Первое, что должно быть рассмотрено фирмой при обеспечении себя складской площадью, – это вопрос владения складом. Существуют две основные альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования. Возможна и третья альтернатива – лизинг, однако этот вариант в данном случае целесообразно рассматривать как первую альтернативу.
Выбор между вариантами или их комбинацией – одна из самых главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и склада общего пользования особенно привлекательна и экономически оправдана, если фирма реализует свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Это решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба случая имеют преимущества и недостатки. При выборе одного из них обычно решающим является условие минимума затрат.
Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низких объемах оборота фирмы или сезонности хранимого товара. К выбору склада общего пользования прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. Склады общего пользования не требуют частных инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства, к тому же сокращаются финансовые риски от владения своими собственными складами, увеличивается гибкость в потребности складской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их арендования).
Таблица 1. Классификация складов в логистике
Грузопереработка является составной частью логистического процесса на складе. Выделяют следующие основные цели грузопереработки:
|
- эффективное использование складской мощности;
- улучшение операционной эффективности (минимизация видов перерабатываемых грузовых единиц);
- улучшение условий труда персонала (повышение безопасности операций грузопереработки, эргономических и экологических характеристик рабочих мест, механизация и автоматизация складских работ и т. д.);
- обеспечение должного уровня логистического сервиса (повышение качества обслуживания потребителей за счет более быстрой реакции на их запросы);
- минимизация логистических издержек.
Реализация этих целей в значительной степени зависит от соблюдения следующих основных принципов рациональной организации процесса грузопереработки:
- механизации и автоматизации технологических операций;
- оптимального использования площади и емкости помещений;
- организации сквозного товарного потока;
- планомерности и ритмичности складских работ;
- полной сохранности товаров.
К основным операциям грузопереработки относятся:
- подготовка склада к приемке продукции;
- разгрузка транспорта;
- приемка продукции по количеству и качеству;
- размещение и хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);
- отборка товаров из мет хранения;
- комплектование заказов и упаковка;
- отпуск товаров;
- погрузка и транспортное средство.
Последовательность выполнения операций грузопереработки с указанием их продолжительности отражается в технологической карте. Технологические карты разрабатываются с учетом конкретных условий и могут иметь вид таблиц, графических схем или текстовых документов. На продолжительность и характер складских операций оказывают влияние следующие факторы:
|
- объем поступления и отпуска;
- размеры товарных запасов;
- условия транспортировки (вагон, контейнер, автомобиль);
- ассортиментная структура товарооборота и способ упаковки товаров;
- габариты, вес товаров, товарных мест;
- условия и порядок хранения;
- площадь склада, состав помещений, их планировка, размеры конструктивных элементов, ширина проходов;
- габариты складских помещений;
- наличие технологического оборудования, его виды.
Оплата труда основных рабочих и капитальные вложения в оборудование грузопереработки составляют крупный элемент общих издержек логистики. Неправильная грузопереработка может привести к значительным повреждениям товаров. Вполне понятно, что чем реже груз подвергается обработке, тем меньше шансов нанести ему какой-то ущерб и тем выше эффективность складского хозяйства в целом.
Существует 4 группы показателей работы склада:
1. Характеризующие интенсивность работы склада.
2. Характеризующие эффективность использования площадей.
3. Характеризующие уровень сохранности грузов и финансовые показатели работы.
4. Характеризующие уровень оптимизации склада.
Важным аспектом грузопереработки является упаковка, выполняющая четыре основные функции:
1. идентификацию товара и предоставление о нем основной информации (информация о товаре может передаваться с помощью надписей на упаковке, этикеток, штрих-кодов, маркировок и т. п.);
2. защиту от повреждений (препятствует воздействию агрессивных химических сред, физических воздействий, защищает от порчи, возможных хищений и т. п.);
|
3. повышение эффективности грузопереработки (унификация упаковки позволяет проектировать и применять стандартные ряды складского и грузоперерабатывающего оборудования, унифицировать характеристики транспортных средств);
4. оказание помощи маркетингу по продвижению и рекламе продукции, а также предоставление информации потребителям.
Исходя из функций упаковки, можно определить ее основные свойства:
- надежность упаковки определяется тем, каким воздействиям внешней среды она подвергается в процессе хранения и транспортировки;
- полезность упаковки определяется ее влиянием на эффективность и производительность всех логистических операций – от продуктивности загрузкиподвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.
Упаковка любых потребительских товаров должна иметь маркировку, содержащую информацию для покупателей, и данные, обусловленные стандартом. Маркировкой называется нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или упаковку для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения. Маркировка позволяет установить связь между грузами и перевозочными документами, а также отличить одну партию груза от другой. Маркировка подразделяется на товарную, отправительскую, транспортную и специальную.