Составитель Лобаскова М.М.




Показатели психического развития детей 2 -6 лет

Возраст ребенка Моторная сфера Речь Восприятие Память Мышление Общение, игра Личностное развитие, поведение
2 – 2,5 года Пинает ногой большой мяч, легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Переворачивает страницы книги по одной за раз. Правильно держит пальцами карандаш. «телеграфная речь» - преобладает использование существительных и глаголов, редко – другие части речи. Словарный запас около 200 слов. Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Многочисленны неологизмы. Может повторять короткие детские стихи и считалки. Внимательно слушает ритмичное и рифмованное. Подбирает по названию разнообразные предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Подбирает по названию следующие формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из двух частей. Может удержать инструкцию, состоящую из 3 - 4 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 3 картинки. Наглядно – действенное. Способен к классификации по цвету, форме, величине, подбирает парную картинку на основе данных критериев. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, возможно силовое усилие и «метод проб и ошибок». Преобладает игра в одиночку или рядом. Часто игра представляет собой предметную деятельность: ребенок качает куклу, катает машинку, коляску и т.д. Говорит о себе в третьем лице, не использует местоимение «Я». Формируется внешний контроль деятельности, понимает слово «нельзя» и следует инструкции. Преобладает нецеленаправленная деятельность, поведение полевое.
3 года Подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге с открытыми глазами в течение 10 сек. Рисует прямые линии и круги по показу, может нарисовать человека – «головонога». Обеими руками одновременно берет монеты и складывает в коробку. Переход от «телеграфной» к полноценной речи.3х -4х словные предложения включают все части речи. Возможны повторы слов в предложении, запинки, грамматические ошибки. Речь не всегда плавная. Внимательно слушает рассказы, сказки. Прислушивается к тому, что говорят взрослые между собой. Словарный запас 1200-1300 слов. Называет основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. и формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из трех частей. Может удержать инструкцию, состоящую из 5 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 4 картинки.   Наглядно – образное мышление. В пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь. Абстрагирует и выделяет форму и цвет предмета. Классифицирует по размеру, цвету, форме. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, на основе целенаправленной пробы с элементами зрительного соотнесения. Символическое использование предметов, могут их использовать не по прямому назначению, а в соответствии с замыслом игры. Появляется сюжетная игра, количество ролей 1 -2. Отражение трудовых действий взрослых. Использует местоимение «Я», говорит о себе в первом лице. Формируется внутренний мотив деятельности (вместо полевого поведения), импульсивность
4 года Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. Застегивает пуговицы, кнопки, молнии. Эгоцентрическая речь. Характерны неологизмы. Пересказывают небольшие рассказы, сказки. Могут составить рассказ по сюжетной картине.   Преобладает зрительное над слуховым. Восприятие целостное, активное, предметное. Объем непосредственного воспроизведения не менее 5 элементов. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Формируется долговременная память. Наглядно – образное. Классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам, возможна на основе обобщающих понятий (мебель, одежда, животные и т. д.). Может сложить из кубиков простые узоры по образцу. Эгоцентризм мышления. Ролевая игра. 2 -3 роли. Контактен с окружающими, дружелюбен. Не умеет управлять своими переживаниями.
5 лет Умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. Умеет составлять по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. То же Запоминает прочно, возможно замедленно после нескольких повторений. Преобладает механическое запоминание. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Начинает развиваться произвольное запоминание. Наглядно – образное. Классифицирует на основе обобщающих понятий, возможна классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам. Сформированы пространственные представления (право, лево, верх, низ). Ролевая игра. Контактен с окружающими, есть друзья в детском саду или во дворе. Отражение трудовых действий взрослых и отношений между ними. Любят рисовать, конструировать, лепить. Возможна нравственная оценка себя и окружающих («Я хороший, потому что…»)
6 лет Прыгает в длину с места на 70 см. Аккуратно закрашивает круг 2,5 см. за 70 сек. Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Правильное звукопроизношение. Словарный запас 2500 – 3000слов. То же Высокая эффективность механического запоминания. Начинает развиваться ассоциативное запоминание. Преобладает наглядно – образное, начинает формироваться словесно логическое. Творческая игра. Умеет строить сюжет, согласовывая индивидуальные и групповые игровые замыслы. Формирование самооценки и потребности в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности. Полоролевая идентификация.

 

Характеристика игры младших и старших дошкольников (по Аверину В.А., 1998)

Параметры игры Младшие 3 – 5 лет Старшие 5 -7 лет
1. Сюжет Отображение трудовых действий взрослых То же и отражение отношений между людьми
2. Количество ролей   1 -2 7 -10
3. Правила игры Не осознаются Устанавливают сами  
4. Игровые действия Однообразные (1 -3) Много свернутых и развернутых; жесты, слова
5. Появление новых игровых ситуаций С помощью взрослых С помощью взрослых и самостоятельно
6. Объединение игр   Невозможно Возможно
7. Игровой материал Использование готовых предметов и игрушек Готовые и самодельные, заменяющие в воображении
8. Продолжительность Кратковременные: в 3-4 года от 10 до 15 мин., в 4 – 5 лет от 40 до 50 мин. Долговременные: несколько часов и даже несколько дней
9. Предварительное планирование   Нет   Есть  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: