ПОЛИМОДАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ
Лях И. В.
Психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП), председатель комитета по супервизии ОППЛ, Действительный супервизор ОППЛ, официальный представитель ЦС ОППЛ в Западной Сибири, руководитель Новосибирского регионального отделения ОППЛ, г. Новосибирск
Буквально слово «супервизия» переводится как «надзор». Супервизия как форма деятельности существует не только в психологии: нам известен авторский надзор в архитектуре, медицине, в научных и творческих проектах, надзор осуществляется во многих общественно значимых сторонах человеческой деятельности, сопряженных с ответственностью исполнителя.
Супервайзер — специфическая профессия: любой супервизор — в мерчендайзинге, социальной работе, психологической консультации, — человек, который обязан следить за выполнением правил и надлежащим качеством профессиональной деятельности.
В сфере психологии супервизия давно и успешно развивается в большинстве признанных школ консультирования и психотерапии. Роль супервизора отличается как от роли наставника, так и от роли методиста. Супервизор может быть наставником, но его обязанность — не только и не столько обучать, сколько осуществлять систематический контроль качества работы, — отслеживать профессиональные процессы в их динамике. Методическая деятельность во многом аналогична супервизионной, особенно близка к ней школьная (мономодальная) супервизия. Но даже в ней не существует универсальных рекомендаций по работе с каждым клиентом до получения стандартизированного результата. Даже в самой строгой школьной супервизии осуществляются взаимодействия между супервизором и специалистом, далеко выходящие за рамки прямого следования методическим рекомендациям. Это во многом творческая и индивидуальная процедура. Одно из основных отличий от методической деятельности — иное разделение ответственности за результат работы специалиста.
|
Итак, супервизия — практическая деятельность для практиков.
Определения
Супервизия — это специфическая форма официального профессионального взаимодействия специалиста и супервизора, супервизора и супервизора, которая осуществляется в целях повышения эффективности работы специалиста, повышения качества оказания услуги, психологической и психотерапевтической помощи, развития профессии, науки психотерапии, и профессионального сообщества в целом. Супервизия неотделима от профессионального сообщества, в котором она осуществляется, и является важным условием профессионального роста специалиста. Следует подчеркнуть официальный и открытый характер этого взаимодействия.
Супервизия в общественной организации является базовым механизмом системного и систематического саморегулирования профессиональной деятельности.
Системное саморегулирование профессиональной деятельности означает, что супервизоры готовятся внутри самой общественной организации по её стандартам и подчиняются правилам и кодексам организации. Кроме того они постоянно обмениваются опытом, что служит основой для системного развития профессии.
Юридически реализация этих принципов возможна в форме СРО. Построение гражданского общества обеспечивает достаточное количество возможностей по урегулированию вопросов профессиональной деятельности. Супервизия внутри сообщества становится простым и самоочевидным механизмом социального контроля над профессиональным сообществом.
|
Потребность в супервизии
Потребность в супервизии существует как на уровне отдельного специалиста или работодателя, так и на уровне профессионального сообщества в целом.
Практикующий специалист обращается за супервизией, исходя из следующих потребностей:
- получение поддержки в начале профессиональной деятельности;
- получение помощи в сложных ситуациях;
- признание и статус в профессиональном сообществе (во многих школах действует ступенчатое получение статуса, для членства высокого уровня нужна супервизия);
- профилактика профессионального выгорания (в начале деятельности и при достижении наивысшего уровня профессиональной эффективности);
- профессиональный рост.
Основные потребности работодателей в наличии супервизии для специалистов организации таковы:
- контроль эффективности, гарантия качества;
- разрешение конфликтных ситуаций с клиентами, а также между специалистами (важно отметить, что супервизор не выполняет функцию третейского судьи, а отслеживает, насколько были выполнены стандарты в том или ином взаимодействии);
- организация условий для профессионального роста и развития специалиста (несмотря на инициативу работодателя, здесь необходима личная заинтересованность специалиста);
- повышение качества работы с клиентами, повышение экономической и социальной эффективности предприятия;
- экспертная оценка качества работы с целью сертификации.
Супервизия также является потребностью профессионального сообщества в целом, поскольку она даёт экспертную оценку уровня подготовки специалистов, а ведь именно качество работы специалистов формирует имидж и репутацию всего профессионального сообщества.