Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения целого ряда задач.
Главными вопросами, на которые следует ответить при обеспечении предприятия предметами труда, служат:
• какой вид сырья, материалов или комплектующих необходимо закупить;
• в каком количестве;
• кто будет поставщиками сырья, материалов и комплектующих;
• на каких условиях будут производиться закупки.
К традиционному перечню вопросов логистика добавляет свои: как системно увязать закупки с производством и сбытовую деятельность предприятия – с поставщиками.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.
1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы - улучшается положение предприятия, как ее элемента
|
2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение—производство — сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.
|
Цепь снабжение—производство—сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.
3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения..
Важнейшей функцией служб снабжения является выбор поставщика для фирмы. Выбор поставщика осуществляется тремя методами:
|
1) через торгового агента;
2) путем коллегиального обсуждения (отдел закупок, производственный отдел и отдел технического контроля качества продукции);
3) через посреднические фирмы.
Применяют две формы снабжения: транзитную (рис. 3.1а) и складскую (рис. 3.1б).
(а)
(б)
Рис. 3.1. Формы снабжения предприятия
Процесс выбора форм снабжения основывается на сопоставлении дополнительных транспортно-заготовительных расходов (Сдоп) с экономией от сокращения производственных запасов у потребителя (Э) за счет увеличения частоты поставок при складском снабжении по сравнению с транзитным. Исходя из этого, складская форма поставок целесообразна, если
(3.1)
Величина экономии от сокращения производственных запасов (Э) рассчитывается по формуле
(3.2)
где — показатель эффективности использования предприятием материальных ресурсов;
— оптовая цена продукции, тг.;
— объем среднесуточного потребления в натуральных единицах;
— период времени, в течение которого осуществляются поставки (год, квартал и т.д.);
- соответственно интервалы транзитных и складских поставок в днях.
Преимущества транзитной формы снабжения:
• сокращается время пребывания материальных ресурсов в сфере обращения;
• снижаются издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции и хранение материалов;
• сокращаются запасы в промежуточных звеньях.
Недостатки транзитной формы снабжения:
• образование на предприятиях излишних запасов (в случае, если потребитель оказался ниже установленных норм);
• удлинение срока пребывания материалов в производственных запасах.
Возможность применения транзитной формы снабжения определяется объемом потребления материальных ресурсов и установлением для них транзитной нормы. Транзитная норма — минимально допустимое количество продукции, отгружаемое потребителю по одному заказу. Применение транзитной формы возможно, когда потребность предприятия в данном периоде не меньше транзитной нормы (для данного вида материала).
Задача складского снабжения — обеспечение потребителей материальными ресурсами.
Преимущества складской формы снабжения:
• завоз материалов в нужном количестве (объем разовой партии не регламентирован);
• поступление материалов не зависит от сроков изготовления предприятием-поставщиком;
• возможность планомерного завоза материалов в строгом соответствии с их запуском в производство;
• сокращение интервалов поставок за счет уменьшения величины партии поставок;
• экономия от сокращения производственных запасов на предприятиях.
Дополнительные расходы при складской форме снабжения возникают вследствие складской переработки материальных ресурсов, хранения, транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ.
Выбор формы снабжения (транзитной или складской) зависит от объема потребления материальных ресурсов в отдельные плановые периоды. Чем больше объем потребления, тем больше возможностей для получения продукции транзитом. Исключение возможно в случае, когда материальные ресурсы поставщика потребляет только одно предприятие-потребитель. В этом случае принимается транзитная форма снабжения.
Выбор формы поставок, кроме того, зависит и от общих затрат.
Общие затраты включают:
• расходы по завозу продукции на склад предприятия-изготовителя;
• потери, связанные с отвлечением из оборота денежных средств, вложенных в запасы;
• расходы по хранению запасов на складе предприятия-потребителя;
• капитальные вложения на создание складского хозяйства.
При транзитной форме снабжения общие затраты равны
(3.3)
При складской форме снабжения получаем
(3.4)
где - годовая потребность данного вида материала в натуральных единицах;
- расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при транзитном снабжении, включая оплату транспортных тарифов за погрузочно-разгрузочные и экспедиционные работы;
- расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при складской форме снабжения, дополнительно включая оплату складских наценок;
- величина производственного запаса в натуральных единицах при транзитных поставках;
- расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при складских поставках;
- оптовая цена материала, тг.;
- коэффициенты эффективности капитальных вложений;
- годовые расходы по хранению единицы запаса на складе потребителя, тг.;
- капитальные вложения на создание складской емкости для хранения единицы запаса, тг.
Можно определить максимальный годовой объем потребления материалов, при котором экономически целесообразной является складская форма снабжения:
(3.5)
Основные задачи снабжения предприятия материальными ресурсами:
• анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;
• определение метода закупок;
• согласованность цены и заключение договора;
• установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
• организация размещения товаров на складе.
В процессе планирования закупок необходимо определить:
• какие материалы требуются;
• количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;
• время, когда они понадобятся;
• возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
• требуемые площади складских помещений;
• издержки на закупки;
• возможности организации производства материальных ресурсов на своем предприятии.