НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫС УМСТВЕННООТСТАЛЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ.




Развитие ВНИМАНИЯ

Коррекционно-развивающие занятия с детьми лучше начи­нать с формирования ВНИМАНИЯ, т.к. от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы.

Внимание - это необходимое качество, которое следует раз­вивать с раннего детства, т.к. оно будет способствовать успеш­ному усвоению нового материала, формированию умения поль­зоваться уже имеющимися знаниями.

Уровень внимания у умственно отсталого ребенка весьма низок.

Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изо­бражения, не замечая при этом присущих им существенных эле­ментов. Вследствие этого они не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог.

Важно научить детей сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т.п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством явля­ется быстрое переключение с одного вида занятий на другой. По­этому у детей необходимо развивать интеллектуальную актив­ность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выпол­няемой работе.

Примерные упражнения на развитие внимания

1. Найди отличия между двумя на первый взгляд одинако­выми картинками.

2. Посмотри внимательно и скажи, что перепутал художник.

3. Определи, что на каждой картинке не дорисовано.

4. Найди среди игрушек две одинаковые.

5. корректурные пробы

Какие еще упражнения можно применить для развитиявнимания, Вы узнаете из следующей рекомендуемой литературы:

1. Развитие ребенка в ваших руках. /С.Д.Забрамная, О.В.Боровик-М.: Новая школа, 2000 г.

2. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -М.: 1993 г.

3. Баскова Й.Л. Внимание школъников-олигофренов. - М.: 1989г.

4. Развиваем внимание. - М.: Розовый слон, 2001 г.

Развитие ВОСПРИЯТИЯ

Одной из важных предпосылок обучения является сформи­рованное у ребенка ВОСПРИЯТИЕ. Понятие величины и формы предметов, как правило, бывают сформированы уже к школе. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особен­но - оттенков, пространственные отношения, временные пред­ставления. Этому надо уделить большое внимание в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми.

У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с поражениями интеллектуальной сферы вос­приятие формируется замедленно и с большим количеством осо­бенностей и недостатков:

1) замедленность и сужение объема зрительных восприятий;

2) замедленность темпа восприятий сочетается со значитель­ным сужением объема воспринимаемого материала;

3) умственно отсталые дети не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках;

4) понимание сюжетных картин и пейзажей представляет значительную трудность.

Все указанные недостатки и особенности восприятия сгла­живаются и компенсируются в процессе специального обучения и воспитания и при активном участии родителей.

Примерные упражнения на развитие восприятия

1. Догадайся, фрагменты, каких предметов нарисованы и до­рисуй их.

2. Под каждым предметом нарисуй геометрическую фигуру, на которую он похож.

3. Собери картинку, разрезанную на части.

Много других упражнений для развития процесса вос­приятия, Вы найдете в следующей литературе:

1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -М.: 1993.

2. Парамонова Л.Т., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. -Санкт-Петербург: 1999.

3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: 1997.

4. Русскова Г.А. Учимся пространственной ориентации. -М.: 1998.

5. Цвет. - М.: 1999 (Серия «Готовимся к школе»),

6. Форма. - М.: 1999 (Серия «Готовимся к школе»).

7. Развиваем восприятие. - М.: Розовый слон, 2001.

8. Детям о времени./Сост. Гаврина С.Е. - Ярославль: Акаде­мия развития, 1997 г.

9. Подружись с природой. /Сост. Гаврина С.Е. - Ярославль: Академия развития, 1997

Развитие ПАМЯТИ

Важную роль для ориентировки человека в жизни играет ПАМЯТЬ.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью самостоятельное на­хождение и использование приемов запоминания является слож­ным видом интеллектуальной деятельности. Им необходимо пока­зать наиболее целесообразные приемы заучивания и припомина­ния учебного материала, помочь сформировать эти сложные на­выки. Формировать память необходимо с раннего возраста. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизволь­ная память. К началу систематического обучения дети уже запо­минают стихи. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале обучения. Однако, в задачи обучения входит и формиро­вание осмысленной логической памяти, которая значительно улучшается с помощью использования различных вспомогатель­ных средств, приемов и способов запоминания.

При работе надо учитывать те виды памяти, которые оказы­ваются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, моторная, тактильная). Работу по формированию памяти целесооб­разно проводить на неучебном материале в различных жизнен­ных ситуациях.

Примерные упражнения на развитие памяти:

1. Назови предметы, нарисованные на картинке. Закрой ее. Постарайся перечислить все запомнившиеся предметы.

2. Постарайся запомнить следующие пары слов:

РЫБА -ВОДА

САПОГ - НОГА

ПИСЬМО - ПОЧТА

СТОЛ - ПИРОГ

СНЕГ-ЗИМА

БУКВЫ- КНИГА

А теперь послушай только первые слова и постарайся на­звать к ним их парные слова.

Какие еще упражнения используются для развития па­мяти, Вы узнаете из следующей литературы:

1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.-М.: 1993 г.

2. Занков Л.В. Развитие памяти умственно отсталого ребенка -М.: 1935г.

3. Гаврипа С.Е. Учимся запоминать. - Ярославль: Академия развития, 1998 г.

4. Развиваем память. - М.: Розовый слон, 2001 г.

Развитие ВООБРАЖЕНИЯ

ВООБРАЖЕНИЕ является одной из универсальных способ­ностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психиче­скими процессами и личностью в целом. Будучи самостоятельным психическим процессом, воображе­ние вплетается во все познавательные процессы и во многом зави­сит от потребностей, интересов личности, эмоций и характера.

У умственно отсталых детей воображение отличается фраг­ментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жиз­ненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

Воображение возникает и развивается в процессе деятельно­сти (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т.д.).

С раннего возраста жизнь требует достаточно сформирован­ного уровня развития воображения. К школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят раз­личные преобразования образов предметов, знаков и символов, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наибо­лее успешно становление воображения происходит в игре и при рисовании, а также в тех видах предметно-практической деятель­ности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Важным условием раскрытия творческих способностей яв­ляется создание общей атмосферы комфортности и увлеченности, а также оказание при необходимости разного вида помощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: