Применение информационных технологий в логистических операциях




 

Универсальные прикладные отечественные информационные технологии, охватывающие взаимоотношения экспедиторов и транспортников с потребителями их услуг, практически отсут­ствуют. Фактически все они локальные и не обеспечивают всеобъ­емлющую поддержку всего спектра логистической деятельности компании. К тому же технологические нормы, лежащие в их осно­ве, не опираются на международные нормы, разработанные на меж­государственном уровне. Во многом эти системы не отвечают самой сути деятельности экспедитора — транспортного оператора и его взаимоотношений с потребителем продукции (производственной, торговой, сельскохозяйственной и т. д. компанией).

Деятельность экспедиторов носит интегрирующий характер, связывая логистическую деятельность компании с провайдера­ми логистики (транспортниками, портовиками, таможенника­ми, страховыми и другими компаниями, задействованными в процессе доставки товара). Во исполнение договора купли-про­дажи на основании базисных условий поставки с оговоренной ответственностью именно экспедитор должен организовать эф­фективную работу всех участников логистической цепи.

Поддерживая функциональность международной логистичес­кой цепи, информационная система подобного рода должна быть комплексной системой коллективного пользования (СКП), до­ступ к которой имеет не только экспедитор, но и все участники логистической цепи.

Владельцами СКП должны быть в первую очередь экспеди­торы, их корпоративные партнеры, агентства, филиалы, дочер­ние предприятия.

Участники СКП формируют единый формализованный набор ус­луг, выставляемый на рынок для всех пользователей (в первую оче­редь, компаний и предприятий). Кроме того, в банке данных содержится информация о правилах перевозок, о законодательной и нормативной базе, характеристике маршрутов и перевалочных центров и другая разнообразная информация, касающаяся функ­ционирования логистической цепи. Может содержаться инфор­мация об особенностях и ограничениях продажи экспедиторс­ких услуг (ограничения на маршрутах, таможенные ограничения, особенности отдельных категорий грузов, финансовых процедур и т.д.).

В организации и функционировании логистической цепи исполь­зуются корпоративные информационные си­стемы, в том числе Интернет — информационно-логистические цен­тры (ИЛЦ). Клиентами подобных центров становятся участники транспортно-экспедиторского рынка (экспедиторы и пользователи их услуг). В области транспортно-экспедиторского обслуживания, в частности, используются системы «Экспедитор-плюс» и «InterLogistics».

Система «Экспедитор-плюс» представляет собой универсальный информационно-технологический комплекс поддержки экспеди­торской деятельности, гибко настраиваемый на любой подведом­ственный функционал. Система поддерживает логистическую дея­тельность как корпорации, так и отдельного ее структурного под­разделения, технологически охватывая структуру любой сложности и иерархии. Достоинство системы — наличие в ней компонен­та, поддерживающего финансовую составляющую бизнес-про­цессов.

Система «InterLogistics» обеспечивает взаимодействие между всеми участниками перевозки. Использование единого инфор­мационного пространства позволяет осуществлять обмен данны­ми как между самими компаниями, так и между их агентствами и представительствами по всему земному шару. Все основные модули системы можно настраивать в соответствии с требовани­ями конкретного заказчика. Модульная концепция системы по­зволяет осуществлять постепенное внедрение системы на конк­ретных предприятиях в соответствии с текущими задачами.

Основной комплекс задач, решаемых «InterLogistics»:

— организация смешанных грузовых перевозок;

— организация взаимодействия компаний, отвечающих за раз­личные виды транспорта и направления перевозок;

— поиск новых клиентов, поставщиков, перевозчиков и дру­гих участников доставки товара;

— ведение картотек разнообразных баз данных;

— ведение каталога тарифов на продаваемые и покупаемые ус­луги, формирование модели счетов и выпуск счетов по шаблонам;

— формирование стандартных схем контроля процесса дос­тавки;

— обеспечение клиентов информацией о состоянии груза и контроль процесса перевозки каждым отдельным задействован­ным видом транспорта.

Система позволяет контролировать складские операции — погрузо-разгрузочные работы, приемка груза, маркировка и штрих-кодирование, регистрация поступления и убытия, переупаков­ка, комплектация и другие операции.

Транспортный функционал обеспечивает основные функции транспортной логистики — прием и формирование заказов, уп­равление плановыми и фактическими маршрутами, составление графика движения, времени пребывания и завершения каждого этапа транспортировки, плановые и фактические затраты по мар­шруту, расчет расходов на перевозку на каждом этапе, отслежи­вание груза в пути.

