Изобразительные антифоны




ЛЕКЦИЯ 18

 

Вседневные антифоны

 

Эти антифоны наиболее редко встречаются в службе. Они поются в будничные дни (пн, вт, ср, чт, пт), когда служба по знаку ниже славословия, если это не праздник, предпразднство или попразднство, если это не суббота (суббота приравнивается к предпразднству и Типикон в главе 12-й дает указание на пение Блаженн от Октоиха) и если Минея при шестеричном или беззначном святом не содержит указания на пение Блаженств.

Вседневные антифоны помещены в Ирмологие, в Православном Богослужебном сборнике и в книжке «Антифоны на Литургии» (Е. Кустовского).

 

Вседневные и праздничные антифоны совпадают по звучанию и по конструкции.

В 1-м антифоне припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» этот припев одинаковый и для будничных и для праздничных антифонов. По Уставу после Славы пелся припев и после И ныне: пелся припев, т. к. антифоны пелись антифонно. Но когда службу поет один хор, то это будет формальностью, так почти никто не поет.

В 1-м антифоне первая строка псалма дается только до середины: «Благо есть исповедатися Господеви. ». Это характерно не только для будничных, но и для праздничных антифонов, когда один хор поет половину строки псалма, а второй хор повторяет эту же строку, но до конца: «Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний». Это не сокращение строки.

После 1-го антифона - малая ектения.

Во 2-м антифоне конструкция та же: полустих + припев, стих + припев... А припев такой: «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас».

На Славу и ныне: мы поем «Единородный Сыне ». Слава и ныне: не дробится и поется перед «Единородный Сыне». Напев «Единородный» продолжает гармоническую и мелодическую схему Лаврского (минорного) напева антифонов. Они и пелись вместе и едины по своей музыкальной природе.

После «Единородный Сыне» - малая ектения. Традиция пения объединила два прошения и мы поем сразу 2 «Господи, помилуй». Традиционный напев - минорный.

3-й антифон, который тоже дублирует конструкцию первых двух антифонов: строка псалма и припев, нет никаких Блаженств. Припев: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия».

3-й антифон короче, чем Блаженны. Те священники, которые знают об этом, умеют подгадать время совершения Входа. Но может случится так, что священники не успели выйти, а вы уже все стихи пропели. В этом случае лучше повторить стихи из первых антифонов. Если вы еще не закончили 3-й антифон, а уже происходит Вход, сократите какой-нибудь стих. Таким образом, мы должны адаптировать 3-й антифон ко Входу.

И в это время священники уже вышли совершать Вход и возгласили: «Премудрость! Прости!» и мы поем входное песнопение «Приидите, поклонимся ». А что такое по конструкции песнопение «Приидите, поклонимся»? Это еще один стих с припевом 3-го антифона «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия». А мы забыли о существовании будничных антифонов и поэтому забыли происхождение конструкции Входного песнопения и поем его уже не на напев антифонов, а на оторванный от минорного напев из архиерейского служения (мажорный). На самом деле «Приидите, поклонимся» - это продолжение напева антифонов от места до Входа до места самого Входа. Сейчас уже так не поют, напев меняют.

Напевов будничных антифонов два:

1. Лаврский (минорный), хотя в нем очень устойчиво проглядывает упрощение, спрямление Лаврского 2-го гласа.

2. Греческий (мажорный), напев праздничных антифонов. Этот напев пришел не из какой не из Греции, это упрощенный 7-й стихирный глас, который пришел к нам от старообрядцев, которые все, что плохо лежит, поют на 7-й глас. Этот напев делит каждый стих псалма на два полустишия. Вроде бы информация безобидная. Но безобидная она до тех пор, пока мы не вспомним, что в первом и во втором будничных антифонах, как и в некоторых праздничных, первая строка дается не целиком, а только половина строки псалма. И что получается?

К сожалению, замечательный автор многих сборников, современный регент Г. Лапаев в одном из своих первых изданий допустил грубейшую ошибку. Он полустишие раздробил по напеву еще на две части. Элементарная логика человека поющего подсказывает, что если мы поем две текстовые строки на две музыкальные фразы, то одну текстовую строку нужно петь на одну музыкальную фразу. А он взял одну текстовую строку и «запихнул», распел ее на две фразы: «Благо есть/ исповедатися Господеви» (напечатать ноты). Сколько получилось музыкальных фраз? Две. А текстовых? Одна. А почему? Это не логично. С позиции любой поэтики (греческой, русской) грамотно спеть полустишие на вторую музыкальную фразу. Это просто поэтическое варварство! (Приводится пример с песней «Ой то не вечер»)

 

 

Праздничные антифоны

 

В Русской Православной Церкви праздничные антифоны поются только на Господские двунадесятые праздники. В Греческой Церкви (и, в частности, на Афоне) праздничные антифоны поются на все двунадесятые праздники (и на Богородичные тоже), а также в Неделю Торжества Православия и в Неделю Крестопоклонную.

Позиция Русской Православной Церкви достаточно свободная и дружелюбная к этой особенности. Все антифоны были опубликованы в Журнале Московской Патриархии за 1983 год. В русские Минеи праздничные антифоны вошли только в праздник Успения Богородицы.

Сейчас многие священники на службе возглашают по-гречески и используют в служении греческий Устав. Поэтому регенту надо быть готовым к тому, что могут попросить спеть на какой-нибудь Богородичный двунадесятый праздник праздничные антифоны. Да и вы сами можете обговорить это с настоятелем. Конечно, никто не обязывает и никто не запрещает, как батюшка благословит.

 

Сами стихи праздничных антифонов адаптированы под конкретный праздник. Берутся такие избранные строки псалмов, которые соответствуют празднику. Например, Крещения «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять», Пасхи «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», Вознесения «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», Троицы «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их», Преображения «Во исповедание и в велелепоту облеклся еси, одеяйся светом, яко ризою». Стихи псалмов у каждого праздника свои, индивидуальные.

Конструкция праздничных антифонов совпадает с будничными:

стих + припев, стих + припев, стих + припев...

 

1-й антифон, малая ектения

2-й антифон, Слава и ныне: «Единородный Сыне», малая ектения

3й антифон

 

Припевы:

У 1-го антифона «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас».

У 2-го антифона припев другой, «Спаси ны, Сыне Божий, [тут следует изменяемая часть, связанная с характером самого праздника ], поющия Ти: аллилуия».

Изменяемая часть:

на Крестовоздвижение - «плотию распныйся»;

на Рождество Христово - «рождейся от Девы»;

на Крещение - «во Иордане крестивыйся»;

в Неделю Ваий - «возседый на жребя»;

на Пасху - «воскресый из мертвых»;

на Вознесение - «вознесыйся во славе»;

на Преображение - «преобразивыйся на горе»;

на Сретение - «молитвами Богородицы»;

на Благовещение - «нас ради воплотивыйся»;

на другие Богородичные двунадесятые праздники - «Молитвами Богородицы».

На Троицу возникает большая трудность, припев будет такой: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти...». Певчим надо по полчаса на репетициях кулаком по голове молотить, чтобы выбить из них автомат из слов «Спаси ны, Сыне Божий ». Это зона особого внимания в службе Пятидесятницы!

 

Изменяемая часть припева 2-го антифона - очень важная часть, потому что она сохраняется до отдания праздника. В попразднство мы не поем праздничные антифоны, мы поем изобразительные антифоны и вот этот припев переходит у нас во Входный стих «Приидите, поклонимся» вместо «во святых дивен Сый».

 

3-й антифон - это та же конструкция, а именно: строка псалма + припев, строка псалма + припев... Но припевом к каждой строке псалма будет являться тропарь праздника. Более распространенная современная традиция стихи возглашать канонархом. Но в некоторых храмах стихи поются на напев стихов первых двух антифонов, а поскольку многие тропари начинаются с мажорной терции, то после припев тропарь петь на тон ниже от стиха (т. е. минор принимать как вторую ступень от мажора).

 

ВХОДНОЕ. На Господские двунадесятые праздники «Приидите, поклонимся» НЕ поется !!! Сразу после «Премудрость! Прости!» диакон или священник возглашает Входной стих, после которого хор поет тропарь праздника, но не в качестве припева, а уже как тропарь по Входе. Это качественно разный статус. Тропарь, звучащий как припев 3-го антифона - это легкое, спокойное, быстрое его пение. А тропарь по Входе - это выше по тону и ярче, это ТРОПАРЬ. Это не просто музыкантские заморочки и не просто эстетика, это реализация конструкции службы.

 

Есть одна маленькая деталь, которая возникает на Богородичные двунадесятые праздники. На все Богородичные двунадесятые праздники по греческому Типикону поются праздничные антифоны (на Рождество Богородицы, на Введение во храм Богородицы, на Сретение, на Благовещение, на Успение).

К 1-му антифону припев - «Молитвами Богородицы»;

Ко 2-му антифону припев - «Молитвами Богородицы» (кроме Сретения и Благовещения);

У 3-го антифона припевом является тропарь праздника.

У всех Богородичных двунадесятые праздников, кроме Сретения и Благовещения, НЕТ Входного стиха. Поэтому на все двунадесятые Богородичные праздники (кроме Сретения) мы поем «Приидите, поклонимся». Изменяемой частью на поем «Приидите, поклонимся» будет припев 2-го антифона «Молитвами Богородицы» (на Благовещение - «нас ради воплотивыйся»). В русском Уставе ничего об этом не сказано, кроме как о Успении, где указан припев «во святых дивен Сый».

 

Особая ситуация с праздничными антифонами возникает на праздник Благовещения. Антифоны этого праздника поются только в субботу и воскресенье, в будни же Литургия начинается с чина вечерни и переходит в Литургическую последовательность только с Трисвятого. Если Благовещение попадает на Пасху, то антифоны поются Пасхальные, как в сам день праздника, так и в Светлый понедельник, вторник и среду.

 

Напевы праздничных антифонов совпадают с напевами будничных: греческий (мажорный) и Лаврский (минорный). См. выше.

 

 

Изобразительные антифоны

Эти антифоны не похожи ни на будничные, ни на праздничные антифоны, у них совсем другая конструкция. Поются они чаще всего.

Изобразительные антифоны изображают сотворение мира. Как в начале вечерни идет рассказ о сотворении мира и приближении его и ожидании его к приходу Спасителя, так и в Литургии 1-й и 2-й антифон - это ветхозаветные псалмы.

Конструкция такая:

1-й антифон - 102-й псалом «Благослови, душе моя, Господа...». он вплотную примыкает к 103-му псалму и они очень похожи, родственные и по псалмодической поэтике, и по смыслу. 1-2-й псалом - это предначинательный псалом Литургии. Ни о каком сокращении псалма Устав не говорит. По Уставу мы должны спеть псалом целиком. По традиции его часто просто сокращают, но сокращают произвольно, чаще всего до «Щедр и милостив Господь». А у композиторов, например, у Чмелева, вообще только первые две строки и заключительная строчка. Сокращение до «Щедр и милостив Господь» не такое уж и страшное, т. к. вся остальная часть псалма повторяет смысл.

Малая ектения.

Слава: 2-й антифон - 145-й псалом «Хвали, душе моя, Господа...». Даже по традиции никогда не сокращается. Сам он небольшой и поется всегда в полноте.

И ныне: «Единородный Сыне...»

По Уставу положено Славу: спеть перед вторым антифоном, а И ныне: - перед «Единородный Сыне...». Многие композиторы писали к «Единородный Сыне...» не только И ныне:, но и Славу, потому что считали, что их «Единородный Сыне...» будут петь в праздники. В Изобразительных Царских Часов Сочельника именно так и читается: «Слава: Хвали, душе моя, Господа... И ныне: Единородный...».

Малая ектения.

3-й антифон представляет из себя Евангельские заповеди Блаженств из нагорной проповеди Христа (Мф. 5). И, как и в праздничных и вседневных антифонах, здесь присутствует конструкция «стих + тропарь». Но, в качестве стихов служат новозаветные строки, строки нагорной проповеди Христа, заповеди Блаженств, предваряемые одной короткой фразой «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи». Очень давно, в наше время, уставной размер этой строки вырос, т. е. добавилась еще строчка «егда приидеши во Царствии Твоем». В Уставе ее нет. Окончание пришло из постового пения Блаженств. Сейчас об этом уже никто не помнит.

J Произошел даже один анекдот. В прошлом веке жил один замечательный композитор П. Мироносицкий. Он написал музыку на «Во Царствии...», правда без тропарей. Это одно из лучших «Во Царствии...». По музыке - простое. Фактически он сделал схему напева. Схема очень гибко следует поэтическим изменениям текста, сделано очень талантливо. И, как человек, знающий поэтику, написал только «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи.», а один регент Горячев, когда издавал свой Литургический сборник, поместил там ноты «Во Царствии...» Мироносицкого, но приписал к ним «егда приидеши во Царствии Твоем». А зачем, непонятно, ведь Мироносицкий написал в соответствии с Уставом.

«Во Царствии...» по Уставу поется так: каждая строка Блаженств становится припевом к тропарям, как в стихирах на «Господи, воззвах». Если строк больше, чем нужно, они поются, как монолит. С какого-то момента, когда начинаются слова «НА 8, НА 10, НА 12», мы перестаем их петь подряд и после каждой строки Блаженства начинаем петь тропарь. Без тропарей канона Блаженства поются или читаются только на Изобразительных.

Если в нашей службе задействован Октоих, то мы берем тропари из Октоиха, но не из канона, а где в Октоихе после утрени даются Блаженны.

Если мы служим по Минее, то в Минее в конце службы даются указания: «Блаженна от канона, песнь 3-я и 6-я».

Всегда в Уставе написано на сколько поются тропари. Их бывает на 6, на 8, на 10 и на 12. Слава и И ныне: входят в это количество.

В воскресные дни:

1. при двойном соединении (например, воскресенье + святой любого знака или + Богородичный праздник (даже двунадесятый), или + предпразднство (попразднство)) поем на 10: воскресных 6 + святого 4;

2. при тройном соединении (например, воскресенье + двое святых или + попразднство и святой) поем на 12: 4 + 4 +4;

3. при святом, которому не положено петь Блаженства, поем воскресных на 8:

 

Также количество распределяется во время пения Триоди Постной:

1. при двойном соединении - на 10: 6 Октоиха + 4 Триоди;

2. при тройном соединении - на 12: 4 Октоиха + 4 Триоди + 4 праздника.

 

Во время пения Триоди Цветной в воскресенье:

на 8: 4 воскресных + 4 праздника.

 

В будни: большей частью на 8: - и великим святым, и Богородице.

В субботу: сначала 4 Минеи (если есть святому) + 4 Октоиха.

 

Более полную и подробную информацию смотри в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» В. Розанова, часть 1-я, отдел IV, глава 41-я «О Литургийных антифонах и блаженнах всего года».

 

Традиция пения Блаженств с тропарями такова, что во многих храмах Блаженства поют вообще без тропарей и, соответственно, без Слава и ныне:

А там, где поют с тропарями, чаще всего пение тропарей носит утилитарный характер: тропари поются до тех пор, пока священник не вышел из алтаря.

Существует традиция, при которой строки Блаженств поются, а тропари читает чтец.

 

Напевы антифонов

 

Поскольку Изобразительные антифоны поются наиболее часто, иногда даже более часто, чем нужно (вместо будничных), то, конечно, напевов, сколько угодно. Устав говорит, что 1-й и 2-й антифоны поются 8-м гласом. Когда писался Устав, тогда еще не было разделения на тропарные и стихирные гласы. Сейчас поется тропарным гласом, но не нашей гармошкой. 1-м гласом поют по традиции, со вставными строками. Поют также на напев праздничных антифонов, греческим распевом (он же обработан архим. Матфеем). 8-й уставной глас используется совсем недавно (лет 10-15 назад) - Киево-Печерский распев.

В первом антифоне полтора века подряд не вылизал из традиции пения авторской музыки. Чего только не пели! Чмелев обработал 1-й глас, Чесноковские обработки (но они не простые), Озеров, хит, который все бабульки поют наизусть - это Ипполитов-Иванов. Композиторы часто обрабатывали 1-й глас. В Литургии П. Чайковского первых двух антифонов нет не потому, что он не хотел писать, а потому что в его время принято было петь Изобразительные антифоны по Уставу, на глас, но написал «Отче наш» достаточно спокойное и тихое и один регент перекинул музыкальный материал «Отче наш» на 1-й антифон. Получилась хорошая, спокойная музыка с романсовыми гармониями.

В ЦП-С есть Киевский напев Изобразительных антифонов, но там он немного перевран, выбивается из схемы. В «Антифонах на Литургии» дана схема этого напева. Также в этом сборнике дан напев Николо-Перервинского монастыря, простой, двустрочный. И вот что удивительно: ни одна авторская обработка не прижилась на 2-м антифоне кроме одного - иеромонаха Никанора. Какого бы автора не пели на 1-м антифоне, на 2-й поют Никанора.

Важно, чтобы соблюдалось единство напевов двух антифонов. Считается дурным тоном, когда один псалом поется, скажем, на 8-й Киево-Печерский глас, а второй на 1-й глас. Уж как начали, так и продолжили. Либо свободное авторское сочинение на 1-м антифоне и Никанора на 2-м. Тоже нехорошо комбинировать Ипполитова-Иванова с 1-м гласом.

«Единородный Сыне...» имеет массу авторских и неавторских напевов. Обиходным считается спрямленный 2-й Лаврский глас. Обработка П. Динева - по напеву праздничных антифонов. Самое простое, спокойное песнопение - обработка Д. Соловьевым 6-го гласа малого знаменного распева. Известны также Старорусского, Бортнянского, Турчанинова, Кастальского.

«Во Царствии...» - это особая статья. Пение Блаженств стоит немного особняком от антифонов. Надо сказать, что структура Блаженств, как песнопения, состоящего из стихов, ее понимали таковой даже композиторы и никто из композиторов не старался писать монолита, за исключением Рахманинова. Монолитное пение Блаженств не особо приживается в практике, все-таки строки Блаженств поются на двустрочный, двухфразовый напев, который очень легко запоминается и поется не по нотам, а по текстам. Умные композиторы, которые понимали, что обиходное пение гораздо более традиционно и более приживается, старались свои песнопения изложить в виде схемы напева. Такие Блаженны есть у Архангельского в Литургии древних распевов. У Мироносицкого хотя схема и очень индивидуальная, но все равно это схема, где каждая строка - это повторение вариации одного и того же напева. Очень часто используются напевы «народного» изобретения, которые тоже «обросли» своими названиями, например, Московского распева, Кустовского. Лаврский (обиходный) напев существует в двух гармонических видах: один остается в мажоре (T-D-T), другой вариант - 1-я строчка напева уходит в минор во II-ю ступень. Каждый вариант в отдельности звучит по-своему замечательно, но одновременно их соединять нельзя! Звоника - с субдоминантовым довесочком, красивая штучка. Двустрочные подобны тоже часто используют при пении Блаженств: «Тридневен», «Небесных чинов», 6-й болгарский глас, на напев «Царице моя Преблагая». Очень распространено пение Блаженств на акафистный напев Серафимо-Дивеевского монастыря (по-другому еще называют Саровским). И еще очень часто объединяют 1-м гласом пение первых двух антифонов и Блаженств.

 

 

Форма пения Блаженств с тропарями. Поиски оптимального варианта пения шли очень долго. Многие успокоились на том, что строки Блаженств поются, а тропари читаются. Особенно такое часто в монастырях. В знаменных распевах дается только первый тропарь, а далее написано: «также». А как распевать? Одного желания петь мало. Если уж вы Блаженны поете по благословению на глас, то не вводите технологическое ковыряние. Лучше либо петь строки Блаженств, а тропари читать, либо петь тропари канона тем же напевом, что и строки Блаженств. Единственное, что требуется от регента - это заранее просмотреть тропари по разделителям, чтобы их было четное количество, чтобы не оказаться на середине строки.

Петь на простой знакомый распев хорошо тем, что это освобождает певчих от ковыряния в нотах и обращает их внимание на текст.

Если и строки Блаженств, и тропари поются, то однообразный напев может «убаюкать». Существует золотой закон: при сочетании неизменяемой и изменяемой частей, неизменяемая часть (в данном случае - строки Блаженств) поются тише и легче, а изменяемая часть (тропари) - громче и весомее.

 

Эта духовно-информативная часть приводит мир ко Христу. Вынос Евангелия на Литургии - это и есть пришествие Сына Божия в наш мир. Пред началом пения Блаженств, на «Аминь» после малой ектении открываются Царские врата. Вход происходит на окончании пения 3-го антифона: идет алтарник со свечой (как бы Предтеча), диакон несет Евангелие (вносится Слово Божие) и за ними идет священник. Ко времени окончания пения Блаженств диакон и священник уже стоят перед открытыми Царскими вратами.

Диакон возглашает: «Премудрость! Прости!»

Хор поет: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, [ изменяемая часть ], поющия Ти: аллилуия». В конце поется «аллилуия» один раз.

В воскресенье изменяемая часть звучит так: «воскресый из мертвых», в будни - «во святых дивен Сый», в попразднство - припев 2-го праздничного антифона.

В двунадесятые Господские праздники и на Сретение «Приидите, поклонимся...» не поется, но возглашается Входной стих от диакона (священника).

Однако, существует ситуация, при которой и в двунадесятый Господский праздник после того, как возгласил священник Входный стих, поется «Приидите, поклонимся...». Такое бывает при архиерейском служении и алтарь обязательно запоет «Приидите, поклонимся...», после алтаря хор запоет «Спаси ны, Сыне Божий...» и опять после хора алтарь: «Спаси ны, Сыне Божий...». Архиерейская служба - это единственная служба, в которой в двунадесятый Господский праздник поется «Приидите, поклонимся...» как обязательный элемент.

 

Сразу после Входного наступает время пения тропарей и кондаков на литургии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: