НЕДЕЛЯ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ




ЛЕКЦИЯ 24

 

СУББОТА ФЕОДОРА ТИРОНА

 

1-я суббота Великого поста посвящена вмч. Феодору Тирону.

В этой субботе ради Феодора Тирона отменяется рядовой Минейный святой. И то, что мы должны были бы петь из Минеи, мы заменяем на Триодь.

Тематика субботы проявляется уже в пятницу на вечерне, переходящей в Литургию Преждеосвященных Даров.

На «Господи, воззвах» стихир на 10: самогласен Триоди дважды

4 мученична Октоиха гласа (3 стихиры с «Господи, воззвах» - 4-я, 5-я, 6-я и 1-я стихира со стиховны)

4 стихиры Триоди Феодора (в другие субботы на этом месте будут стихиры Минеи). Эти стихиры огромные, километровые, 2-го гласа.

СЛАВА: Феодора (из Триоди), тоже длинная.

И НЫНЕ: Догматик уходящего гласа.

Вход. «Свете тихий». И обычное последование Литургии Преждеосвященных Даров.

 

По заамвонной молитве (перед «Буди Имя...») поется молебен Феодору Тирону.

 

Молебен

Поется полностью по Триоди.

Псалом 142-й «Господи, услыши молитву мою...» (часто сокращают).

«Бог Господь» 2-го гласа.

Тропарь «Велия веры...», СЛАВА И НЫНЕ: «Вся паче смысла...»

Канон поется без ирмосов. Хор поет только припевы к тропарям: «Святый великомучениче Феодоре Тироне, моли Бога о нас», «Слава», «И ныне».

(50-й псалом сокращают.)

По 6-й песни - кондак «Веру Христову...»

По каноне: Трисвятое. «Отче наш...»

Тропарь, Слава: кондак, И ныне: «Якоже предстательство вси...»

И благословение колива.

Таким образом, внутри Преждеосвященной Литургии, внутри постовых распевов получился некий очаг не постового содержания - молебен, он выводит из постового распева.

«Буди Имя...»

33-й псалом и отпуст ЛПД.

 

Утреню служат либо накануне вечером, либо утром.

На утрени оставляются постовые распевы.

 

НА УТРЕНИ

Минея на этой службе отменяется полностью.

На «Бог Господь» тропарь Феодору дважды, СЛАВА И НЫНЕ: Богородичен «Вся паче смысла...»

Обычное стихословие Псалтири.

По 1-й кафизме - седальны мученичны Октоиха.

По 2-й кафизме - седальны Триоди (Феодора).

Если кафизмы сокращают до одной, то седальны лучше взять из Триоди.

50-й псалом.

КАНОН: 1) обители (храма), независимо от чина; 2) Феодора - Триоди 2 канона.

По Уставу полагаются библейские стихи не постовые (как в седмицу), а праздничные. Но по традиции они отменяются.

Катавасия «Отверзу уста моя...»

По 3-й и 6-й песни - все из Триоди.

По 8-й песни - «Честнейшую...» (не постовым распевом).

По 9-й песни - ексапостиларий Триоди.

Хвалитные стихи и стихиры на хвалитех на 4:

Читаемое славословие.

Просительная ектения.

Стихиры на стиховне Триоди.

«Благо есть...» Трисвятое. «Отче наш...»

Тропарь Феодору, Слава и ныне: «Вся паче смысла...»

Ектения сугубая.

Отпуст после 1-го часа.

 

Часы обычные. Тропарь и кондак Феодору.

 

ЛИТУРГИЯ Иоанна Златоуста. Антифоны Изобразительные. Блаженна Триоди.

Прокимен, глас 7й: «Возвеселится праведник...»

Аллилуия, глас 4-й.

Причастен «В память вечную...»

 

Если на 1-й седмице случится какой-нибудь праздник (храмовый, 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских), то служба переносится либо на Неделю Сырную, либо на субботу 1-ю Великого поста.

О таком соединении нужно смотреть Маркову главу под 24-м февраля «Аще случится обретение честныя главы Предтечи в субботу 1-я недели постов».

 

НЕДЕЛЯ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

 

Эта воскресная служба открывает нам цикл воскресных служений уже внутри Четыредесятницы. Это первая воскресная служба из Четыредесятных служб.

Тематика службы - Господская, яркая, мощная, насыщенная - иконопочитание и победа над ересями и иконоборчеством.

Особых отличий от служб, предваряющих Великий пост, там нет. В службе участвуют также Октоих гласа и Триодь (она содержит не только Великую, но и малую вечерню).

Служба Недели Торжества Православия имеет свой тропарь, который поется и в конце вечерни, и на утрени, и на Литургии - «Пречистому Образу...»

«На реках Вавилонских...» уже не поется.

Каноны - воскресный и Богородицы - из Октоиха и канон Триоди.

Катавасия Триоди «Моря чермную пучину...»

Кондак Триоди «Неописанное Слово Отчее...»

Литургия служится Василия Великого. Греческая Церковь полагает даже праздничные антифоны в этот день. На Литургии прокимен, песнь отцев «Благословен еси Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено Имя Твое во веки».

 

Особое место на этой службе играет молебен в Неделю Торжества православия. Тема этого чина - борьба с ересью. Молебен объединяет в единой вере, в едином духовном русле всех православных.

Чин мобильный, динамичный. Некоторое время не служился, сейчас возрожден.

Конструктором молебна является духовенство, а мы эту конструкцию подтверждаем. Хор «играет» черными, сопровождает.

У чина есть две вариации: одна для повсеместного служения, другая - для соборных храмов при архиерейском служении.

Перед началом молебна из алтаря выносятся иконы Спасителя и Богоматери и полагаются на аналое посреди храма.

 

Молебен

 

Обычное начало («шапка»).

Псалом 74-й.

Великая ектения с особыми, дополнительными прошениями.

«Бог Господь...» на 4-й глас.

Тропарь «Благодарни суще...»

СЛАВА: глас 3-й: «Твоих благодеяний...»

И НЫНЕ: глас 4-й: «Якоже вышния тверди благолепие...»

Прокимен, глас 4-й «Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут». Петь лучше на мотив утреннего прокимена.

Апостол к римляном, зачало 121.

Евангелие от Матфея, зачало 75.

Ектения сугубая с особыми прошениями.

Довольно большая иерейская молитва.

 

Далее начинается эпизод, который предусмотрен для соборного служения в кафедральных храмах (но, по обычаю, может петься и в приходских храмах).

Диакон возглашает: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса Един ».

Потом высшим гласом: «Кто Бог велий, яко Бог наш...»

И снова высочайшим гласом: «Кто Бог велий, яко Бог наш...»

99% священников или диаконов, которые краем глаза видя первые слова возглашения «Кто Бог велий, яко Бог наш...», выразительно смотрят на хор и хор пытается переложить на что-нибудь строчку «Ты еси Бог, творяй чудеса Един ». А слово «Един» ну никак не вписывается (особенно в музыку Бортнянского). Это - не прокимен, это - троекратная велегласная молитва, аналогичная возгласу на венчании «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».

J Говорите священнику, скандальте, делайте что хотите, но это не прокимен. Этот вопрос стоит того, чтобы оговорить его с настоятелем. Если от вас все же потребуют спеть это на музыку Бортнянского, то просите, чтобы и возглашали без слова «Един».

 

Далее идет молитва.

Символ веры от множественного числа «Веруем...»

Далее идет перечисление, которое связано с возглашением «Вечной памяти...» В отличие от других молебнов о здравии и о упокоении, молебен Торжества Православия имеет три жанра перечислений - о упокоении, в конце - о здравии, а посередине - уникальный чин, который совершается только на молебне Торжества Православия и более никогда, это чин анафематствования, т. е. подтверждение отлучения от Церкви. В советское время не только сам чин анафематствования был изъят, но и даже сам молебен был изъят, потому что при советской власти это было слишком опасно, когда православные в таком ярком молебне подтверждают свою готовность бороться за православие.

На «Вечной памяти...»несколько возглашений и довольно долгих.

«...святому благоверному царю Константину и матере его Елене, святым благоверным... и прочим благоверным россияном: вечная память»

Здесь начинается включение хора. Хор поет медленно и тихо «Вечную память...», загоняя пение в фоновой режим, поет во время возглашения. Совсем не обязательно петь именно 4 раза (но некоторые священники все же ждут, когда на каждое возглашение хор споет тихо «Вечную память...», хотя это сильно растягивает по времени).

 

Далее, по произволению настоятеля, Устав полагает возглашать чин анафематствования, который когда-то возглашался Гришке Отрепьеву, Стеньке Разину... Во многих храмах, даже когда служат Молебен Торжества Православия, не включают анафематствование по нескольким причинам. Анафема трактуется как некое агрессивное начало.

Анафема предполагает целый список того, что мы перечисляем в качестве отлучения. Но было несколько редакций этого чина и каждый раз в новых редакциях появлялись новые объекты анафематствования, а о некоторых наоборот, речи уже не шло, потому что они уже становились не актуальными. Последний список анафематов был издан в Последовании в Неделю Торжества Православия в 1869 году. В нем уже нет речи о Гришке Отрепьеве. В наше время появились новые возглашения, которые многие священники включают в анафематствование. Они были напечатаны в книге «Церковь воинствующая», СПб, 1997, где указаны современные течения, которые могут быть гораздо более актуальными. Но многие священники не считают каноничными эти тексты и не включают их и ограничиваются перечислением того, что было принято в уставе XIX века. Многие вообще не считают нужным включать это анафематствование.

На каждое возглашение хор трижды поет «Анафема!» (вставить ноты?)

 

Сразу после анафематствования возглашается «Многая лета!» Святейшему патриарху Алексию, патриархам, митрополитам, богохранимей стране нашей, властем, воинству, всем православным христианам. На каждое возглашение хор поет «Многая лета!»

 

Далее священник читает молитву «Святая Троице...»

Хор поет стихиру прп. Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим...»

 

Последование молебна Торжеству православия положено совершать перед Литургией. Если же изволит настоятель, молебен служится по заамвонной молитве, либо после отпуста Литургии.

 

 

ПАССИЯ

 

9-й час и вечерня под понедельник очень короткая, все можно отслужить за полчаса. Но на этой вечерне происходит поворот воскресного не постового служения в среду постовой будничной Четыредесятной службы. Вечерня тем и интересна, что она приводит нас от праздника к посту и покаянию, возвращает нам постовую структуру, возвращает постовые напевы, возвращает совсем другую внутреннюю организацию и самой службы и служащих.

Произошла интересная вещь. Службу воскресной вечерни компенсировали по объему благодаря включению еще одного чина. К вечерне стали прибавлять не уставной чин - Пассию. Служат их обычно во 2, 3, 4 и 5 воскресенье Великого поста.

Фр. passion - страсть, лат. passio - страдание, страсть.

Чин пассии по происхождению западный. Там монахи любили устраивать мистерии, спектакли.

Акафист был сочинен Петром Могилой в XVI веке. Сам акафист очень красивый и был написан с благородными целями. В службе Великого пятка есть вечерня с выносом Плащаницы. Служба короткая и к ней присоединялся этот акафист в чине малого повечерия.

В русской традиции чин пассии - это торжественный молебен с акафистом страстям Христовым. Чин прижился, укоренился и его теперь служат даже в монастырях. Но он нарушает очередность в течении Великого поста.

Этот акафист стали тиражировать и раскидали его по воскресным дням.

К сожалению, некоторые священники считают, что с помощью пассии люди подготавливаются к Страстной седмице. Но ведь весь период Великого поста обращен на наше покаяние, подготовка нашего естества к пониманию и приятию служения на Страстной седмице. На Страстной седмице мы уже не живем собой, мы живем Евангельскими событиями, впускаем в себя Евангелие. А тиражируя Великий пяток, мы проживаем его не один раз в год, а 5 раз. Это просто не понимание Великого поста. У многих священников отношение к чину Пассии очень негативное. Негативное не к тому, что поется, а к тому, что дается лишний раз поплакать бабулькам, чем обесценивается Великий пяток.

Тем не менее, чин Пассии очень востребован.

Служится Пассия (чаще всего) в воскресенье вечером (2, 3, 4 и 5 воскресенье Великого поста). Есть два варианта конструкции как чин пассии соотносится с чином вечерни. Один из них служится сразу после вечерни (в стык, сразу после отпуста). Другой, более тонкий конструктивный вариант - чин пассии в составе вечерни.

Статистически чаще Пассия служится в составе вечерни, это более традиционное соединение.

Книга «Пассия» патриархийного издания очень грамотно излагает традицию помещения Пассии. В сборнике «Воскресные службы Триоди постной» Е. Кустовского в нотном приложении есть песнопения Пассии.

 

9-й час (в некоторых храмах сокращают).

103-й псалом (читается).

Великая ектения.

На «Господи, воззвах...» стихир на 10: 4 стихиры Октоиха гласа (со стиховны вечерни и утрени) + 3 стихиры Триоди + 3 стихиры Минеи

Могут сократить Октоих.

СЛАВА: если есть, Минеи.

И НЫНЕ: Богородичен Минеи (на ней совершается Вход).

Вход с кадилом (ради Великого прокимена).

«Свете тихий...»

Прокимен Великий, один из двух: либо «Не отврати...», либо «Дал еси знамение...» Этот прокимен - переломный момент. Служба переходит из непостовой в постовую, все напевы меняются на постовые, облачения меняются на черные.

Читаемое «Сподоби...»

Стихиры на стиховне Триоди.

И НЫНЕ: Богородичен Триоди. Этот Богородичен и разворачивается в Пассию - его заменяют на И ныне: стиховны вечерни Великого пятка «Тебе одеющагося...»

Эта стихира открывает всю Пассию. Стихира коварная тем, что очень длинная по тексту. Принадлежит она 5-му гласу, но просто на 5-й глас ее никто не поет. Чаще всего ее поют на болгарский распев, который очень распет. Этот распев требует от исполнителей хорошей выучки. Ничего хуже нет, когда хор ковыряется. Этот напев надо брать только вылизанным. Но если хор не «тянет» по уровню, то лучше спеть на подобен 5-го гласа «Радуйся».

До недавнего времени из авторских был только Турчанинов.

Очень хорош архиеп. Ионафана (Елецких), не растянут по мелодии.

По тексту «Тебе одеющагося...» - это плач. Это Крестоиосифен, стихира, написанная по типу Крестобогородична.

Во время пения этой стихиры происходит каждение.

 

Сразу после стихиры «Тебе одеющагося...» поется кондак акафиста «Возбранный Воеводо...»

Долгое время в ходу был только Кочановский. Очень сентиментальный, своего времени.

Главное - соблюсти единство стиля. Например, если поем гармоническое «Тебе одеющагося...» (пусть даже болгарское, но в обработке Турчанинова), то «Возбранный Воеводо...» тоже должен быть гармоническим.

Древнего напева кондака «Возбранный Воеводо...» не могло быть, т. к. сам акафист написан позже.

Кондак Е. Кустовского - стилизация. С болгарским «Тебе одеющагося...» хорошо сочетается двухголосный кондак Кустовского.

 

Читается акафист.

Припевы: «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем» и «Аллилуия, аллилуия, аллилуия».

Существует два напева:

1. московский, его знают все бабульки. Напев узнаваемый и не самый душещипательный (есть в нотном приложении «Воскресных служб Великого поста» Е. Кустовского).

2. с арпеджио, с берегов Днепра.

В конце акафиста - обрамляющий «Возбранный Воеводо...»

Пассия - это не только акафист. Все песнопения взяты из службы Великого пятка.

Прокимен Великого пятка «Разделиша ризы Моя себе...»

Можно спеть просто на 4-й глас знаменного распева в обиходной гармонизации.

Популярен опус П. Толстого (его любят петь в Лавре).

Гармонизация О. Мартынова - в стиле Трубачева.

Евангелие со страстными опевами:

«Слава страстем Твоим, Господи, слава Тебе» - перед чтением Евангелия и «Слава долготерпению Твоему, Господи, слава Тебе». В каждое из 4-х воскресений читается один из Евангелистов.

Здесь может быть проповедь, но может быть и по окончании самого чина, поэтому нужно уточнить у настоятеля когда именно она будет произноситься.

Сразу после этого тоже вариация: поют либо ексапостиларий «Разбойника благоразумного...», либо тропарь утрени Великого пятка «Искупил ны еси...» Некоторые поют тропарь 9-го часа «Днесь висит на древе...» Это завершающая точка. Любое из песнопений завершает Пассию, отделяет ее от последующего чина вечерни.

Таким образом, вечерня остановилась перед «Ныне отпущаеши...», перед ним - вставка акафиста и продолжается после акафиста.

 

Далее мы возвращаемся в чин вечерни:

читаемое «Ныне отпущаеши...»

Трисвятое. «Отче наш...»

Постовое «Богородице Дево...»

40 раз «Господи, помилуй» СЛАВА И НЫНЕ: «Честнейшую... Именем Господним...»

«Небесный Царю, веру утверди...»

Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами.

«Слава Тебе, Христе Боже...» - отпуст.

«Великаго Господина...»

 

На расход поется песнопение с утрени Великого пятка «Приидите, ублажим Иосифа...» Эта стихира - на целование Плащаницы. Выносят Плащаницу не в Великую субботу, а в Великий пяток на вечерне. В Великую субботу по Уставу есть момент, во время которого происходит целование Плащаницы и поют стихиру пятка «Приидите, ублажим Иосифа...» Но многим людям не объяснить, что есть специальное время для целования Плащаницы и со снисхождением разрешают прикладываться раньше.

Корни напева лежат в Киево-Печерском распеве, Бортнянский добавил мелизматики и напев получил автора - музыка Бортнянского. В Ц-ПС она изложена в сексту, но чаще всего ее поют в терцию (так она дана в «Воскресных службах Триоди постной» Е. Кустовского).

 

Если акафист служился после вечерни, то сразу после «Великаго Господина...» без возгласов, без ничего, сразу поется «Тебе одеющагося...»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: