Нормативы платы за загрязнение природных ресурсов, их назначение




 

На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Инструменты ценового регулирования, используемого в отечественной хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов), и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).

Платежи за загрязнение природных ресурсов впервые были введены в 1990-х гг. по инициативе Государственного комитета СССР по охране природы. Нужно отметить, что до 90-х годов введение платы за загрязнение рассматривалось чуть ли не как «признание» права на загрязнение, что противоречило официальным политико-идеологическим канонам того времени. К тому же практически отсутствовали методические проработки по введению такой платы.

Взимание платы за загрязнение выполняет ряд экономических функций:

– стимулирующую;

– аккумулирующую;

– распределительную;

– контрольную.

В частности, она стимулирует предприятия к снижению вредных выбросов, обеспечивает механизм достижения проектных показателей, а также современного уровня технологий (работа по лучшей технологии), что направлено в целом на обеспечение структурной перестройки экономики. Тем самым у предприятий-загрязнителей складывается альтернатива: продолжать загрязнять, что связано со значительными платежами, влияющими на их хозяйственное положение, или, наоборот, направлять средства на экологическое обновление производства, ресурсосбережение, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода. Кроме того, в результате платежей за природопользование образуется устойчивый источник финансирования природоохранных мероприятий в виде фондов охраны природы.

Введение платежей за загрязнение окружающей среды побуждает руководителей предприятий находить резервы на приобретение и ввод в действие установок по очистке отходящих газов, очистных сооружений и другого природоохранного оборудования; оказывает стимулирующее воздействие на предприятия которые не имели разработанных и утвержденных томов научно-технических нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС).

Кроме этих функций экологические платежи позволяют решать следующие задачи:

· обеспечивать учет природного фактора в составе производственных затрат и результатов;

· согласовывать интересы предприятий сферы природопользования, потребителей естественных ресурсов и народного хозяйства в целом;

· учитывать специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с органами власти и управления, кредитно-финансовой системой, государственными и местными бюджетами;

· компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использования или ухудшении их качества;

· хотя бы частично возмещать ущерб реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.

Платежи за загрязнение окружающей среды, являются, по сути, разновидностью платы за природные ресурсы, а в качестве природных ресурсов здесь выступает ассимиляционный потенциал природной среды, т.е. плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду рассматривается как плата за использование ассимиляционной способности природной среды к разбавлению и нейтрализации вредных веществ.

В основу разработки нормативов платы за загрязнение должны быть положены следующие принципы:

– плата за загрязнение окружающей среды должна стимулировать природопользователей к осуществлению природоохранных мероприятий и улучшению экологической обстановки в стране;

– плата за загрязнение должна предусматривать платежи за каждый конкретный ингредиент, содержащийся в сбросах конкретного предприятия;

– плата должна формироваться на основе единых межотраслевых подходов, т. к. ущерб от загрязнения окружающей среды зависит не от отраслевой принадлежности предприятия, а от состава и массы сбросов загрязняющих веществ;

– плата должна учитывать региональную экологическую неоднородность территории;

– порядок взимания платы за загрязнение должен разрабатываться на основе действующих законов и быть предельно простым и понятным.

В настоящее время базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников охватывают 217 ингредиентов загрязнения, за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и водные объекты – 198 ингредиентов загрязнения.[1]

Базовые нормативы платы за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей среды и на коэффициенты индексации платы.

Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода 4 класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

Методика расчета платежей за загрязнение окружающей среды сводится к следующему. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (Патм) определяется по следующей формуле:

n

Патм = ΣНбнi * Кэ * Мнi + 5Нбнi * Кэлi – Мнi) + 25Нбнi * Кэi – Млi),

i=1


где: i – вид загрязняющего вещества (i=1, 2, 3,…, n);

Нбнi – базовый норматив платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах предельно допустимых нормативов, руб.;

Кэ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе;

Мнi, Млi, Мi – выброс i-го загрязняющего вещества в атмосферный воздух соответственно в пределах предельно допустимого норматива, лимита и общий выброс, т.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземныеводные объектыв) определяется по следующей формуле:

 

p

Пв = ΣНвбнi * Квэ * Мвнi + 5Нвбнвл – Мвнi) + 25Нвбнi * Квэвi – Мвлi),

i=1

 

где: i – вид загрязняющего вещества (i=1, 2, 3,…, n);

Нвбнi – базовый норматив платы за сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов, руб.;

Квэ – коэффициент экологической значимости водного объекта;

Мвнi, Мвлi, Мвi – сброс i-го вещества в водный объект соответственно в пределах допустимого норматива, лимита и общий сброс, т.

Плата за размещение отходово) определяется по следующей формуле:

 

n

Пв = ΣCлi * Млi + 5Слii – Млi),

i=1

 

где: i – вид отхода (i=1, 2, 3,…, n);

Слi – ставка платы за размещение 1 т i-го отхода в пределах установленных лимитов, руб.;

Млi – фактическое размещение i-го отхода в пределах установленных лимитов;

Мi – общее количество размещения данного отхода.

Базовые нормативы платы за размещение отходов устанавливаются дифференцировано в зависимости от класса опасности.

Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд существенных недостатков. Главный из них – низкий уровень платежей. Плата за загрязнение сейчас настолько мала, что предприятиям гораздо выгоднее загрязнять окружающую среду, вносить за это плату в экологические фонды и не осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты, соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии. Кроме того, по сравнению с 1991 г. произошло относительное снижение их в результате несоответствия индексации базовых ставок платежей уровню инфляции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: