Проблемы инновационного развития машиностроительного комплекса России




Общие затраты на исследования и разработки в США превышают 400 млрд. долларов в год, в Китае – 170 млрд. долларов в год, в Германии и Японии - 150 млрд. долларов год. 96% всех расходов на науку осуществляют страны ОЭСР [112].

Россия по уровню развития инновационной составляющей экономики в 2011 году заняла 69 место в мире и 45 место среди 50-ти крупнейших стран мира [143]. Инновационная активность в машиностроении низкая: только 6% продукции машиностроения можно отнести к условно инновационной [142]. Количество заявок на изобретения в России упало со 125 тысяч до 20…25 тысяч (в США ежегодно подается свыше 250 тысяч заявок на изобретения, в Японии – свыше 360 тысяч). Но даже из технических решений, признанных изобретениями, в России внедряются в производство не более 15 % [146].

По причине ориентированности в 90х гг. ХХ века макроэкономической политики России на финансовую стабилизацию произошло резкое сокращение масштабов научных исследований и разработок и спроса на научно-техническую продукцию. Такое положение привело к[10]:

- снижению затрат на гражданские НИОКР с 1,4 до 0,7% ВВП в 1991-1993 гг. Это катастрофическое падение привело к ликвидации большого число научных школ и коллективов (в литейном производстве России количество исследователей сократилось в 7 раз);

- численность занятых в НИОКР в 1990-2008 гг. уменьшилось более чем вдвое – с 2800 до 375 тыс. чел.;

- резкое и некомпенсированное сокращение заказов ВПК, где были сосредоточены высокие технологии, привело к практической ликвидации многих отраслей промышленности, что вызвало сокращение ВВП на 400 млрд. долларов.

Наибольший ущерб понесла отраслевая наука, лишившаяся и государственного финансирования, и заказов предприятий. В тяжелом положении оказались вузовская и заводская науки, не приносившие немедленной прибыли. В связи с сокращением бюджетного финансирования отраслевой науки в России снизилась доля прикладных исследований с 32 до 15% от общего количества затрат.

Наиболее динамично развивающиеся экономики мира приоритетом установили стратегию инновационного развития, основанную на системе финансово-экономических механизмов, способных вызвать мультипликационный инновационный эффект на общенациональном уровне. На США, Японию и Германию приходится 43% глобального ВВП, за счет инноваций в этих странах обеспечивается до 85% прироста валового внутреннего продукта [148]. Процесс непрерывного инновационного развития оказывает позитивное воздействие на качество и динамику экономического роста, растущую эффективность и конкурентоспособность национальной экономики этих стран.

В России инновационная политика ориентирована на формирование «запуска» инновационных процессов. По расчетам Минэкономразвития РФ для обеспечения задач модернизации России необходим рост инвестиций до 35-40% ВВП. Для сравнения в Китае норма инвестиций составляет 45%, в Казахстане – 30%, в России – 20% [166].

Затраты на исследования и разработки крупных российских компаний в 2011 году составили 800 млн.долларов. Для сравнения компания General Motors (США) вложила в научные исследования и разработки в 2011г. 8 млрд. долларов, что в 10 раз больше вложений всего российского крупного бизнеса [125]. По объему затрат на исследования и разработки по состоянию на 01.01.2012 года Россия отстает от США в 36 раз, от Японии в 15 раз, от Китая в 5 раз, от Индии в 3 раза (таблица 1.11).

Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя в России в 5-7 раз меньше, чем в развитых странах. С 1992 года отмечался бурный распад российских научных школ, эмиграция ученых за границу, уход ученых из сферы науки в бизнес. Общее количество занятых в сфере науки и научного обслуживания сократилось с 1,8 млн. человек (1990г.) до 420 тыс. (2010г.) [126]. Для сравнения в научно – исследовательской сфере Китая работает 38,7 млн. человек [145].

Таблица 1.11 – Внутренние затраты на исследования и разработки в России и зарубежных странах

  Страна Всего, млн. долл. США В % к ВВП
       
  Россия 26332,5 1,24
  Великобритания 28707,5 1,77
  Германия 76796,9 2,64
  Израиль 9921,0 4,86
  Китай 121426,5 1,54
  Корея 45293,6 3,37
  США 398294,0 2,77
  Франция 42892,8 2,02
Продолжение таблицы 1.11
       
  Швеция 12781,2 3,75
  Япония 149212,9 3,42

Источник: Наука, технологии и инновации России – 2012. Краткий статистический сборник. М.: ИПРАН РАН, 2012

Согласно отчетам IRI, суммарные затраты на НИОКР крупнейших машиностроительных компаний составляют порядка 400 млрд. долл. в год. В докризисный период (2005-2007) темпы роста затрат по отраслям находились в пределах от нескольких до десятков процентов при среднем значении 9% [79]. Лидеры по затратам на исследования и разработки представлены в таблице 1.12. Каждая из таких компаний, как General Motors, Toyota Motor, Ford Motor и др. в 2011 году затратили на НИОКР более 5 млрд. евро [79].

Таблица 1.12 – Внутренние затраты на исследования и разработки в России и зарубежных странах в 2011г.

Компания Отрасль Страна НИОКР, млн евро Выручка, млн евро НИОКР\ Выручка %
  General Motors Авто США     4,4
  Toyota Motor Авто Япония     3,9
  Ford Motor Авто США     4,3
  Samsung Электроника Южная Корея     6,2
  Intel Электроника США     15,0
  Volkswagen Авто Германия     4,5
  Daimler Авто Германия     3,8
  Robert Bosch Авто Германия     7,7
  Siemens Электроника Германия 3366 90348 3,7
  BMW Авто Германия 3144 56018 5,6

Источник: [79]

Доля расходов на НИОКР в России менее 1% от ВВП. По индексу конкурентоспособности Россия занимает 103 место, уступая Китаю и Индии (рисунок 1.10). Доля высокотехнологичного экспорта в товарном экспорте составляет 0,3%, по данному показателю Россия уступает более чем в 15 раз Китаю. Доля в экспорте информационного оборудования составляет 0,2%. По данному показателю Россия уступает Китаю в 23 раза. Мировой объем данного экспорта составляет около 1 трлн. долларов, что превышает объемы энергосырьевого и продовольствованного экспорта [131].

По данным Министерства экономического развития РФ прямые расходы на инновационное развитие в 2011 г. в нашей стране составили 480,5 млрд. рублей, в том числе на развитие фундаментальной и прикладной науки – 144,0 млрд. руб., на развитие высокотехнологичных отраслей – 282,8 млрд. руб., на развитие информационного общества – 53,7 млрд. руб. (таблица 1.12) [131]. В 2013г. объем расходов вырастет до 519,8 млрд. руб. (135,8; 327,3 и 56,7 млрд. рублей соответственно) [125]/ Для сравнения в 2011г. расходы США на исследования и разработки превысили 400 млрд. долларов, расходы стран Европейского союза – 270 млрд. долл., расходы Японии и Китая – по 150 млрд. долл. [142].

Только 2,6% общего объема производимой продукции в РФ имеют инновационную составляющую (таблица 1.13). На глобальном рынке высоких технологий доля России - 0,3% (доля США более 40%, Китая – более 12%). Доля Российских изобретателей, обладающих международными патентами на изобретения и открытия - 0,003% (в среднем 500 патентов из 150000, выдаваемых ежегодно) [122].

Таблица 1.13 – Сравнительные показатели инновационной активности в РФ в 1992-2012гг. [114, 119, 127, 134, 140, 163]

  Показатель инновационной активности          
  Число организаций, выполняющих исследования и разработки, ед.          
  Численность персонала, занятого в сфере НИОКР       813,2 807,1
  Число созданных передовых технологий          
  Число базисных инноваций созданных в России          
  Число высоких технологий экспортированных за рубеж из РФ          
  Количество инновационно-активных предприятий, % 2,4 3,0 8,8 9,3  
  Удельный вес инновационной продукции в общем объеме произвед. gродукции, в % 15,1 8,1 4,9 4,8 4,4
  Количество поданных заявок на изобретения, тыс. 125,6 5,11 28,5 25,1 22,3

По уровню инновационной активности Россия находится на 45 месте среди 50 крупнейших стран мира, на 75 месте среди 150 развивающихся стран мира. [145]

В России резко сократилось количество научных школ мирового уровня, количество научных направлений, по которым Россия находилась в числе лидеров. Так, если в 1990 году СССР входил в число лидеров по 15…17 научным направлениям из 50 направлений, определяющих научное развитие в мире, то в настоящее время (2011 год) лидерство России признается научным сообществом только по 2…3 направлениям (атомная энергетика и космос….) [114].

Россия из числа лидеров в области инновационной деятельности переместилась на 69 место в мире по уровню развития «инновационной составляющей экономики» (рисунок 1.6).

Рисунок 1.6 – Объем инвестиций в науку и научные разработки

Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. За счет ее функционирования в течение последних четырех лет создается в среднем 15% ВВП. В настоящее время на машиностроительных предприятиях работает 34,5% трудоспособного населения от занятого в промышленности в целом [115] Машиностроение является материальной базой реализации научно-технического прогресса, одним из основных центров генерации, распространения и применения новых знаний, инноваций, высоких технологий. Однако, уровень инновационной деятельности в машиностроительных предприятиях остается достаточно низкой (таблица 1.13, 1.14, 1.15). По оценкам аналитиков перспективы развития машиностроительного комплекса весьма пессимистичны.

Матвиенко С.В. [54] отмечают, что главная проблема – в невостребованности науки, низком объеме заказов на НИОКР со стороны российских предприятий при существующей экономической системе хозяйствования. Необходимо создание инновационной системы, обеспечивающей подготовку результатов НИР к рентабельному практическому применению, переход от экстенсивного развития (за счет эксплуатации труда и природных ресурсов) к постиндустриальной интенсификации, опирающейся на знания и их эффективное использование.

Как показано в работах Д.С. Львова [146], Р. Нуриева [117] и ряда других отечественных и зарубежных экономистов, создание национальной инновационной системы России является необходимым условием развития российской экономики и успеха реформ.

В российской промышленности наметилась тенденция фетишизации аутсорсинга основных технологических переделов и особенно передача в них в аутсорсинг НИОКР.

Так, согласно стратегии развития на 2020 год Группа АвтоВАЗ планирует выделить часть технологических переделов в аутсорсинг, где компания останется разработчиком всего 9 из 30 функциональных модулей. Оптимизацию затрат на закупки АвтоВАЗ планирует проводить за счет интеграции компании в единую закупочную организацию Renault-Nissan, передав субконтрактерам соответствующие модули (более 20). НИОКР компания планирует полностью перевести в аутсорсинг [131].

Матвиенко С.В.[54] объясняет развитие аутсорсинга необходимостью внедрения инноваций, с передачей инновационных функций субконтрактерам, которые имеют конкурентные преимущества перед инсорсинговыми предприятиями. Оправдывая отказ от собственного производства неконкурентоспособных узлов, стратегия развития большинства машиностроительных компаний строится на заключении долгосрочных контрактов с лидерами рынка, жертвуя при этом своими научными школами. В России до 50% активов промышленных компаний непрофильны и нерентабельны [54]. Если предприятия будут сохранять лишь конкурентоспособные производства, а поставку конструкторских разработок и комплектующих будут осуществлять иностранные резиденты, то отечественное производство может потерять не только добавленную стоимость на отдельных технологических переделах машиностроительных предприятий,


Таблица 1.14 – Инновационная активность машиностроительных организаций, в %

  Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций Удельный вес организаций, осуществлявших процессные инновации, в общем числе обследованных организаций Удельный вес организаций, осуществлявших процессные инновации, в общем числе обследованных организаций
                   
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 13,8 12,9 13,2 8,6 7,6 8,2 8,1 8,4 8,2
Производство машин и оборудования 16,9 14,9 14,8 6,8 6,1 6,3 13,1 11,8 11,6
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 23,9 25,7 24,3 11,5 11,6 11,2 21,6 21,2 20,1
Производство транспортных средств и оборудования 24,2 19,2 19,0 11,6 10,0 9,0 16,4 14,3 14,9

Источник: www.gks.ru

Таблица 1.15 – Затраты на технологические инновации организаций по видам инновационной и экономической деятельности

  Затраты на тех-нологические инновации - всего в том числе по видам инновационной деятельности
Исследования и разработки Приобретение машин и оборудования Приобретение новых технологий Из них приобретение прав на патенты, лицензий Приобретение программных средств Производственное проектирование Обучение и подготовка персонала Маркетинговые исследования Прочие затраты
                     
 
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 29396,4 1101,6 22004,3 518,0 461,4 210,0 1520,1 108,7 32,3 3901,4
Производство машин и оборудования 6179,9 1029,6 3113,2 35,6 16,5 134,4 1126,9 24,6 34,2 681,3
Производство машин и оборудования 10377,2 4309,5 3355,2 146,3 93,4 125,7 2030,6 52,3 130,4 227,2
Производство транспортных средств и оборудования 17923,3 6414,3 8008,4 94,7 57,1 315,0 2232,8 85,2 91,3 681,7
 
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 35898,0 1744,7 29330,9 115,7 47,2 818,3 2071,1 155,6 7,7 1196,6
Производство машин и оборудования 11203,4 2763,7 6157,5 23,9 4,0 219,1 989,2 75,9 134,2 217,3
Производство машин и оборудования 15190,1 6275,5 5662,7 148,2 71,9 216,5 1094,5 340,9 82,6 721,2
Производство транспортных средств и обор-ия 27110,0 6916,7 12439,8 902,3 429,4 1532,7 2327,0 132,4 22,1 394,0
Продолжение таблицы 1.15
                     
 
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 82704,3 1602,6 75780,7 423,0 162,8 207,4 3478,1 48,3 8,9 1055,1
Производство машин и оборудования 11228,8 4006,2 4459,4 62,5 39,7 89,9 1537,3 46,1 480,2 73,6
Производство машин и оборудования 17948,0 6887,5 5318,2 203,0 94,0 181,6 2581,4 74,4 39,8 1920,0
Производство транспортных средств и оборудования 30901,5 4282,9 10034,2 2528,0 2324,5 1156,7 7150,4 124,0 2597,3 432,3
 
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 78004,5 1769,3 69410,9 359,1 144,1 246,0 2607,3 35,0 8,2 2790,0
Производство машин и оборудования 10639,5 3443,1 4356,2 90,8 69,2 361,7 824,8 40,3 245,6 79,0
Производство машин и оборудования 23155,6 9970,5 7324,9 197,9 165,9 224,9 3067,0 98,4 18,5 1486,7
Производство транспортных средств и оборудования 32473,4 12114,4 12595,1 77,0 18,0 508,7 4033,1 82,4 558,0 521,2
                       

Источник: www.gks.ru

Таблица 1.16 – Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности

             
Млн. руб. В % от общего объема Млн. руб В % от общего объема Млн. руб. В % от общего объема Млн. руб. В % от общего объема Млн. руб. В % от общего объема Млн. руб. В % от общего объема
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 64674,1 4,2 67491,3 3,8 130453,2 5,0 137627,9 4,6 116051,9 5,5 146468,7 4,8
Производство машин и оборудования 14099,9 6,6 22578,8 6,2 37001,1 6,1 57278,6 7,5 55135,8 8,3 47272,7 6,5
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 21426,5 9,6 33317,9 8,9 60102,9 10,2 57449,2 8,8 57526,4 9,9 74892,5 10,0
Производство транспортных средств и оборудования 63832,4 11,9 152684,9 20,1 216311,5 18,4 239616,7 17,9 159928,7 16,2 256918,0 17,1

Источник: www.gks.ru


но и все научные школы, что грозит утратой экономической безопасности в автомобилестроении России.

Во многих странах мира (Япония, США, Финляндия), инновационная деятельность поддерживается государственными системами преференций, субсидий, налоговых освобождений и т.д. В России до сих пор нет прочной законодательной базы: нет общепринятых положений даже в понятийном аппарате и терминологии.

Ключевой термин «инновация» не имеет общепринятого смыслового содержания. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

И. Шумпетер[11] [27, 29, 31, 38, 55, 83] первым ввел понятие «инновации», определяя понятие как «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности».

В Стратегии развития России до 2020[12], термину «инновации» дается следующая дефиниция: инновация – результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии или новой организационно – экономической формы, обладающей явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающих дополнительную по сравнении с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую или общественную выгоду.

По мнению некоторых авторов, целесообразно разграничить инновации и новшества – оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ. Инвестиции в разработку новшества создают потенциал для главного – нововведения, преобразующего производство товаров и услуг, а конечном счете – социальные институты общества [21, 27, 29, 36, 38, 55, 58, 74, 75, 22].

Например Ю.Морозов [58] так разграничивает смысловые нагрузки терминов «инновации» и «нововведения». Нововведение – новый способ удовлетворения общественных потребностей, основанный на научных исследованиях, дающий полезный эффект, соответствующий условиям социально-экономической среды своего использования. Нововведение представляет собой не научные открытия, а их превращения в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях результат [36].

Инновацию характеризуют использование результатов интеллектуальной, в том числе научно-технической деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов в сферах производства, экономических, правовых, социальных отношений, науке, культуре, образовании и т.д. Понимается прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого характера. Под новацией понимается нечто новое, это понятие близко к понятию изобретение.

Исследователи разделились в понимании понятия «инновация» на тех, кто включает в этот термин разработку и внедрение новшества, и тех, кто воспринимает его более узко – только фазу внедрения новшества.

По Гапоненко А.Л.[118], инновация – это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, обеспечивающее повышение эффективности. Он считает, что инновации не носят регулярного характера, инновационный процесс стал нелинейным, источником инноваций являются не столько взаимодействие производства, маркетинговых служб и потребителей, в ходе которого выявляются потребности клиентов и предложения поставщиков. Здесь главный эффект экономики, основанной на инновациях, заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах.

Ф. Янсен[13] определяет инновацию как соединение мира техники и мира бизнеса, коммерциализация научного потенциала в виде новой технологии, новых товаров, услуг и процессов, новых рынков или рыночных сегментов, новых организационных форм и подходов к менеджменту, т.е. новая комбинация технологии, продукта и рынка.

Медынский В.Г. [34], проанализировав существующие определения понятия «нововведение», считает, что понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слово «инновация» по смыслу идентично слову «нововведение», оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества.

Есть международные стандарты, в которых даны современные дефиниции понятия инновации. Формированию этого международного стандарта во многом способствовали две работы, известные как «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло».В Руководстве Осло под инновациями понимаются результат научно-технической деятельности, являющийся новым для социотехнической системы, принимающей и использующей его, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам, дающий экономический, научно-технический, социальный, экологический эффекты.

В таблице 1.17 представлены определения понятия «инновация» следующими учеными.

Таблица 1.17 — Варианты определений понятия «инновация»

Автор Понятие «инновация»
B.H. Лапин [56] Комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей
Б. Твисс [14] Процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание.
Т. Брайан [27] Процесс, в котором интеллектуальный товар изобретение, информация, ноу-хау или идея приобретает экономическое содержание
Б. Санто [179] Общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, а если инновация ориентирована на экономическую выгоду, к прибыли, ее появление на рынке может принести добавочный доход.
И.Н. Молчанов [61] Результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве
А.И. Пригожин [79] Сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах
П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели [32] Использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической деятельности), направленных на ее совершенствование
Ф. Никсон [94] Совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных технологий и оборудования
Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова [84] Итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический)
Ю.П. Морозов [165] Прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера
М. Хучек [102] Внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу

Различные ученые [14, 29, 30, 36, 55, 58, 80, 88, 96, 118] привели ряд классификаций инноваций. Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый В.Л. Попов, которая отражает процесс создания инноваций [27, 143] (таблица 1.18):

 

Таблица 1.18 – Классификация инноваций по практическим критериям

Критерий инновации Характеристика
   
1 Источник появления · Внутренние потребности (потребности производства, организации, региона, отрасли) · Внешние потребности (потребности рынка)
2 Причина возникновения · Реактивная (адаптивная) · Стратегическая
3 Конечный результат · Продуктовая · Процессная
4 Место применения новаций · На «входе» · На «выходе» · Для внутреннего потребления · Для накопления и продаж
5 Стадия жизненного цикла продукта (услуги), на которой внедряется новшество · Стратегический маркетинг · Разработка и оформление новшества · Разовое внедрение · Тактический маркетинг · Диффузия
6 Тип новации · Организационный · Технологический · Информационный · Финансовый · Комбинированный
7 Степень новизны · Базисная · Улучшающая · Псевдоинновация
8 Ожидаемый эффект · Финансово-экономический · Инженерно-технический · Организационно-социальный · Комбинированный · Синергетический
9Источник финансирования · Собственные средства · Заемные средства · Государственное финансирование · Комбинированное финансирование

Таким образом, каждый автор имеет несколько отличное от других определение понятия «инновация», однако можно выделить главные составляющие понятия инновации:

- является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее;

- это результат практического (или научно-технического) освоения новшества;

- доведенное до рынка;

- дающее ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический и т.д.).

Инновации реализуются в ходе инновационной деятельности, являющейся сложным, растянутым в пространстве и времени многофакторным процессом. Под инновационной деятельностью понимается генерирование и внедрение инноваций, использованием предпринимательского, креативно-функционального, философского подходов. Предпринимательский подход предполагает процесс создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта. Креативно-функциональных подход, к представителям которого можно отнести П.Н. Завлина [32], А.Е. Когута [21] и др. исследователей, определяется направлением на создание нового, где инновационную деятельность рассматривают как один из видов продуктивной творческой деятельности, связанную с выработкой новых целей с помощью новых средств. Попытка подчеркнуть интегративную сущность инновационной деятельности выражена в подходе, который можно охарактеризовать как философский.

Инновационная деятельность связана с интеграцией науки техники в единый комплекс, с изменением характера взаимодействий между ними, и появлением инновационной системы, знаменующей превращение науки, которая прежде рассматривалась лишь как форма общественного сознания, в сферу производственной деятельности.

Особенности инновационной деятельности с точки зрения нового технологического уклада рассмотрены в работах Д.Белла [178], Ф. Махлупа [188], Х. Дордрика [184], Й. Бенигера [179], Д. Лиона [187], М. Кастелса [192], С. Глазьева [121], Ю. Яковца [101], А.А. Румянцева [63], А.Г. Фонотова [93], Вл. Иноземцева [33], О.А. Романовой [77], Г.А. Краюхина [39], А.К. Казанцева [41], А.И. Татаркина [66]. Н. Бекетов [17], К. Лиухто [18] подвергли анализу информационно-коммуникационный сектор российской экономики, процессы компьютеризации и распространения Интернета, внешнеторговый потенциал российских информационных технологий и показали, что Россия движется по тому же пути, что и наиболее развитые страны.

Инновационная деятельность связана с ограниченностью ресурсов, позволяя преодолеть их, однако, требует особых методов управления из-за высокого уровня рисков и неопределенности, длительных сроков окупаемости инвестиций.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но неоднозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно- производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат.

Анализ особенностей инвестиций в инновационный процесс стал составной частью теории транзакционных издержек О.Уильямсона[14], Р. Коуза[15]. Классификация инновационных процессов выглядит следующим образом [137]:

- инкрементные инновации – не приводят к драматическим эффектам, локализация их результатов - чаще всего производственный участок, цех, предприятие в целом на интервале времени где ощущается их влияние;

- радикальные инновации – имеют локализацию результатов в рамках предприятий определенной отрасли или нескольких родственных отраслей с интервалом времени в несколько лет;

- инновации, которые способны менять технико-экономические системы и способствуют столь глубоким изменениям в технологиях, что существенные изменения могут испытывать сразу несколько отраслей экономики с интервалом в десятки лет;

- инновации, которые меняют технологическое восприятие окружающего мира и которые не являются стержнем технологических укладов. Их временная зона влияния –

Кондратьевский цикл, а пространственный ареал влияния – планетарная экономика в целом.

Современная модель инновационного процесса имеет 3 особенности [168]:

- имеет четковыраженную рыночную ориентацию, начиная не с НИР, а с научно-технического маркетинга, выявления существующих у потенциальных потребителей проблем, которые могут быть решены за счет нововведений, оптимальных параметров и предельной цены этих нововведений;

- модель учитывает механизм обратных связей и взаимозависимостей, межфирменных связей, оперативно учитывая условия эксплуатации нововведений у потребителя, появления конкурирующих продуктов и технологий. Инновационный процесс при этом превращается в совокупность взаимосвязанных и конкурирующих инвестиционных проектов;

- наряду с традиционными фундаментальными НИР, направленными на преращения научного знания, выделяются пионерные (поисковые) НИР как первый этап конкретных инновационных проектов.

Инновационная деятельность связана с понятиями «проект», «управление проектами», «инновационный проект».

 


Рисунок 1.7 – Основные проблемы инновационной деятельности России [54]


Понятие «проект» И.И. Ильин, И.Г. Лукманова, А.М. Немчин, С.Н. Никешин, С.Н. Петрова, К.Г. Романова, В.Д. Шапиро определяют как систему сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [21, 28, 38, 52, 62, 137, 148].

Б.А. Райзберг, Р.А. Фатхутдинов в отличие от других авторов проект определяют как замысел, идею, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [76].

На начальном этапе перехода к проектному методу управления инновациями лежали методы сетевого планирования, разработанные в конце 50-х гг. XX в. в США. Тогда независимо друг от друга две американские фирмы «Дюпон» и «Локхид» предложили методы планирования и управления, основанные на идее определения, оценки вероятных сроков всей цепочки реализации идеи от замысла реализации в форме сетей, с указанием сроков, стоимости и последовательности выполнения работ.

В последнем замечании необходимо отметить, что «мир не так системен», как представляли его основатели системного подхода. Тем не менее системный подход позволяет упорядочить мышление в процессе разработки проектов.

Другие российские ученые также предлагают свои определения понятию «проект». Однако все определения объединяют общие признаки: системность (комплексность), разграничение, наличие цели проекта, ограниченная во времени продолжительность проекта, уникальность (новизна и неповторимость), специфическая организация, изменчивость, как основное содержание проекта, ограниченность ресурсов.

Обозначение проекта в качестве документа, а также такие признаки, как ограниченность во времени продолжительности проекта, ограниченность ресурсов, специфическая организация заслуживает критики. Определение понятия «проект» Медынского В.Г. [56] в связи с ростом фактора неопределенности среды является на наш взгляд наиболее правильным.

И.И.Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге [52] под управлением проектами понимают методологию организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленного на эффективную реализацию его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: