Развитие ВНИМАНИЯ
Коррекционно-развивающие занятия с детьми лучше начинать с формирования ВНИМАНИЯ, т.к. от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы.
Внимание - это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, т.к. оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями.
Уровень внимания у умственно отсталого ребенка весьма низок.
Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие этого они не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог.
Важно научить детей сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т.п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой работе.
Примерные упражнения на развитие внимания
1. Найди отличия между двумя на первый взгляд одинаковыми картинками.
2. Посмотри внимательно и скажи, что перепутал художник.
3. Определи, что на каждой картинке не дорисовано.
4. Найди среди игрушек две одинаковые.
5. корректурные пробы
Какие еще упражнения можно применить для развитиявнимания, Вы узнаете из следующей рекомендуемой литературы:
1. Развитие ребенка в ваших руках. /С.Д.Забрамная, О.В.Боровик-М.: Новая школа, 2000 г.
|
2. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -М.: 1993 г.
3. Баскова Й.Л. Внимание школъников-олигофренов. - М.: 1989г.
4. Развиваем внимание. - М.: Розовый слон, 2001 г.
Развитие ВОСПРИЯТИЯ
Одной из важных предпосылок обучения является сформированное у ребенка ВОСПРИЯТИЕ. Понятие величины и формы предметов, как правило, бывают сформированы уже к школе. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особенно - оттенков, пространственные отношения, временные представления. Этому надо уделить большое внимание в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми.
У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с поражениями интеллектуальной сферы восприятие формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков:
1) замедленность и сужение объема зрительных восприятий;
2) замедленность темпа восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала;
3) умственно отсталые дети не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках;
4) понимание сюжетных картин и пейзажей представляет значительную трудность.
Все указанные недостатки и особенности восприятия сглаживаются и компенсируются в процессе специального обучения и воспитания и при активном участии родителей.
Примерные упражнения на развитие восприятия
1. Догадайся, фрагменты, каких предметов нарисованы и дорисуй их.
2. Под каждым предметом нарисуй геометрическую фигуру, на которую он похож.
|
3. Собери картинку, разрезанную на части.
Много других упражнений для развития процесса восприятия, Вы найдете в следующей литературе:
1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -М.: 1993.
2. Парамонова Л.Т., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. -Санкт-Петербург: 1999.
3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: 1997.
4. Русскова Г.А. Учимся пространственной ориентации. -М.: 1998.
5. Цвет. - М.: 1999 (Серия «Готовимся к школе»),
6. Форма. - М.: 1999 (Серия «Готовимся к школе»).
7. Развиваем восприятие. - М.: Розовый слон, 2001.
8. Детям о времени./Сост. Гаврина С.Е. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.
9. Подружись с природой. /Сост. Гаврина С.Е. - Ярославль: Академия развития, 1997
Развитие ПАМЯТИ
Важную роль для ориентировки человека в жизни играет ПАМЯТЬ.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью самостоятельное нахождение и использование приемов запоминания является сложным видом интеллектуальной деятельности. Им необходимо показать наиболее целесообразные приемы заучивания и припоминания учебного материала, помочь сформировать эти сложные навыки. Формировать память необходимо с раннего возраста. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематического обучения дети уже запоминают стихи. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале обучения. Однако, в задачи обучения входит и формирование осмысленной логической памяти, которая значительно улучшается с помощью использования различных вспомогательных средств, приемов и способов запоминания.
|
При работе надо учитывать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, моторная, тактильная). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.
Примерные упражнения на развитие памяти:
1. Назови предметы, нарисованные на картинке. Закрой ее. Постарайся перечислить все запомнившиеся предметы.
2. Постарайся запомнить следующие пары слов:
РЫБА -ВОДА
САПОГ - НОГА
ПИСЬМО - ПОЧТА
СТОЛ - ПИРОГ
СНЕГ-ЗИМА
БУКВЫ- КНИГА
А теперь послушай только первые слова и постарайся назвать к ним их парные слова.
Какие еще упражнения используются для развития памяти, Вы узнаете из следующей литературы:
1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.-М.: 1993 г.
2. Занков Л.В. Развитие памяти умственно отсталого ребенка -М.: 1935г.
3. Гаврипа С.Е. Учимся запоминать. - Ярославль: Академия развития, 1998 г.
4. Развиваем память. - М.: Розовый слон, 2001 г.
Развитие ВООБРАЖЕНИЯ
ВООБРАЖЕНИЕ является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Будучи самостоятельным психическим процессом, воображение вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей, интересов личности, эмоций и характера.
У умственно отсталых детей воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.
Воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т.д.).
С раннего возраста жизнь требует достаточно сформированного уровня развития воображения. К школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и при рисовании, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
Важным условием раскрытия творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности, а также оказание при необходимости разного вида помощи.