КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА
КАК ЭЛЕМЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Корпоративная этика
Профессиональная этика
«Профессиональная этика (функционально-дифференцированная, ролевая) относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях.
Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что он безнадежно болен?)»
Задание 36. Найти в литературе или Интернете по три примера кодекса профессиональной этики.
«Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская, журналистская, этика бизнеса и др.), включает некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной. Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей не зависимо от их профессиональной принадлежности или социальных функций»
Этика бизнеса
«Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е гг. XX века в США. К началу 80-х гг. она стала важнейшим предметом изучения для специалистов. Хотя скептицизм по поводу самой возможности существования этики в бизнесе был распространен довольнодолго»
Основные концепции в этике бизнеса:
I. Теория, основанная на религиозной этике. Хорошо известно, что первые предприниматели были весьма религиозными людьми. Но прямое использование имеют определенные ограничения:
– глобализация (различные религии);
|
– абсолютные нравственные ценности мало что могли дать человеку в ситуации конкретного нравственного выбора.
Другие три подхода опираются на три различные этические традиции:
II.
1. Теория утилитаризма. Основатель – Иеремий Бентом (1748–1832). Какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого действия. Таким образом, необходимо количественное измерение всех благ и полезностей.
Теория утилитаризма лежит в основе метода анализа расходов и прибыли. Используют, в частности, для определения эффективности инвестиций.
Проблемы использования теории: несоизмеримость, различная ценность для каждого, отсутствие возможности прогнозирования.
2. Деонтическая этика – теория моральных прав. Основатель – Иммануил Кант (1724–1804).
Принципы деонтической этики:
– универсальность: личные мотивы должны быть универсальными (а что если бы все поступали бы так?);
– обратимость: личные мотивы должны быть такими, чтобы лицо, их реализующее, могло желать их использования другими лицами (а что если бы с тобой поступили также?). Сосредоточена на внутренних мотивах, а не на последствиях действий.
3. Этика справедливости. Исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для ее представителей – человеческое равенство и справедливость как его выражение. Сложность, однако, состоит в том, что существует несколько отличающихся друг от друга представлений о справедливости:
|
3.1. Эгалитаризм. Согласно этой теории (от фр. egalite – равенство) между людь-
ми нет никаких различий, которые могли бы оправдать возможность неравного к ним от-
ношения. Следовательно, блага и тяготы должны распределяться между людьми по сле-
дующему принципу: «Каждый человек должен получать равную долю тягот и благ».
3.2. «Капиталистическая» справедливость требует распределения благ с учетом
индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества).
3.3. «Коммунистическая» справедливость. Согласно этой теории трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага в соответствии с потребностями.
3.4. Концепция Д. Ролза. Его теория справедливости основана на следующих принципах:
1. Каждый человек имеет право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей.
2. Неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы обеспечивались:
а) максимум прибыли для наименее привилегированных лиц;
б) доступ в равной мере для каждого в учреждения и к должностным лицам, которые являются носителями власти.
Согласно Д. Ролзу, принцип 1 должен быть приоритетным по отношению к принципу 2б, а в рамках принципа 2 положение а должно рассматриваться как приоритетное по отношению к положению б.
«В структуре этики бизнеса выделяют макроэтику: та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом,
|
так и его частями; и микроэтику»
Проблемы макроэтики:
1) отношения между корпорациями;
2) отношения между корпорациями и государством;
3) отношения между корпорациями и потребителями (реклама!!!);
4) отношения между корпорациями и инвесторами;
5) отношения между корпорациями и локальными сообществами;
6) отношения между корпорациями и окружающей средой;
7) отношения между корпорациями и социальными меньшинствами.
«Под микроэтикой понимают исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным стимулом и ее работниками, а также держателями акций»
Проблемы микроэтики:
1) власть и подчинение;
2) проблема служебных разоблачений;
3) проблемы работающих женщин;
4) этика выгодных связей;
5) проблемы социальной ответственности.
Как правило, проблемы микроэтики находят свое отражение в кодексах поведения компаний.