В Уставном плане Литургия не часто доставляет регенту головную боль по поводу Устава. Что регент готовит для Литургии? Для музыканта это чаще всего состоит в подготовке нот. В Уставном плане - это подготовить тропари и кондаки по Входе, прокимен и Причастный стих. Все. Больше заниматься нечем. Очень закостенелая ситуация Устава.
А вот с тропарями и кондаками это серьезный вопрос. Типикон уделяет этому вопросу огромное количество страниц. И иногда Устав это излагает настолько непросто, что хорошие и крепкие литургисты иногда находят в самом Типиконе главы, в которых установка пения тропарей в одном режиме противоречит установка пения тропарей в другом режиме.
В свое время, Е. Кустовский, ожидая старческий склероз, при подготовке одной публикации - Тропариона, ввел все, что касается пения тропарей и кондаков на Литургии, сформировал таблицу. А поскольку Тропарион претендовал на статус достаточно полного, то предполагалось, что с ним удобно должно быть служить как в плане текстов, так и при распределении этих текстов на службе. В частности, туда в виде таблиц, вошли вещи, связанные не только с пением тропарей и кондаков на Литургии, но и на вечерни и утрени. Таблица не включает в себя время предпразднства и попразднства, иначе Тропарион очень сильно бы потолстел и не стал бы компактным и удобочитаемым. Этот раздел «Тропари и кондаки на Входе» достаточно логичен и поэтому даже не читая Типикона можно представлять себе, что у нас будет на службе в тропарях и кондаках и примерно составить себе рабочую модель, как оно будет, а потом залезть в Типикон и просто себя проконтролировать. Это правильный путь работы с Типиконом: контроль и коррекция на заготовленную модель. И становится интересным, почему наша модель не совпала с Типиконом, что-то значит упустил. Тогда ваше творческое отношение к Типикону останется активным. А если мы будем вообще без всякой модели туда лазить, мы никогда ничего не поймем.
|
Разговор о тропарях и кондаках на Литургии - это не только Устав и теория, но и практика их реализации, это беспрерывное, беспаузное, нон-стоп пение текстов со сменой гласов и ориентировкой передачи тона, вспоминания гласа, передачи вспоминания певчим и как все это будет сочетаться. Очень важно уметь соединить гласы, чтобы не пищать наверху на одном и не давиться внизу на другом. Времени на раздумья нет - закончили один тропарь, тут же поет другой, тут же третий и т. д. Это место технологически и не только теоретически, но и практически сложное.
В свое время у отца Владислава была формулировка, что в тропарях и кондаках на Входе мы обозначаем время и место святости. КОГДА мы служим Литургию и ГДЕ мы служим Литургию. Временная и пространственная точка служения Литургии выражена через то, что мы временную и пространственную точки обозначаем через тропари. Временная точка выражена чем? Что мы имеем сегодня? Мы имеем сегодня какой-то день недели, мы имеем сегодня какое-то число и месяц. Обычно мы реализуем эти понятия в нашем служении на вечерни и на утрени. Соединяем сегодняшний день недели с сегодняшним святым. И этого бывает достаточно. А вот в Литургии к этому прибавляется еще и пространство. Где мы служим. И пространство святости, пространство служения, адрес служения мы обозначаем через храм, через пение тропарей и кондаков святым храма. Таким образом, в системе пения тропарей и кондаков у нас участвуют три вектора, три параметра:
|
1) число месяца (годовой круг) - Минея;
2) день недели (седмичный круг) - Октоих, Триодь;
3) храм.
Храмом с точки зрения Устава является не только каменная или деревянная постройка, т. е. сам храм, но и придел, в котором мы служим. Словом «храм» в Уставе обозначается придел, в котором служим сегодня. И если в храме несколько приделов, то придел, в котором сегодня идет служба и является храмом. Но к этому есть поправка. В некоторых храмах бывает так, что в храме есть несколько приделов, но они еще не освящены и служба в них не идет. В этих случаях настоятель может благословить петь за каждой Литургией тропари всех приделов.
Храм может быть чина Господского, Богородичного и святого, Минея тоже может дать праздник чина Господского, Богородичного и святого, а день недели может быть Господского чина и чина святых (в Октоихе две тематики, только два иерархических уровня). И что получается? Вероятность сочетаний может быть любая, т. е. может быть все три сочетания на уровне святых, большие вариации комбинаций. Что обычно делает регент? Прежде всего он собирает информацию о храме, сегодняшнем дне недели, о сегодняшнем дне по Минее, а потом, исходя из определенных ограничений, откидывает лишнее. Иногда бывает, что откидывается все, кроме одного тропаря и одного кондака по Минее - в двунадесятый праздник.
Существуют общие положения пения тропарей и кондаков:
1. Безусловной аксиомой, положением бесспорным и без вариаций, не меняющимся ни при каких условиях является пение сначала тропарей, а потом кондаков. Как только стали петь кондаки, нужно уже забыть о тропарях и возвращаться к ним не хорошо, нельзя.
|
2. За редким исключением (это особый уставной случай) тропарей и кондаков бывает разное количество. Обычно количество тропарей = количеству кондаков.
Так сложилось, что сейчас тропарь приобрел единичную функцию и является главным песнопением в службе. Поэтому существует практика сокращения кондаков - по традиции тропари поются все, а кондаки сокращаются до Славы и до И ныне.
3. Тропари поются строго по иерархии: Господские - Богородичные - святым:
а) Одновременно может быть спето не более двух тропарей Господского чина.
Тематика воскресная может сочетаться с Господским тропарем годового круга (например, 1 августа), а также с тропарем двунадесятого праздника в попразднство. Только сам Господский двунадесятый праздник, попавший на воскресенье, отменит воскресный тропарь (ничтоже воскресно поем).
Тропарь и кондак Господского чина в попразднство не отменяет храмовые тропарь и кондак (сочетаются).
Тропарь и кондак храма Господского чина не поется:
1) в воскресенье, среду и пятницу;
2) в двунадесятый праздник;
3) в праздники Господского чина (но не в попразднство), например, Убрус, 1-й Спас, Обрезание.
б) В тропарях Богородичного чина не может быть спето 2 тропаря (и кондака), они всегда взаимозаменяются, они не могут соседствовать.
Тропарь и кондак храма Богородицы отменяется:
1) в любой двунадесятый праздник и Господского и Богородичного чина;
2) в попразднство Богородичного праздника;
3) ради Богородичного праздника, например, какой-нибудь иконы или положения ризы Богородицы.
в) Тропари и кондаки на этаже святых сочетаются в таком порядке:
тропарь дня (Октоих), тропарь храма, тропарь святого Минеи.
Тропарь и кондак храма в честь святого отменяется:
1) в субботу, т. к. суббота содержит тропарь и кондак всем святым;
2) если Минейному святому совершается Бдение;
3) в двунадесятые праздники.
Например, мы служим славословную службу прп. Феофану Затворнику во вторник в храме прп. Серафима Саровского: тропарь вторника (Иоанну Предтечи), потом тропарь храма - прп. Серафиму и только потом Феофану Затворнику.
4. А вот иерархия кондаков гораздо более сложная, здесь могут быть различные комбинации, потому что здесь есть Слава и И ныне.
На Славу: поется кондак святому Минеи (от славословия и выше в будни). В пн, вт, ср, чт, пт, сб на службах ниже славословия (шестеричный и беззначный святой) на Славу: поется «Со святыми упокой...». Иногда по традиции «Со святыми» не поют, оставляя их для субботы.
И ныне: Богородичная тематика. В храме Богородицы поют кондак храма. Если в храме нет предела Богородицы, но есть Богородичная икона, то, как правило, настоятель благословляет вместо общего Богородичного кондака «Предстательство христиан...» петь кондак именно этой иконе.
В храме Господского чина существует вариация: либо поется кондак храма Христова, либо поется «Предстательство христиан...». Лучше всего договориться с настоятелем о том, какой кондак петь на И ныне.
В храме святого на И ныне: поется «Предстательство христиан...».
Все остальные кондаки идут до Славы по иерархии тропарей (но их могут и сократить по традиции).
В субботу на И ныне: в службе ниже славословия в любом храме (и Владычнего чина, и чина святого) поется «Яко начатки естества...».
Если служба от славословия и выше, то отменяются тропари и кондаки дневные (Октоиха).
Существует традиция пения на И ныне: кондака «Взбранной Воеводе...» вместо общего Богородичного кондака «Предстательство христиан...», особенно такое бывает на архиерейских службах. Иногда кондак на И ныне: поет алтарь, тоже чаще на архиерейских службах.
Традиция регулярно во многих храмах оставляет уставную строгость для тропарей (их набора и очередности). С кондаками традиция поступает небрежнее, а именно: очень часто из службы уходят кондаки храмовые, оставляя только то, что поется на Славу и на И ныне.
В памяти весь устав держать невозможно. Регент должен знать логику Устава и где найти в Уставе нужное место с нужной информацией.
В голове у регента должен быть бланк, заготовка:
Тропари:
Господские: не больше двух |
Богородичные: только один |
Святым: сколько есть |
Кондаки:
Слава: |
И ныне: |
Очень важна тональная сцепка тропарей и кондаков. Для этого желательно их заранее просмотреть, чтобы в службе не было пауз. Иногда регенты для того, чтобы заполнить паузу, пока ищется нужный тропарь или кондак, начинает громко и протяжно давать тон (все лучше, чем молчащая пауза! J).
J Для регента пение тропарей и кондаков по Входе - очень напряженная ситуация: камертоны летят, книги рвутся, регент в лихорадке думает какой глас после этого, мажор или минор, как звучит напев, да еще и певчим надо напомнить...
В некоторых храмах делают карточки с тропарями и кондаками на перфокартах, которые лежат в ящике и нужные тропари с кондаками в нужное время вытаскиваются.
После пения тропарей и кондаков начинается подготовка к самому центральному эпизоду Литургии оглашенных - Священному Писанию. чтение Священного Писания предваряется пением Трисвятого.
В алтаре тихо, пока хор поет последний кондак, диакон говорит: «Благослови, владыко, время Трисвятого». И по окончании кондака диакон становится перед Царскими вратами.
Несколько лет назад на Поместном Соборе установили форму пения «Господи, спаси благочестивыя». Эти возгласы были обязательными в начале 20-го века, это возгласы из молитвы о Царе, в Советское время они вообще ушли из службы. Этот возглас официально был возвращен в Литургию. Есть две формы возглашения - с диаконом и без него.
С диаконом:
Священник: «Яко Свят еси, Боже наш... ныне и присно.»
Диакон: «Господи, спаси благочестивыя».
Хор: «Господи, спаси благочестивыя».
Диакон: «И услыши ны».
Хор: «И услыши ны».
Диакон: «И во веки веков».
Хор: «Аминь. Святый Боже...»
Без диакона:
Священник: «Яко Свят еси, Боже наш...»
Хор: «Аминь.»
Священник: «Господи, спаси благочестивыя».
Хор: «Господи, спаси благочестивыя».
Священник: «И услыши ны».
Хор: «И услыши ны. Святый Боже...»
Но священник волен возглашать, как хочет и поэтому в каждом храме свои вариации. Бывает, что священник не возглашает «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», а поет только хор.
ТРИСВЯТОЕ
Конструкция:
«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» трижды.
Слава и ныне: «Святый Безсмертный, помилуй нас».
И еще один раз: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Напевов очень много и авторских и неавторских. Самые известные стали напевами архиерейской службы: Киевское (минорное, которое поется часто в заупокойном служении) и Болгарское. Есть немало «народных» Трисвятых. У одного мы долго искали родословную, но так и не смогли найти, что ни источник публикации, так с новым названием, где-то оно написано, как Лаврское, где-то «с точкой», где-то Ярославское... Из авторских известно Голованова, Строкина. Из простых напевов - Почаевское.
Трисвятое заменяется на:
«Кресту Твоему...» - на Крестовоздвижение и на Крестопоклонной Неделе Великого поста. Существуют вариации в мелодии и гармонии. В своем хоре желательно напев унифицировать и выучить с хором.
«Елицы...» - на Рождество Христово, Богоявление, Пасху. Здесь вариаций почти нет.