С точки зрения финансового сопровождения в системе дей­ствует механизм генерации счетов, базирующийся на понятии ус­луги и тарифе на эту услугу. Система позволяет оперировать с лю­быми валютами, формировать документы на любом языке.

 

Управление информационными потоками в логистике – не самоцель. При умелом управлении информационными потоками снижаются затраты на их формирование, передачу, приемку и хранение информационных массивов, ускоряется информационный обмен, скорость их приемки, не допускается несоответствие скорости работ передатчика и приемника, учитывается пропускная способность средств связи на каждом участке информационного пути и квалификация операторов, занятых на них. Планирование информационных потоков позволяет заранее определить пропускную способность средств связи, потребную для обслуживания данных потоков в пунктах передачи, координации, приемки информации. При проектировании информационных потоков выбирается их рациональный путь и режим обслуживания средствами связи. В результате обеспечивается надежность материально-технического обеспечения информационных потоков. Значит, их требуется хорошо организовать, продумать и рассчитать. Без этого надлежащее информационное обеспечение материальных потоков создать не удастся.

Из вышеизложенного понятна вся важность информационного потока, и если из логистической цепи вырвать это звено, то весь производственный процесс остановится.

Сейчас предприятия затрачивают огромные средства на обеспечение информационного потока. Но они оправдывают себя. Использование в логистике технологии автоматизированного управления позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные преимущества.

На производстве:

- создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;

- сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок.

В складском хозяйстве:

- автоматизация учета и контроля за движением материального потока;

- автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;

- сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком.

В торговле:

- создание единой системы учета материального потока;

- автоматизация заказа и инвентаризации товаров;

- сокращение времени обслуживания покупателей.

Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, так же сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

Формирование информационной системы – сложный и многоплановый процесс, в котором используются достижения современной информационной технологии, новейшие компьютерные системы, ГИС-технологии, что делает возможным успешное руководство лесозаготовительным процессом и первичной обработкой лесоматериалов на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической системы лесозаготовительного производства в целом.

Сложность, большая размерность и наличие огромного количества документов, используемых при управлении материальными потоками в логистической системе лесозаготовительного производства, вызвали появление концепции ГИС (геоинформационной системы) лесного комплекса. В наиболее общей трактовке ГИС лесного комплекса можно определить как геоинформационную систему, базирующуюся на компьютерных системах и программном обеспечении; географии лесной местности; прикладной математике; на компьютерном информационном обмене между лесозаготовителями и потребителями лесной продукции и на базе данных, характеризующих лесной комплекс. ГИС в логистике лесозаготовительного производства может использоваться в качестве информационно-справочной, информационно-аналитической и информационно-моделирующей систем.

Информационно-справочная ГИС позволяет: формирование электронной карты лесных дорог и автодорог общего пользования с возможностью прокладки оптимального маршрута для транспорта леса; определить состав лесонасаждений и его качество; получить описок выделов, достигших возраста спелости и т. д.

Информационно-аналитическая ГИС может использоваться для: выбора лесных объектов по критерию удаленности; проверки данных на непротиворечивость водоохранной и природоохранной зон; выбора расположения мастерского участка; расчета расстояний, периметров, площадей лесоучастков; определения оптимального пути для вывозки лесоматериалов; построения карты экспозиций крутизны склонов поверхности, что является определяющей информацией при оценке проходимости лесных машин.

Информационно-моделирующаяся ГИС позволяет составить модель изменения лесных

ландшафтов в зависимости от лесопромышленного и лесохозяйственного воздействия; модель лесосеки с базой данных о каждом дереве и ее графическое изображение; модель работы валочнопакетирующей машины и других лесных машин.

ГИС лесозаготовительного производства создается для лесозаготовительных предприятий и относится к информационно-аналитической информационно-моделирующей ГИС. Программным продуктом для нее служат различные профильные программы, реализующие на языке MapBasic разработанный алгоритм.

На современном этапе развития информационной логистики лесозаготовительного производства ставится следующая задача: на базе повсеместного внедрения ЭВМ создать интегрированные системы управления логистическим процессом, включая АСУ, АСПР, ГИС-технологии и тем самым обеспечить адаптивность лесозаготовительного производства к потребностям рынка, минимизировать издержки и получить дополнительные преимущества в конкурентной борьбе.

Несмотря на эффективность применения информационной логистики лесозаготовительного производства, она является лишь одним из элементов в общей системе логистики и успешное ее функционирование возможно лишь в случае перехода всего лесозаготовительного предприятия на логистические принципы. В свою очередь, комплексный логистический подход в сфере лесозаготовок, транспорта леса, обработки лесоматериалов, складирования и распределения не возможен без информационной системы, создающей основные предпосылки для его реализации.

Штриховое кодирование в логистике.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, проблема информации о циркулирующих потоках в детальном ассортименте решается с помощью штрихового кодирования. Речь идет об оборудовании, которое может сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды.

Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции в момент и месте ее совершения – на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте.

Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что дает возможность управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.

Под технологиями штрихового кодирования будем понимать совокупность средств и методов автоматизированного учета, хранения, обработки, передачи и использования информации, закодированной с помощью штриховых кодов. В основе технологии штрихового кодирования и автоматического сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования.

Совокупность сведений, полученных с помощью сканирования, образуют базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях. В сфере обращения широкоеприменение получил код EAN, который часто можно встретить на товарах массового потребления. Остановимся подробнее на технологии использования кода EAN в логистических процессах.

Имеется алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе запуска товара в производство ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который впоследствии в виде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар.

Первые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ассоциацией EAN в установленном порядке. Принято называть эту часть кода флагом.

Следующие четыре цифры – индекс изготовителя товара. Совокупность кода страны и кода изготовителя является уникальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует предприятие, производящее маркируемый товар. Оставшиеся цифры кода предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции по собственному усмотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 99999. Таким образом, первые двенадцать цифр кода

EAN однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы. Последняя, тринадцатая, цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.

Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре, в среднем, содержат одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на три миллиона знаков.

Среднюю стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной такой ошибки американская ассоциация менеджментаопределила до 100 долларов.

Огромное значение имеет идентификация с помощью штрих-кодов логистических грузовых единиц: паллетов, пакетов, контейнеров и других. Для стандартизации этого процесса EAN разработала унифицированную этикетку, на которую в нижней зоне наносится штрих-код с использованием символики UCC/EAN -128 (так называемый Serial Shipping Container Code). Необходимо отметить, что стандарт UCC/EAN -128 позволяет объединить в одном штриховом коде несколько «сообщений». Например, номер товара в системе EAN и информация, касающаяся сроков его хранения, могут быть объединены в одном символе, что значительно облегчает сканирование.

Использование этикеток с штрих-кодами UCC/EAN -128 позволяет не только эффективно идентифицировать грузовые единицы в транспортировке, складировании и грузопереработке, но и автоматизировать управление, контроль и мониторинг материальных потоков в ЛС за счет одновременного применения системы EDI и стандартов EDIFACT и EANCOM.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте подсистемы, входящие в состав инфор­мационных систем.

2. Назовите и охарактеризуйте виды логистических инфор­мационных систем.

3. Как определяется ЛИС?

4. Перечислите и охарактеризуйте принципы, которые не­обходимо соблюдать при построении логистических ин­формационных систем.

5. Каковы основные аспекты использования ЛИС в деятельности компании?

6. Каковы смысл и основное содержание системы ЭДИ?

7. Каковы основные сферы применения системы ЭДИФАКТ?

8. Каковы основные сферы использования информационных систем, применяемых в области логистики?

9. Какие возможности открывает в логистике использо­вание технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов?

 

Основная литература

1.Логистика: Учеб.пособие /под ред.Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1997. –327 с.

2.Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2001. – 608 с.

3.Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя. – М.: ИНФРА-М, 2002 с.

4.Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России –М.: Благовест-В, 2002. – 216 с.

5.Неруш Ю.М. Логистика. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 495 с.

6. Сабден О. С. Акбердин Р.З., Васильева Е.С. Рыочная экономика. Алматы: НИЦ «Ғылым», 2002. – 752 с.

7. Раимбеков Ж.С. Логистические аспекты уравления промышленными предприятиями. Тараз, Тараз университетi, 2004. –201 с.

8. Сабден О., Раимбеков Ж.С. Логистика: экономика и управлении. – Алматы: ИЭ МОН РК, 2009. -911с.

Дополнительная литература

1. Аникин, Б. А. Коммерческая логистика [Текст]: учебник / Б. А. Аникин. – М.: ТК Велби,

Проспект, 2005. – 432 с.

2. Афанасьева, Н. В. Логистические системы и российские реформы [Текст] / Н. В. Афанасьева.– СПб.: СПбУЭиФ, 1995. – 147 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: