ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ
Интеллектуальные нарушения - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей формируется только предметно-манипулятивная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей, либо не сформирована вовсе. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно не формируется. Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, т.к. он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников.
Такой ребенок испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, конструированию. Если ребенок не получил в дошкольном возрасте специальной (коррекционной) помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению. Попадая в массовую школу, дети с интеллектуальными нарушениями сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении основных учебных дисциплин. И даже дублирование программного материала в течение еще одного года не помогает им усвоить программный материал.
Раннее начало коррекционной работы с ребенком с интеллектуальной недостаточностью позволяет максимально снивелировать нарушение и предотвратить формирование вторичных дефектов. Система коррекционно-развивающей деятельности, направленная на развитие всех сторон личности ребенка помогает ему освоить первичные умения социализироваться.
|
Для того чтобы ребенок включился в коррекционно-развивающий процесс, важной предпосылкой является организация и темп деятельности: старший дошкольник должен уметь вовремя включиться в работу, уметь переключиться с одного задания на другое. Все это формируется в процессе непосредственной образовательной деятельности с учителем-дефектологом.
Другой необходимой предпосылкой к развитию интеллектуальной сферы является наличие у ребенка с нарушениями интеллекта элементарных познавательных интересов и познавательной активности.
Формирование познавательных интересов не сводится к тому, чтобы дать детям определенные знания, умения и навыки.
Речь, прежде всего, должна идти о том, чтобы воспитать у них потребность в знаниях и по возможности сформировать способы их приобретения.
Развитие интереса к окружающему, к познанию происходит, как правило, в разных видах детской деятельности.
Каждый вид детской деятельности вносит свой особый вклад в развитие ребенка.
Первая самостоятельная деятельность - предметная - вводит в мир вещей, созданных руками человека, знакомит его с их ролью в жизни человеческого общества.
Следом за предметной деятельностью развивается игровая, которая сначала тоже протекает как действия с предметами. Но по мере своего развития игра ведет ребенка к отражению и осмыслению человеческих отношений, к развитию новых сторон мышления и воображения, к развитию знаково-символической функции. Сначала ребенок замещает недостающие предметы другими, похожими, затем любыми, которым он придает соответствующую функцию, и наконец, просто словами.
|
Если ребенка с нарушениями интеллекта систематически обучают игре, постепенно подводят его к использованию предметов-заместителей, то к старшему дошкольному возрасту отмечаются уже элементы знаково-символической функции, необходимой для овладения языком, элементарными математическими представлениями, географическими и другими знаниями. Позднее на этом фундаменте строится познавательная деятельность.
Изобразительная и конструктивная деятельность - первые виды продуктивной деятельности. Задачи создания своими руками нового продукта - будь то рисунок, лепная поделка, постройка - заставляют ребенка стремиться получить правильное отражение воспринятого и тем самым способствуют дальнейшему развитию восприятия, представлений, знаний о предмете, закрепленных в речи, т.е. активизируют всю его познавательную и речевую деятельность.
Воспитание детей с нарушением интеллекта отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционной деятельности с формированием практических навыков и умений.
Общими причинами, задерживающими формирование ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ у умственно отсталых детей, являются:
ü инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему;
|
ü низкий уровень ориентировочной деятельности;
ü недоразвитие моторики, с чем связано ограничение практического чувственного опыта;
ü недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта;
ü позднее и нарушенное развитие речи (бедность словаря, трудности в формулировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи).
Часто начало коррекционной работы с ребенком откладывается родителями по многим причинам до достижения школьного возраста.
Однако самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей - это возраст от 3 до 8 лет, поэтому упускать это время, благоприятное для развития ребенка, нельзя.
Обучать ребенка - это не значит посадить его за стол и в течение определенного достаточно длительного времени проводить те или иные упражнения. Коррекционно-развивающая работа в первую очередь предполагает правильную, рациональную организацию деятельности ребенка. Способности ребенка развиваются в деятельности. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, обязательно взрослыми должна создаваться для ребенка ситуация успеха.
Положительное отношение к занятиям должно быть сформировано на ранних этапах обучения. Необходимо заинтересовать ребенка занятиями, и постоянно его поощрять, хвалить и не ругать за неудачу. Важно научить ребенка преодолевать трудности, радоваться своим победам. Наряду с новыми заданиями целесообразно предлагать и упражнения, уже хорошо знакомые ребенку, выполнение которых не вызывает затруднений и доставляет удовольствие. Это поддерживает у ребенка интерес к занятиям, развивает его активность и уверенность в своих силах.
Для того, чтобы ребенок не огорчался при неудачах, необходимы своевременные и разумные меры помощи. Необходимо правильно регулировать дозу помощи.
Всегда отмечайте даже самые незначительные успехи ребенка. Только в таком случае можно добиться серьезных сдвигов в положительную сторону в интеллектуальном развитии. Обязательно поддерживайте высокий уровень интереса и познавательной активности у детей.