодаря грамотному синергетическому менеджменту, способному реализовать положительные синергетические эффекты. Понятие менеджмент устойчиво вошло в обращение в XX веке и определяется как технологии или представления о технологиях управления, в которых имеется конкретное решение в ведущем звене управления или в сфере управления.[39]

Синергетическая парадигма в менеджменте основана на представлении о мире как развивающейся системе, в котором равновесие (стационарность) – это частный случай («короткая остановка»), а сложное развитие с качественными переходами, скачками, нелинейными эволюциями и необратимостью в историческом масштабе времени – определяющая тенденция [40] (рисунок 1.8).

Менеджмент, способный реализовать синергетические эффекты, заключается в когерентном согласованном действии совокупности материальных, технических, научных, кадровых, информационных ресурсов. Реализация синергетических эффектов предприятия возможно путем создания положительной обратной связи, которая призвана обеспечить научно–технический, технико–технологический, инновационный,

экологический, социальный, экономический, управленческий эффекты как единую систему.

Работа таких ученых в области менеджмента как Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон и Г. Форд плодотворно дополняли друг друга соответственно в операционном менеджменте, производственном процессе, управлении синергией взаимодействий и для

достижения нелинейных синергетических эффектов [103, 104].

 

 


 

 


Рисунок 1.8 – Блок-схема операций классификации системы по критериям синергетической самоорганизации [47]

Ведущие зарубежные компании «Ford», «Toyota», «Крайслер» исходя из оценки инструментов успеха каждой из них, показали, что они имеют свою философию бизнеса [39].

Главное в повышении эффективности производства Г. Форд видел в совершенствовании производственного процесса через изучение спроса. Основной его принцип заключается в «доставке работы рабочим, а не наоборот».

Основная идея эффективности производства фирмы «Toyota» заключается в том, чтобы поддерживать непрерывный поток продукции на заводах, гибко приспосабливая производство к изменениям спроса. Это значит, что производятся только необходимые изделия в необходимом количестве и в нужное время. В результате изменения товарно – материальные запасы и рабочая сила отсутствуют и таким образом достигается повышение производительности труда и снижение себестоимости. Синергия взаимодействий лежит в основе «бережливого производства» [Lean Production] получившей широкое распространение в мире.

Ли Яккока[17] в своей работе по восстановлению мощи компании «Крайслер» не последнюю роль отводил кадровому вопросу, сплошного духа команды, развития чувства доверия рабочих высшему руководству компании. И это также проявление синергии взаимодействия в производственных системах.

Из этого вытекает возможность манипулировать синергетическими эффектами, повышением эффективности деятельности предприятий, путем опоры на работников компании, совершенствованием организации производства, гибким использованием рабочей силы, оптимизацией системы управления; созданием организационных структур предприятия.

Менеджмент представляет собой самостоятельную область знаний, а точнее междисциплинарную область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые человеческим искусством. Для успеха в управленческой деятельности предприятию нужно обладать философией и стратегией управления. Б.Л. Кузнецов вводит понятие синергетический менеджмент как определяющее философию и стратегию управления, смысл которого заключается в том, что манипуляция знаниями на перспективу могут способствовать возникновению синергетического эффекта. Синергетический менеджмент – это концепция упреждающего развития, а не управления по отклонениям, своего рода стратегическое планирование бизнеса фирмы [39]/ Синергетический менеджмент – это новая система научных знаний, отвечающая парадигме экономической синергетики [39].

В настоящее время под синергетикой понимают науку о самоорганизации в системах самой различной природы – физических, химических, социальных, биологических, экономических. [43] Для изучения подобных систем, которые не поддавались решению классическими методами, начала использоваться новая научная парадигма – системно-синергетический подход. У системно-синергетического подхода в управлении ключевыми понятиями являются система, организация, самоорганизация, синергетизм и развитие. Для задач управления и менеджмента наиболее важными свойствами систем являются сложность, интегративность, активность, эмерджентность, синергетичность, гетерогенность, эквифинальность, амбивалентность, способность к самоорганизации, саморегуляции и саморазвитию. Сложность производственных социотехнических систем определяет набор их управленческих параметров: эквифинальность, динамическая устойчивость, адаптивность, чувствительность к внешним изменениям, надежность, живучесть, экономичность, управляемость и т.д. Нелинейность, необратимость, дискретногсть, неравновесность делают оптимизационный подход неприемлемым к моделированию сложных социотехнических производственных систем на нелинейных участках эволюционной траектории их развития [46]

С точки зрения синергетической парадигмы и динамического развития, синергетический менеджмент создает предприятию условия для упорядочивания своей деятельности, ориентируясь на саморегуляцию и саморазвитие систем без целенаправленного внешнего воздействия.

Для формирования представления о синергетическом менеджменте необходимо обратиться к концепции корпоративной стратегии синергии кооперации. По Б.Л. Кузнецову, синергетический эффект может быть реализован за счет кооперации производственных систем, которые являются объединением малых инновационных предприятий в локальном или региональном масштабе формируются с созданием определенной инфраструктуры разработки и внедрения инноваций [44]

На уровне предприятий синергетический эффект является пересечением экономического, социального, организационного, управленческого, технологического, экологического и других эффектов, которые формируются путем стратегического партнерства корпораций.

В 1980-х годах М. Портер[18] выдвинул утверждение, в соответствии с которым управление взаимосвязями бизнеса (бизнес – процессами) – суть стратегии корпоративного уровня. Он предложил, кластерный подход к вопросу управления синергетическим эффектом. Кластер он определяет как группу географически сосуществующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластер влияет на повышение производительности и способности к инновациям входящих в него фирм и отраслей, ценность которых как единого целого превышает простую сумму составных частей, синергизм которых продуцирует выгоды, покрывающуюся стоимость капитала и долгосрочную акционерную стоимость.

В 1960-х годах И. Ансофф [12] показал, что основанная на использовании выгод синергизма стратегия может позволить компании использовать текущие преимущества в новых областях деятельности, которая определяла переход от принципа экономии на масштабах производства в обрабатывающей промышленности к более широкому принципу стратегической экономии на масштабах деятельности, источником которой является взаимная поддержка различных стратегических зон хозяйствования. Экономический базис синергизма определил как возможность того, что результат совместных усилий нескольких бизнес – единиц превышает итоговый показатель и самостоятельной деятельности.[12] Под управленческой синергией И. Ансофф понимал возможность использовать, полученные в одной из бизнес – единиц опыт и знания в новой сфере деятельности, при этом должны последовать качественные управленческие решения. В концепции синергетического управления И. Ансоффом делается акцент на роли его экономической базы, потенциала не только материальных, но и нематериальных активов и их тесной связи со способностями предприятия. И Анcофф связывает синергизм с понятием «эмерджентность», которое означает: а) свойство сложных систем, заключающееся в том, что целое не соответствует сумме частей его составляющих; б) внутренняя целостность системы со свойствами, отличителен от механического сложения [55].

Х. Итами[19] вводит понятие «комплементарный эффект», как синергизм повышения эффективности невидимых ресурсов, активов сопутствующих синергетическому эффекту. Под невидимыми ресурсами могут выступать марочное имя, знание потребителей, обладание технологиями, сильная, обеспечивающая сильную вовлеченность сотрудников, корпоративная культура, которые по мнению Х.Итами, – наилучший долгосрочный источник конкурентных преимуществ предприятия.

Конкурентные преимущества предприятия могут создаваться следующими путями:

¾ интегрирование организации вовне или вовнутрь, используя либо преимущества контроля над ключевыми источниками сырья, либо над каналами распределения;

¾ создание эффекта масштаба, когда совокупные затраты нескольких бизнес единиц компании на оборудование, исследования и разработки и другие виды деятельности оказываются более низкими, чем если бы они осуществляли их независимо друг от друга;

¾ совместного владения определенными навыками или нау-хау, а также передача интеллектуальной собственности, создание новых или более эффективных методов производства, маркетинга и т.д.

Таким образом одним из понятий определяющей синергетическую эффективность является «эмерджентность», которая говорит, что одни компании объединяются с другими для того, чтобы результаты их совместной деятельности значительно превосходили их достижения по отдельности.

Рассмотрим существующие взгляды на понятия «синергия» соответственно таблице 1.19:

Таблица 1.19 – Определение понятия «синергия»

Автор Определение понятия «синергия»
   
И. Ансофф [12] Определил экономический базис синергизма как возможность того, что результат совместных усилий нескольких бизнес-единиц превысит итоговый показатель их самостоятельной деятельности.
X.Итами [49] Цель синергизма – использование эффекта «безбилетника», когда ресурсы, аккумулируемые в одной части компании, используются одновременно и без каких-либо дополнительных ресурсов другими ее частями.
М. Портер [71] Синергия – существенное возрастание эффективности деятельности в результате итерации отдельных частей в единую систему.
Р.М. Картер [49] Синергизм – единственный способ создания ценности мультиотраслевыми корпорациями.
Р.Баззел, Б.Гейл [49] Синергетический эффект – результат деятельности кластера относительно суммы результата его составляющих
С.В. Рогожин [76] Синергия – это совместное и однородное функционирование элементов системы
Овчинникова Т. [157] Синергия – свойство организации, приводящее ее к такому состоянию, когда целенаправленное управление качеством продукции с учетом потребностей клиентов превышает сумму отдельных разрозненных социально-экономических усилий руководителей и персонала.
В.Гребенникова, М.А.Базилевич [39] Синергия или синергетический эффект представляет собой совокупное влияние двух или более факторов, характеризующееся тем, что эффективность каждого отдельно взятого элемента в несколько раз ниже их совместного влияния.
Продолжение таблицы 1.19
   
Б.Л. Кузнецов [40] Синергия – явление совместного действия различных по природе механизмов (факторов), приводящих к появлению системной эмерджентности, способности к переходу системы в новое качественное состояние.
О.М. Белоцер-ковский, Г.П. Быстрай, В.Р. Цибульский [16] Синергия – явление самоорганизации, благодаря которой возможно образование новых структур, причем упорядоченных (например, новых предприятий), и деградация, т.е. банкротство
В.-Б. Занг [26] Сложно организованные пространственные, временные или пространство-временные структуры возникают из хаотичсеких состояний, и в таких самоорганизующихся системах вместо устойчивости и гармонии мы обнаруживаем эволюционные процессы, приводящие к еще большему разнообразию и усложнению структур
Вакулюк А.Н. [103] Процесс системных взаимодействий отдельных частей системы, способный перtвести ее в качественно новое состояние, где синергетический эффект зависит от воздействия на элементы системы, которые должны быть связаны друг с другом

Определение Кузнецова Б.Л. [43] отражает не только свойство эмерджентности, присущее синергии, но и затрагивает системную составляющую при неопределенном новом качественном состоянии системы, где другие авторы не отмечают возможность проявления эффекта с отрицательным знаком.

Синергетические эффекты в предприятиях осуществляются за счет осуществления закона синергии, который звучит следующим образом: в любой организации возможен как прирост энергии, так и снижения общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей, входящих в него элементов [92]. Закон синергии применительно к организациям проявляется в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов предприятия, что предопределило переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности и привело к возникновению предприятий.

Синергетический эффект можно определить как эффект, вызванный скоординированным в пространстве и во времени действием разнородных по природе механизмов, приводящим к качественным изменениям в системах [39]. С точки зрения организаций синергетический эффект – максимально возможный эффект (результат), как по количественным, так и по качественным и кинетическим (скоростным) параметрам. [44] Э. Кэмпбелл рассматривает синергетический эффект как результат деятельности бизнес-единиц относительно суммы результатов его составляющих [49] и предлагает следующую классификацию синергизма [49]:

¾ торговый синергизм. Имеет место в случае, если товары поставляются по одним и тем же каналам распределения, их разработкой руководит одна и та же администрация или если они хранятся на одном складе. Возможности «связных» продаж, предоставляемые предприятием, поставляющей полную товарную линию родственных продуктов, способствуют повышению производительности торговых агентов. Общие реклама, стимулирование сбыта, репутация – все это позволяет добиться увеличения размеров дохода при фиксированных инвестициях;

¾ операционный синергетизм. Является результатом более высокой степени использования производственных мощностей и персонала, распределения накладных расходов, преимуществ общих направлений обучения и закупок крупных партий товаров;

¾ инвестиционный синергетизм. Может быть следствием совместного использования заводского оборудования, общих запасов сырья, эксплуатации общего станочного оборудования;

¾ управленческий синергетизм. Менеджмент предприятия различных отраслей сталкивается с разнообразными стратегическими, организационными и операционными проблемами. Если при входе в новую отрасль менеджмент предприятия имеет дело со знакомыми проблемами, судьба нового предприятия, скорее всего окажется благополучной. Так как квалифицированные менеджеры – большая редкость, то объединение предприятий может положительно повлиять на конкурентоспособность предприятия, а синергетический эффект будет весьма высоким. Если же в новой отрасли возникают непредсказуемые и незнакомые менеджменту предприятия проблемы, то низким окажется не только позитивный синергетический эффект, возникает опасность негативных последствий решений топ-менеджмента.

Впоследствии представленные механизмы формирования синергетического эффекта сильно расширены в исследованиях Кузнецова Б.Л. согласно рисунку 1.9. Как видно из рисунка существуют множество путей создания синергетического эффекта, механизмы которого дополняют друг друга и могут вызывать как положительный, так и отрицательный эффект, который качественно снижает продуктивность управления, а иногда наносящим разрушающий характер.

Необходима основа появления положительных синергетических эффектов в будущем, которая заключается в создании в организации системы целей, отвечающей концепции синергетического менеджмента. Такая система целей обеспечит предприятие синергетическим потенциалом, т.е. способностью элементов системы и отношений между ними к согласованному во времени взаимодействию по единому вектору целей, приводящему, в конечном счете, к качественному переходу системы из одного состояния в другое [38]

Синергетический менеджмент управления бизнес – процессами, технологическими процессами на предприятиях осуществляется посредством использования определенных механизмов, или, методов, основанных в свою очередь на определенных научных знаниях.

Применяя понятие методология, менеджмент воспринимается, как представление о методах, которые позволяют получить конкретное представление о ведущем звене управления или сфере управления.

 
 

 


Рисунок 1.9 – Механизм формирования синергетических эффектов в социотехнических системах

Методы отражают важную характеристику управленческой деятельности: они описывают, как осуществляется управление синергией [41]. Методы управления синергетическими эффектами могут быть сведены в три группы [41]:

а) методы управления синергией при работе с информацией;

б) методы формирования и обеспечения синергетических эффектов при функционировании системы (организационные);

в) методы управления синергией при руководстве системой (социально – психологические);

Синергетический менеджмент находится в непосредственной зависимости от информационного обеспечения, поскольку в результате переработки информации появляется основание для осуществления управленческого решения и является одной из составляющей управления синергией. Для переработки (анализа) информации существуют следующие методы [41]: системный анализ, структурно – функциональный анализ, факторный анализ, метод сплетения, метод отчетности и другие, которые могут быть всесторонне использованы менеджером для объективности в оценке проблемы, повысить качество принимаемого на основе данной информации управленческого решения, позволяющие сэкономить организации время и средства, которые компания могла бы потерять в случае осуществления неверных действий на конкурентном рынке.

Формирование и обеспечение организационной работы является важнейшей частью синергетического менеджмента, влияя на управление синергетическими эффектами предприятия. Выделяют три вида организационных методов: регламентирование, распорядительство и инструктирование [40].

Регламентирование функций, задач, процессов представляет собой метод организационного воздействия, который заключается в разработке и введении в действие организационных основ управления, направленных на формирование будущих синергетических эффектов.

Распорядительство является методом постоянного текущего воздействия субъекта на объект управления. Этот метод основывается на конкретном предписании объекту разового характера.

Метод инструктирования носит форму методической и информационной помощи, которая направлена на решение поставленной задачи, а также индивидуальный и коллективный характер (субъект воздействует на группу исполнителей).

Разработанные А. Файолем [89] принципы управления: полномочия и ответственность, справедливость, централизация, дисциплины осуществляются организационными методами, которые, позволяют увеличить качество выполняемых работниками обязанностей, сократить время на решения задач. Комплексное применение организационных методов влияет на эффективность внутренних бизнес – процессов, технологических процессов предприятия, синтезирующие синергетические эффекты.

Это совокупность способов воздействия на общественное и индивидуальное сознание, социальную активность в целях повышения эффективности деятельности управленческого объекта [43]

К социально – психологическим методам можно отнести две группы методов руководства: стимулирование и регулирование. Стимулирование предполагает использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, а также других способов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу человека, как положительного, так и отрицательного свойства.

Методы стимулирования и регулирования применяются параллельно, к которым относятся: информирование (создание ориентирующих ситуаций), создание руководителем личного примера, с целью информирования подчиненных, снижения напряженности в коллективе.

Поскольку научная база по управлению потенциалом компании на основе выявления синергетического эффекта, как правило, основывается на изучении опыта зарубежных преуспевающих компаний, важным направлением в помощи развития управления потенциалом компании на основе выявления эффекта синергии в России станет осмысление именно отечественного опыта освоения синергетического менеджмента по реализации синергетических эффектов.

Количественный подход к задачам управления на первое место вынес использование математических методов и прежде всего экономико-математического моделирования, исследование операций оптимизации, теорию принятия решений [38].

Наибольший успех сопутствовал количественному подходу при соединении менеджмента с теорией принятия управленческих решений с использованием экономико-математических моделей. Для решения задач менеджмента нашли применение положения теории вероятности, теории игр, теории исследования операций и нелинейного программирования [38].

Современные математические, математико-логические и логические приемы и методы распространяются в настоящее время на значительный круг задач, которые могут с успехом решаться в оптимальном или близком к нему варианте в литейном производстве [86]. Для моделирования экономических процессов и решения широкого круга организационно-экономических задач в литейном производстве могут быть использованы различные методы прикладной математики. Наиболее изученными являются методы линейного программирования, однако они обладают рядом недостатков, например, нелинейные зависимости приходится условно считать линейными. Между тем большинство экономических зависимостей носят нелинейный характер.

Экстремальные задачи, в которых либо ограничение, либо целевая функция, либо и то и другое нелинейны, называются задачами нелинейного программирования. К задачам нелинейного программирования относится выпуклое программирование, когда требуется найти минимум выпуклой функции, заданной в выпуклой области. Частным случаем нелинейного программирования является квадратичное программирование, в котором при линейных ограничениях максимизируется или минимизируется квадратичная функция п переменных (целевая функция этой модели содержит переменные первой и второй степени).

Особый класс задач составляют задачи стохастического программирования, в которых учитывается случайный характер некоторых параметров. Отдельные параметры модели заданы не в виде фиксированных величин, а как их статистические распределения.

С помощью динамического программирования решается определенный класс экономико-математических задач с меняющимися во времени условиями. В отличие от статической постановки задачи в динамическом программировании рассматривается не состояние явления, а процессы, причем такие, на течение которых можно воздействовать каким-либо путем, т. е. которыми можно управлять. При этом учитывается влияние результатов, полученных в данном периоде, на результаты последующих периодов. Оптимальность понимается с позиций не одного этапа, а всего процесса.

Широкое распространение в литейном производстве находят методы математической статистики, в первую очередь вероятностные экономико-математические приемы анализа — корреляционный и регрессионный анализ и статистическое моделирование. Специальный раздел математической статистики — факторный анализ — позволяет решить значительный круг задач в литейном производстве, например, определить технический уровень литейного производства, создать базу знаний для разработки различного рода материальных и трудовых нормативов и т. д.

Синергетический менеджмент позволяют производственным системам развиваться экспоненциально за счет нелинейных синергетических эффектов, когда малому сигналу на входе в систему может отвечать результат, не адекватный входному сигналу. Это действие положительной обратной связи, формируемой как подсистемы усиления входного сигнала. Положительная обратная связь (синергетическая обратная связь) состоит из институтов, механизмов, инструментов развития и выполняет роль разгонного механизма.

Освоить создание положительной обратной связи и на ее основе научиться формировать синергетические эффекты, позволяющие двигаться скачками – важнейшая задача менеджмента в условиях отставания российского машиностроения.

Выводы по главе 1

1. На основе проведенного анализа выявлен системный кризис российского машиностроения и его важнейшие подотрасли автомобилестроения.

2. Инновационное развитие машиностроительной отрасли в экономике развитых стран являются актуальной проблемой, находящейся в центре теории и практики хозяйствования. Инновационные преобразования в экономике и промышленности, в частности, особенно новые институты развития, требуют глубоких исследований и поиска путей реализации, учета новых факторов экономической динамики и новых парадигм экономических исследований.

3. Рассмотрены проектный и системно – синергетический подходы к управлению производственными системами. Выявлена необходимость разработка новых подходов, методов, механизмов, инструментов реализации развития производственных систем.

4. Выявлена необходимость выдвижения новой концепции проектирования, новых моделей и механизмов проектирования, ориентированных на получение синергетических эффектов, и методов оценки их синергетической эффективности.

5. Необходимы теоретические исследования и практическая апробация развития инновационных систем в машиностроительных предприятиях, в частности на заготовительном производстве.


[1] Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ. - М., 2008. – С. 10.

[2] Независимая газета, 2008, 23 сентября

[3] Промышленность России. 2009: Стат. сб./Росстат. - М., 2010

[4] 1990 г. - Промышленность России: Стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2000. С. 97; 1995-2006 гг. Промышленность России. 2005: Стат. сб./Росстат. - М., 2006. С. 129

[5] Промышленность России. 2011: Стат. сб./Росстат. - М., 2012

[6] Режим доступа: https://www.polpred.com

[7] Режим доступа: https://www.stroyinform.ru

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Режим доступа: https://www.strf.ru

[11] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. 151с.

[12] «Основа политики РФ в области развития национальной инновационной системы на период 2010 года и дальнейшую перспективу»

[13] Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ, М., 2002

[14] Williamson O. Econonmic organization: Firms, Market and Policy Control.N.Y.,1975

[15] Коуз, Р. Природа фирмы / Р. Коуз. – М.: Экономика, 1993.

[16] Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб: Изд Петербургского университета, 1997

[17] Якокка Л. Карьера менеджера. Пер. с англ. – Минск: Попурри, 2001

[18] Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005

[19] Кэмпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергетизм, 2-е изд. – СПб: Питер, 2004



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: