Основные направления организации современной супервизии




1. Школьная супервизия. В определенных школах супервизия имеет исключительно важное значение. Так, в ЕКПП (Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии) супервизор имеет уникальный статус. Он может рекомендовать или не рекомендовать признать практику соискателя достаточно качественной для получения статуса специалиста. Как правило, школьная супервизия охватывает всю деятельность специалиста в рамках школы. Супервизорами становятся по мере потребности школы в супервизии. Несомненным достоинством такой супервизии является её традиционность. Вступая на путь обучения в школе, молодой специалист сразу принимает это требование и соглашается с её необходимостью. Недостатком школьной супервизии, зачастую, является её виртуальность.

2. Супервизия в процессе обучения. Супервизор следит за освоением навыка, и после освоения навыка супервизия прекращается.

3. Супервизия практики. Осуществляется в рамках профессиональных организаций и структур, занимающихся профессиональной деятельностью, может быть индивидуальной и групповой, организуется в зависимости от целей и задач организации, например, в работе волонтёров в ЧС, с целью сохранения гарантии качества.

Виды супервизии

По форме супервизия бывает индивидуальной и групповой. По критерию содержания можно выделить следующие виды:

- наставническая (освоение и закрепление навыка в рамках школы);

- административная;

- профессиональная (рекомендации коллегам по улучшению качества работы).

Наибольшее методическое значение имеют наставническая и административная разновидности супервизии. По методу возможны следующие виды супервизии:

- очная;

- заочная;

- интерактивная;

- супервизия с использованием технических средств;

Наиболее распространенной формой является заочная супервизия — большинство индивидуальных супервизий — заочные. Очная супервизия проводится в присутствии клиента, в этом случае особенно важны этические правила. Данный вид супервизии требует особенно тонкой профессиональной работы и обязательной предварительной договорённости с клиентом. Чаще всего очная супервизия применяется в работе с детьми. Интерактивная супервизия проводится при помощи скайпа или комнаты со стеклом и позволяет супервизируемому получить совет во время самого процесса работы. Такая форма особенно актуальна для молодых специалистов. В России интерактивная супервизия проводится достаточно редко. Более распространена форма супервизии с использованием технических средств — видео-, аудиоматериалов, предоставленных супервизируемым. В некоторых случаях супервизор может потребовать от специалиста проведения супервизии с использованием технических средств.

Идеальная модель супервизии

Эффективность специалиста меняется со временем, в том числе, в зависимости от его опытности. Специалисты, добивающиеся 10% эффективности, обычно находятся в начале карьеры (в этой ситуации необходимость супервизии очевидна). Эффективность на уровне 20—30 % обеспечивает стабильный поток клиентов к специалисту. При уровне эффективности 30—50 % появляется возможность увеличивать и регулировать число клиентов. Специалист, работающий с эффективностью 50—90%, получает возможность отбора клиентов, часто функция отбора делегируется. При эффективности 100% появляется риск формирования грандиозности, специалист может начать брать в работу клиентов, с которыми невозможно работать (и в этой ситуации очевидна необходимость появления супервизора).

При 30—50 % эффективности у специалиста появляются ученики, к которым можно направить клиента и наблюдать за процессом работы, контролировать деятельность начинающего специалиста. В процессе передачи клиента ученику, специалист получает возможность не только разделять ответственность за качество работы с ним, но и полноправно контролировать качество его работы, всю полноту отношений, возникающих между учеником и клиентом.

Ответственность супервизора конституируется следующим образом: ответственность перед супервизируемым специалистом, перед клиентом, перед обществом в целом, перед специалистами (профессиональным сообществом), перед супервизорами. Индивидуальная супервизия всегда осуществляется на основе договорённости.

Полимодальность

Основным источником полимодальности является тип образовательной системы, в которой формируется российский специалист. Выпускник психологического факультета изначально полимодален. Помимо этого, существуют и другие источники полимодальности. Приведем основные из них:

- В случае эффективной работы с одним запросом клиента, у него часто появляется новый запрос, для удовлетворения которого более эффективной может оказаться работа в другой модальности;

- Любой клиентский запрос полиморфен, причины возникновения и способы формирования запроса разнообразны, поэтому знание методов разных модальностей может быть полезным;

- Изменения в общественном сознании могут способствовать появлению или усилению в обществе интереса к той или иной модальности;

- Желание специалиста развиваться, осваивать новое может способствовать появлению у него интереса к освоению новых модальностей.

Важно отметить, что в настоящее время большинство открытий осуществляется в междисциплинарных пространствах. Принцип полимодальности ориентирует супервизора не только на поиск универсальных факторов процесса терапии (или консультирования), но и на поиск аналитической (максимально нейтральной) позиции, предполагающей открытость восприятия феноменов процесса взаимодействия специалиста и клиента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: