Возраст ребенка
| Моторная сфера
| Речь
| Восприятие
| Память
| Мышление
| Общение, игра
| Личностное
развитие, поведение
|
2 – 2,5 года
| Пинает ногой большой мяч, легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Переворачивает страницы книги по одной за раз. Правильно держит пальцами карандаш.
| «телеграфная речь» - преобладает использование существительных и глаголов, редко – другие части речи. Словарный запас около 200 слов. Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Многочисленны неологизмы. Может повторять короткие детские стихи и считалки. Внимательно слушает ритмичное и рифмованное.
| Подбирает по названию разнообразные предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
Подбирает по названию следующие формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник),
крыша (треугольник).
Соединяет разрезную картинку из двух частей.
| Может удержать инструкцию, состоящую из 3 - 4 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш).
Запоминает 3 картинки.
| Наглядно – действенное. Способен к классификации по цвету, форме, величине, подбирает парную картинку на основе данных критериев. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, возможно силовое усилие и «метод проб и ошибок».
| Преобладает игра в одиночку или рядом.
Часто игра представляет собой предметную деятельность: ребенок качает куклу, катает машинку, коляску и т.д.
| Говорит о себе в третьем лице, не использует местоимение «Я». Формируется внешний контроль деятельности, понимает слово «нельзя» и следует инструкции. Преобладает нецеленаправленная деятельность, поведение полевое.
|
3 года
| Подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге с открытыми глазами в течение 10 сек. Рисует прямые линии и круги по показу, может нарисовать человека – «головонога». Обеими руками одновременно берет монеты и складывает в коробку.
| Переход от «телеграфной» к полноценной речи.3х -4х словные предложения включают все части речи. Возможны повторы слов в предложении, запинки, грамматические ошибки. Речь не всегда плавная.
Внимательно слушает рассказы, сказки. Прислушивается к тому, что говорят взрослые между собой. Словарный запас 1200-1300 слов.
| Называет основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый.
и формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник),
крыша (треугольник).
Соединяет разрезную картинку из трех частей.
| Может удержать инструкцию, состоящую из 5 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш).
Запоминает 4 картинки.
| Наглядно – образное мышление.
В пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Абстрагирует и выделяет форму и цвет предмета. Классифицирует по размеру, цвету, форме. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, на основе целенаправленной пробы с элементами зрительного соотнесения.
| Символическое использование предметов, могут их использовать не по прямому назначению, а в соответствии с замыслом игры. Появляется сюжетная игра, количество ролей 1 -2. Отражение трудовых действий взрослых.
| Использует местоимение «Я», говорит о себе в первом лице. Формируется внутренний мотив деятельности (вместо полевого поведения), импульсивность
|
4 года
| Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. Застегивает пуговицы, кнопки, молнии.
| Эгоцентрическая речь. Характерны неологизмы. Пересказывают небольшие рассказы, сказки. Могут составить рассказ по сюжетной картине.
| Преобладает зрительное над слуховым.
Восприятие целостное, активное, предметное.
| Объем непосредственного воспроизведения не менее 5 элементов.
Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Формируется долговременная память.
| Наглядно – образное. Классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам, возможна на основе обобщающих понятий (мебель, одежда, животные и т. д.). Может сложить из кубиков простые узоры по образцу. Эгоцентризм мышления.
| Ролевая игра. 2 -3 роли. Контактен с окружающими, дружелюбен.
| Не умеет управлять своими переживаниями.
|
5 лет
| Умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.
| Умеет составлять по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
| То же
| Запоминает прочно, возможно замедленно после нескольких повторений. Преобладает механическое запоминание.
Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Начинает развиваться произвольное запоминание.
| Наглядно – образное. Классифицирует на основе обобщающих понятий, возможна классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам. Сформированы пространственные представления (право, лево, верх, низ).
| Ролевая игра. Контактен с окружающими, есть друзья в детском саду или во дворе. Отражение трудовых действий взрослых и отношений между ними. Любят рисовать, конструировать, лепить.
| Возможна нравственная оценка себя и окружающих («Я хороший, потому что…»)
|
6 лет
| Прыгает в длину с места на 70 см. Аккуратно закрашивает круг 2,5 см. за 70 сек.
| Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Правильное звукопроизношение. Словарный запас 2500 – 3000слов.
| То же
| Высокая эффективность механического запоминания. Начинает развиваться ассоциативное запоминание.
| Преобладает наглядно – образное, начинает формироваться словесно логическое.
| Творческая игра. Умеет строить сюжет, согласовывая индивидуальные и групповые игровые замыслы.
| Формирование самооценки и потребности в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности. Полоролевая идентификация.
|