Цель и формы закупочной деятельности




Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения целого ряда задач.

Главными вопросами, на которые следует ответить при обеспечении предприятия предметами труда, служат:

• какой вид сырья, материалов или комплектующих необходимо закупить;

• в каком количестве;

• кто будет поставщиками сырья, материалов и комплектующих;

• на каких условиях будут производиться закупки.

К традиционному перечню вопросов логистика добавляет свои: как системно увязать закупки с производством и сбытовую деятельность предприятия – с поставщиками.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы - улучшается положение предприятия, как ее элемента

2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение—производствосбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Цепь снабжение—производство—сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения..

Важнейшей функцией служб снабжения является выбор постав­щика для фирмы. Выбор поставщика осуществляется тремя методами:

1) через торгового агента;

2) путем коллегиального обсуждения (отдел закупок, производ­ственный отдел и отдел технического контроля качества про­дукции);

3) через посреднические фирмы.

Применяют две формы снабжения: транзитную (рис. 3.1а) и складскую (рис. 3.1б).

 

 
 

 

 


(а)

 

 

(б)

 

Рис. 3.1. Формы снабжения предприятия

Процесс выбора форм снабжения основывается на сопоставле­нии дополнительных транспортно-заготовительных расходов (Сдоп) с экономией от сокращения производственных запасов у потребите­ля (Э) за счет увеличения частоты поставок при складском снабже­нии по сравнению с транзитным. Исходя из этого, складская форма поставок целесообразна, если

(3.1)

Величина экономии от сокращения производственных запасов (Э) рассчитывается по формуле

 

(3.2)

 

где — показатель эффективности использования предприятием мате­риальных ресурсов;

— оптовая цена продукции, тг.;

— объем среднесуточного потребления в натуральных единицах;

— период времени, в течение которого осуществляются поставки (год, квартал и т.д.);

- соответственно интервалы транзитных и складских поставок в днях.

 

Преимущества транзитной формы снабжения:

• сокращается время пребывания материальных ресурсов в сфе­ре обращения;

• снижаются издержки обращения за счет уменьшения расхо­дов на погрузочно-разгрузочные операции и хранение мате­риалов;

• сокращаются запасы в промежуточных звеньях.

Недостатки транзитной формы снабжения:

• образование на предприятиях излишних запасов (в случае, если потребитель оказался ниже установленных норм);

• удлинение срока пребывания материалов в производственных запасах.

Возможность применения транзитной формы снабжения опре­деляется объемом потребления материальных ресурсов и установле­нием для них транзитной нормы. Транзитная норма — минимально допустимое количество продукции, отгружаемое потребителю по одному заказу. Применение транзитной формы возможно, когда потребность предприятия в данном периоде не меньше транзитной нормы (для данного вида материала).

Задача складского снабжения — обеспечение потребителей мате­риальными ресурсами.

Преимущества складской формы снабжения:

• завоз материалов в нужном количестве (объем разовой партии не регламентирован);

• поступление материалов не зависит от сроков изготовления предприятием-поставщиком;

• возможность планомерного завоза материалов в строгом соот­ветствии с их запуском в производство;

• сокращение интервалов поставок за счет уменьшения вели­чины партии поставок;

• экономия от сокращения производственных запасов на пред­приятиях.

Дополнительные расходы при складской форме снабжения воз­никают вследствие складской переработки материальных ресурсов, хранения, транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ.

Выбор формы снабжения (транзитной или складской) зависит от объема потребления материальных ресурсов в отдельные плано­вые периоды. Чем больше объем потребления, тем больше возмож­ностей для получения продукции транзитом. Исключение возможно в случае, когда материальные ресурсы поставщика потребляет толь­ко одно предприятие-потребитель. В этом случае принимается тран­зитная форма снабжения.

Выбор формы поставок, кроме того, зависит и от общих затрат.

Общие затраты включают:

• расходы по завозу продукции на склад предприятия-изгото­вителя;

• потери, связанные с отвлечением из оборота денежных средств, вложенных в запасы;

• расходы по хранению запасов на складе предприятия-потре­бителя;

• капитальные вложения на создание складского хозяйства.

При транзитной форме снабжения общие затраты равны

 

(3.3)

 

При складской форме снабжения получаем

 

(3.4)

 

где - годовая потребность данного вида материала в натуральных еди­ницах;

- расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при транзитном снабжении, включая оплату транс­портных тарифов за погрузочно-разгрузочные и экспедиционные работы;

- расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при складской форме снабжения, дополнительно включая оплату складских наценок;

- величина производственного запаса в натуральных единицах при транзитных поставках;

- расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при складских поставках;

- оптовая цена материала, тг.;

- коэффициенты эффективности капитальных вложений;

- годовые расходы по хранению единицы запаса на складе потре­бителя, тг.;

- капитальные вложения на создание складской емкости для хра­нения единицы запаса, тг.

 

Можно определить максимальный годовой объем потребления материалов, при котором экономически целесообразной является складская форма снабжения:

 

(3.5)

 

Основные задачи снабжения предприятия материальными ресур­сами:

• анализ и определение потребности, расчет количества зака­зываемых материалов;

• определение метода закупок;

• согласованность цены и заключение договора;

• установление наблюдения за количеством, качеством и сро­ками поставок;

• организация размещения товаров на складе.

В процессе планирования закупок необходимо определить:

• какие материалы требуются;

• количество материалов, которые понадобятся для производ­ства продукта;

• время, когда они понадобятся;

• возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;

• требуемые площади складских помещений;

• издержки на закупки;

• возможности организации производства материальных ресур­сов на своем предприятии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: