Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.
Вариант организационной структуры предприятия с распределением перечисленных выше задач между различными функциональными подразделениями. Как видим, задачи что закупить и сколько закупить решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда.
Задачи, у кого и на каких условиях закупить решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия
сырьем и материалами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.
Другой вариант предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии Таким образом, к задачам и работам, связанным с закупочной логистикой, относятся:
• определение потребности в материальных ресурсах. На этом этапе рассчитываются потребности в материалах, комплектующих, устанавливаются требования к массе, размерам и другим параметрам поставок Может решаться задача «сделать или купить», которая заключается в сравнении двух вариантов: приобретении данного материала у поставщика или производстве его на собственном предприятии
|
• исследование рынка закупок и выбор поставщика. Определяются все возможные поставщики, создается база данных о них и на основе определенных критериев выбирается оптимальный поставщик;
• заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов. Реализация задачи начинается с проведения переговоров, которые завершаются заключением контракта на определенных условиях, Договорные отношения формируют связи, рационализация которых так же является задачей логистики;
• подготовка бюджета закупок, выступающая существенной частью закупочной деятельности. При этом определяются следующие виды затрат:
- выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
- транспортировка, экспедирование и страхование;
- приемка и проверка материальных ресурсов;
- поиск информации о потенциальныхпоставщиках;
• координация и взаимосвязь закупок с производством, сбытом и складированием, решаемые посредством системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключение контракта. Договор включает выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.
|
При рассмотрении вопроса о выборе или переходе от одной формы поставки к другой необходимо учитывать транспортно-подготовительные расходы, которые представляют затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, а также расходов по заготовке и доставке материальных ресурсов:
• расходы на формирование сети логистических цепей, а так же выбор и оценку поставщиков;
• транспортно-экспедиционные издержки;
• почтово-телеграфные, командировочные, представительские и другие расходы;
• недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли
• прочие расходы (охрана, выполнение дополнительных требований потребителей.
Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логистическая система с прямыми связями. Если используется складская форма поставки, то образуется эшелонированная логистическая система. Иногда предприятие-потребитель одновременно получает материальные ресурсы от разных источников – производителей и посредников. На практике распространены гибкие логистические системы. Применение системы «точно в срок» предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного снабжения. Вследствие этого повышаются требования к надежности всех участия ков логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то при использовании системы «точно в срок» предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки. Для предприятий, использующих систему «точно в срок», характерны следующие особенности:
|
• стабильный выпуск продукции;
• частые поставки небольшими партиями;
• поставки на основе долгосрочных заказов;
• минимальный объем сопутствующейдокументации;
• объем информации по поставкам, фиксированный для всего объема с возможностью изменения от одной поставки к другой;
• отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;
• ориентирование поставщиков на использование стандартной тары и упаковки.
Применение системы «точно в срок» позволяет достичь следующих результатов:
- сократить затраты на содержание запасов;
- уменьшить количество брака;
- уменьшить складские мощности.
Достоинства для поставщика:
- полная загрузка производственных мощностей;
- сохраняется квалифицированная рабочая сила;
- сокращение складских расходов;
- упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.
Главная цель управления процессом закупок заключаете в адекватном и полном удовлетворении потребностей производства. Организация процесса закупок осуществляется в несколько этапов:
• сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т. д.;
• выбор формы и источником материально-технического снабжения;
• размещение заказов и их реализация;
• организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности;
• поддержание отношений с поставщиками.
При изучении товарного рынка используют два основных подхода, определяемых стратегией и тактикой предприятия:
1) как поставщика готовой продукции;
2) как потребителя материальных ресурсов.
Статус поставщика обязывает в первую очередь учитывать интересы покупателей. Статус потребителей дает возможность учитывать собственные интересы и строить взаимоотношения с поставщиками на основе моделирования условий материально-технического обеспечения. С логистических позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой действуют поставщики, посредники, перевозчики.
Для поиска поставщиков применяется стандартная схема, состоящая из четырех этапов:
1. Поиск потенциальных поставщиков.
2. Проверка поставщиков.
3. Анализ потенциальных поставщиков.
4. Оценка надежности поставок.
Поставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производителя к потребителю, так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника – складской.
Применение транзитной схемы снабжения целесообразно использовать для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.
Прогрессивной логистической системой используемой при осуществлении доставки товаров является система «Точно в срок». Применение данной системы позволяет существенно повысить эффективность закупок и снизить затраты. Принцип работы системы основывается на том, что заказывается столько товара сколько можно потребить, не используя склада. Большое значение имеет временной фактор. Успешное использование системы напрямую зависит от взаимодействия продавца и покупателя, т.е. повышается ответственность двух сторон. Определение сроков и размеров закупок сводится к расчетам по какой-либо одной формуле и считается формальной механической работой. Нера-ционально уделять партиям, играющим незначительную роль в производстве, то же внимание, что и материалам первостепенной важности (принцип Парето). В зависимости от затрат, материалы делятся на 3 класса А, В, С: А –немногочисленные но важные материалы, которые требуют больших вложений;В – относительно второстепенные материалы, требующие меньшего внимания, чем А; С - составляет значительную часть в номенклатуре, недорогие, на них приходятся наименьшая часть вложений в запасы.
Этапы АВС метода:
• установить стоимость каждой детали;
• установить спрос на каждую деталь;
расположить материалы по убыванию цены;
• суммировать данные о количестве и издержках на материалы;
• разбить материалы на группы в зависимости от удельного веса в общих издержках.
Преимущества: позволяет провести классификацию материалов и формально использовать ее долгое время. Недостатки: возможная переклассификация из-за изменения спроса и цены, необходим контроль.
Использованию этой системы должна предшествовать дифференциация ассортимента (номенклатуры) поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций.
Важнейшей функцией в заготовительной логистике служит контроль входных потоков – поставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершая проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции. В ходе осуществления контроля за выполнением заказа проверяется соблюдение поставщиками своих договорных обязательств по ассортиментной структуре, мощности материального потока и качеству продукции.