Показатели психического развития детей 2 -6 лет
Возраст ребенка | Моторная сфера | Речь | Восприятие | Память | Мышление | Общение, игра | Личностное развитие, поведение |
2 – 2,5 года | Пинает ногой большой мяч, легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Переворачивает страницы книги по одной за раз. Правильно держит пальцами карандаш. | «телеграфная речь» - преобладает использование существительных и глаголов, редко – другие части речи. Словарный запас около 200 слов. Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Многочисленны неологизмы. Может повторять короткие детские стихи и считалки. Внимательно слушает ритмичное и рифмованное. | Подбирает по названию разнообразные предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Подбирает по названию следующие формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из двух частей. | Может удержать инструкцию, состоящую из 3 - 4 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 3 картинки. | Наглядно – действенное. Способен к классификации по цвету, форме, величине, подбирает парную картинку на основе данных критериев. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, возможно силовое усилие и «метод проб и ошибок». | Преобладает игра в одиночку или рядом. Часто игра представляет собой предметную деятельность: ребенок качает куклу, катает машинку, коляску и т.д. | Говорит о себе в третьем лице, не использует местоимение «Я». Формируется внешний контроль деятельности, понимает слово «нельзя» и следует инструкции. Преобладает нецеленаправленная деятельность, поведение полевое. |
3 года | Подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге с открытыми глазами в течение 10 сек. Рисует прямые линии и круги по показу, может нарисовать человека – «головонога». Обеими руками одновременно берет монеты и складывает в коробку. | Переход от «телеграфной» к полноценной речи.3х -4х словные предложения включают все части речи. Возможны повторы слов в предложении, запинки, грамматические ошибки. Речь не всегда плавная. Внимательно слушает рассказы, сказки. Прислушивается к тому, что говорят взрослые между собой. Словарный запас 1200-1300 слов. | Называет основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. и формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из трех частей. | Может удержать инструкцию, состоящую из 5 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 4 картинки. | Наглядно – образное мышление. В пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь. Абстрагирует и выделяет форму и цвет предмета. Классифицирует по размеру, цвету, форме. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, на основе целенаправленной пробы с элементами зрительного соотнесения. | Символическое использование предметов, могут их использовать не по прямому назначению, а в соответствии с замыслом игры. Появляется сюжетная игра, количество ролей 1 -2. Отражение трудовых действий взрослых. | Использует местоимение «Я», говорит о себе в первом лице. Формируется внутренний мотив деятельности (вместо полевого поведения), импульсивность |
4 года | Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. Застегивает пуговицы, кнопки, молнии. | Эгоцентрическая речь. Характерны неологизмы. Пересказывают небольшие рассказы, сказки. Могут составить рассказ по сюжетной картине. | Преобладает зрительное над слуховым. Восприятие целостное, активное, предметное. | Объем непосредственного воспроизведения не менее 5 элементов. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Формируется долговременная память. | Наглядно – образное. Классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам, возможна на основе обобщающих понятий (мебель, одежда, животные и т. д.). Может сложить из кубиков простые узоры по образцу. Эгоцентризм мышления. | Ролевая игра. 2 -3 роли. Контактен с окружающими, дружелюбен. | Не умеет управлять своими переживаниями. |
5 лет | Умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. | Умеет составлять по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | То же | Запоминает прочно, возможно замедленно после нескольких повторений. Преобладает механическое запоминание. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Начинает развиваться произвольное запоминание. | Наглядно – образное. Классифицирует на основе обобщающих понятий, возможна классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам. Сформированы пространственные представления (право, лево, верх, низ). | Ролевая игра. Контактен с окружающими, есть друзья в детском саду или во дворе. Отражение трудовых действий взрослых и отношений между ними. Любят рисовать, конструировать, лепить. | Возможна нравственная оценка себя и окружающих («Я хороший, потому что…») |
6 лет | Прыгает в длину с места на 70 см. Аккуратно закрашивает круг 2,5 см. за 70 сек. | Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Правильное звукопроизношение. Словарный запас 2500 – 3000слов. | То же | Высокая эффективность механического запоминания. Начинает развиваться ассоциативное запоминание. | Преобладает наглядно – образное, начинает формироваться словесно логическое. | Творческая игра. Умеет строить сюжет, согласовывая индивидуальные и групповые игровые замыслы. | Формирование самооценки и потребности в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности. Полоролевая идентификация. |
Характеристика игры младших и старших дошкольников (по Аверину В.А., 1998)
Параметры игры | Младшие 3 – 5 лет | Старшие 5 -7 лет |
1. Сюжет | Отображение трудовых действий взрослых | То же и отражение отношений между людьми |
2. Количество ролей | 1 -2 | 7 -10 |
3. Правила игры | Не осознаются | Устанавливают сами |
4. Игровые действия | Однообразные (1 -3) | Много свернутых и развернутых; жесты, слова |
5. Появление новых игровых ситуаций | С помощью взрослых | С помощью взрослых и самостоятельно |
6. Объединение игр | Невозможно | Возможно |
7. Игровой материал | Использование готовых предметов и игрушек | Готовые и самодельные, заменяющие в воображении |
8. Продолжительность | Кратковременные: в 3-4 года от 10 до 15 мин., в 4 – 5 лет от 40 до 50 мин. | Долговременные: несколько часов и даже несколько дней |
9. Предварительное планирование | Нет | Есть |