Логистических посредников можно объединить в две большие группы: 1) приобретающие товар в "собственность и имеющие право влиять на цены (дистрибьютор, дилер); 2) действующие от имени и за счет продавца и не имеющие возможности влиять на цены (агент, брокер, маклер, комиссионер и т. д.)- Иногда эти группы называют независимыми и зависимыми посредниками. К независимым посредникам относятся дистрибьюторы, которые бывают двух типов: а) имеющие или арендующие складские помещения; б) не имеющие и не арендующие складских помещений. Зависимых посредников часто называют торговыми маклерами. Торговые маклеры обычно имеют дело с крупногабаритными грузами, транспортировка и передача которых весьма трудоемки.
Производитель может продавать продукцию непосредственно дистрибьюторам, которые затем самостоятельно сбывают ее конечным потребителям. Выбор такого канала эффективен, если: 1) рынок разбросан, а объем сбыта в каждой географической зоне не окупает расходов по прямому каналу распределения; 2) изделие должно сбываться потребителям многих отраслей промышленности, что требует широкой сети оптовиков; 3) потребители предпочитают закупать изделия мелкими партиями, не удобными для складской и транзитной обработки; 4) разница между себестоимостью продукции и продажной ценой слишком мала для содержания производителем собственной сбытовой сети.
Зависимые посредники не претендуют на право собственности на продаваемые ими товары и работают за комиссионное вознаграждение. Размер вознаграждения зависит от объема и сложности совершаемых ими сделок. Наиболее распространенной формой зависимых посредников являются торговые агенты, которые разделяются на промышленных и сбытовых. Промышленные агенты, как правило, заменяют службу сбыта предприятия, но получают заработную плату и комиссионное вознаграждение, которое может колебаться от 3 до 10% от объема сбыта. В большей степени, чем все другие посредники этой группы промышленные агенты зависят от указаний производителя. Промышленные агенты, как правило, работают на одного производителя и пользуются исключительным правом сбыта на определенной территории. Крупные предприятия могут иметь агентов для каждой ассортиментной группы. Промышленные агенты весьма ограниченно влияют на маркетинговую программу производителя и уровень цен. Сбытовые агенты имеют дело с небольшими предприятиями и отвечают за маркетинг всей продукции. По существу, они становятся маркетинговым подразделением производителя и полномочны вести переговоры по ценам и другим условиям реализации. Конторы сбытовых агентов расположены в непосредственной близости от потребителя.
|
Брокеры сводят покупателей и продавцов для совершения сделки. Они хорошо информированы о состоянии рынка, условиях продаж, уровне цен, владеют искусством вести переговоры. В отдельных случаях могут обеспечить доставку и хранение продукции. За посредничество между покупателем и продавцом брокер получает комиссионное вознаграждение, как правило, от обеих сторон сделки, чем отличается от других зависимых посредников. Комиссионеры получают продукцию от изготовителей на условиях консигнации, состоящей в поручении одной стороны (консигнанта) другой стороне (консигнатору) продать товар со склада от своего имени, но за счет продавца. Комиссионеры имеют контору, а также складские помещения для хранения и продажи изделий. Комиссионеры могут вести переговоры по ценам с потребителями, причем диапазон цен определяет производитель.
|
6.Выбор варианта размещения распределительного центра
В соответствии с концепцией системного подхода, при выборе варианта размещения распределительного центра применяется следующая последовательность действий [6]: 1) изучается конъюнктура рынка, определяются стратегические цели логистической системы. При этом разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через логистическую систему. Составляется прогноз необходимой величины запасов в системе, а также на отдельных участках товаропроводящей цепи (например, в оптовой и розничной торговле); 2) разрабатывается система товароснабжения; 3) составляются схемы распределения материального потока внутри логистической системы; 4) осуществляется выбор варианта месторасположения распределительного центра, отвечающий критерию минимума приведенных затрат, которые определяются по следующей формуле:
Зп = С э + C т + К/Т
где З п - приведенные затраты по варианту; С э - годовые эксплуатационные расходы, зависящие от проекта распределительного центра; С т - годовые транспортные расходы; К- капитальные вложения в строительство распределительного центра; Т- срок окупаемости проекта, лет.