III. Принятие Конституции.




1. Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента.

2. Конституция была ратифицирована конвентами, избранными в каждом штате. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир. При ратификации в большинстве штатов была значительная оппозиция Конституции; только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. Остальные четыре штата ратифицировали Конституцию позднее; последним был штат Род-Айленд (29 мая 1790 г.). Шесть штатов — Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Северная Каролина, Виргиния и Нью-Йорк — при ратификации в той или иной форме требовали включения в нее Билля о правах.

3. Конституция вступила в силу 4 марта 1789 г., до этого штаты были объединены только конфедеративной связью. На этом основании американская Конституция датируется именно годом вступления в действие (1789 г.), а не годом ее выработки на Конституционном Конвенте.[19]

С принятием Конституции США конституциональное развитие пошло по двум линиям: федерации и штатов, которые корректировали, взаимообогащали и дополняли друг друга, образуя целостную систему конституционного строя.

Основной принцип американского конституционализма – принцип верховенства Конституции. Основную роль в дальнейшем развитии конституционализма, в создании "живой Конституции"[20] сыграл Верховный Суд США, который в процессе толкования заполнял пробелы и устранял противоречия.

Другим важным источником современного американского государственного права являются законы, принимаемые Конгрессом и развивающие основные положения Конституции.

 

Глава 2. "Билль о правах" 1791 года: история принятия и значение

 

Американская концепция прав и свобод человека основывается на признании их естественного происхождения[21]. Эта идея была четко выражена в Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Государство выполняет служебную роль по отношению к этим правам и свободам, оно призвано охранять их и создавать условия для практической реализации. Правовые гарантии свободы заключены в Конституции и обеспечиваются независимым судом. В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разделе 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия "хабеас корпус", если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы, имеющих обратную силу, немаловажное значение имеет и норма раздела 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение раздела 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не упомянуть и о норме раздела 2 ст. V: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов". Запрещалось также требовать подтверждения принадлежности к религиозным конфессиям в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст.

В тексте Конституции не упоминались провозглашенные в Декларации независимости 1776 г. положения о естественном происхождении прав и свобод и их неотчуждаемости.

Стремление составителей Конституции обойти проблему прав и свобод было вполне объяснимо:

1. Декларация принималась в начале войны за независимость против британской королевской власти, когда надо было объяснить причины этой войны. А Конституция принималась после победы в этой войне, когда право на восстание могло быть обращено уже против самого правительства США;

2. в Декларации независимости провозглашалось, что все люди рождаются равными, и свобода является их неотчуждаемым правом. Составители Конституции вполне обоснованно опасались, что провозглашение в федеральной Конституции принципов равенства прав и свобод личности может в условиях существования рабства в южных штатах США привести к расколу между южными и северными штатами (что, в конце концов, и случилось в 60-е гг. XIX в.[22]).

Таким образом, хотя в Конституционном конвенте вопрос о правах и свободах поднимался, большинство членов Конвента настояло на том, чтобы такого рода статьи в Конституцию не включать. Аргументы приводились различные. Например, права и свободы имеют естественное происхождение, поэтому они не нуждаются в конституционном закреплении.[23] Наиболее весомым аргументом было то, что права и свободы граждан уже закреплены в конституциях штатов, а потому и нет необходимости дублировать их в общефедеральной Конституции.

Однако сторонники демократического движения (особенно в ряде северных штатов), ссылаясь на то, что, во-первых, в конституциях штатов не было единообразия в перечне прав и свобод, а во-вторых, имелись противоречия между ними и текстом федеральной Конституции, потребовали дополнения Конституции США перечнем прав и свобод, закрепленных в федеральном масштабе, поставив это условием ратификации Конституции соответствующими штатами. Учитывая такого рода категорические требования, членам Конституционного конвента пришлось отступить и согласиться на включение в федеральную Конституцию статей, определяющих правовой статус личности.

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж. Мэдисон, взял на себя инициативу предложить Билль о правах. Формулируя текст поправок, законодатели исходили из идеи естественных прав и свобод и установления пределов власти государства по отношению к человеку. Отсюда и такие формулировки: "Конгресс не должен издавать законы..."[24], ограничивающие то или иное право или свободу личности.

Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. В дальнейшем федеральная Конституция была дополнена еще 9 поправками[25], касавшимися конституционного статуса личности.

Ниже приводится краткое содержание поправок к Конституции США.

Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием.

Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов.

Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан.

Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.

Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил. Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.

Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.

Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги, чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.

Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации.

Содержательно к Биллю о правах примыкает ряд последующих поправок к Конституции США: запрет рабства (поправка XIII); невозможность судебного наказания без надлежащей правовой процедуры (поправка XIV, разд. 1); расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI) и др.[26]

Эта важнейшая часть Конституции, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и, прежде всего, — на равенство и свободу. Лишить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства. Билль о правах стал подтверждением Основного закона США, устранил всякие сомнения в нем.

Только после утверждения десяти поправок становиться возможным считать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, так как она получила мощную конституционно-правовую фиксацию и поддержку.

Глава 3. Общая характеристика Конституции США

 

Целью Конституции было создание системы органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закрепление прав и свобод граждан.

Конституция состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы.[27] Она не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана.

Высшая законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная — Президенту США, судебная — Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства — федерацией.[28]

В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). Отцы Конституции США, влиятельные политики того времени, такие как А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей, утверждали, что "сосредоточение всей власти, законодательной, исполнительной и судебной, в одних и тех же руках, или одного, или немногих, или у всех по любому основанию действительно приводит к появлению тирании".[29] А единственным средством против тирании, считал 4-й президент США (1809-1817) Дж. Мэдисон, может быть только разделение властей. "Чтобы правильно понять идеи по этому важному вопросу, - писал он, - необходимо правильно понять идеи, в которых сохранение свободы рассматривается в связи с тем, что три самых главных рода власти должны быть разделены и отделены друг от друга".[30]

В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти — Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Все три ветви власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и тем самым облекаются неодинаковыми властными возможностями в определенных Конституцией пределах.

Во-первых, они имеют различный порядок формирования. Двухпалатный Конгресс избирается всеобщим голосованием. Президент избирается коллегией выборщиков, избираемых всеобщим голосованием граждан, а члены Верховного суда США назначаются Президентом, но с согласия Сената.

Во-вторых, Президент, Конгресс и Верховный суд имеют различные сроки полномочий. Так, Президент избирается на 4 года, Палата представителей Конгресса на 2 года, а сенаторы на 6 лет, но при этом каждые 2 года переизбирается одна треть сенаторов. Судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

В-третьих, Конституция создала механизм, способный нейтрализовать любые попытки какого-либо из федеральных органов узурпировать власть. Конгресс может отклонить любой законопроект, предложенный Президентом через свою креатуру. Конгресс может в порядке импичмента отстранить Президента от власти и привлечь его к ответственности. Президент, в свою очередь, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых Конгрессом законов, хотя Конгресс может преодолеть вето путем повторного голосования, если решение будет принято квалифицированным большинством голосов в обеих палатах. Верховный суд в порядке конституционного надзора может признать любой нормативный акт как Конгресса, так и Президента неконституционным, что делает невозможным его применение в судебной и административной практике. Однако сами судьи могут быть отстранены от должности в порядке импичмента, возбужденного Конгрессом.

Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.

Конституция США — "жесткий", трудноизменяемый документ, но в то же время она сформулирована так гибко, что необходимость внесения изменений в его текст была реализована только 27 раз. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. Хотя ряд авторов придерживается иной точки зрения.[31],[32],[33] Они видят причину стабильности Конституции не только в сложности внесения в неё поправок, но и в лаконичности, абстрактности, "туманности" её формулировок. Правовой язык Конституции отражает особенности и несовершенство законодательной техники. Многие вопросы остаются за её пределами, "умалчиваются" (о структуре исполнительной власти, системе комитетов Конгресса и др.).

Именно эти недостатки, однако, обернулись долголетием Конституции, пластичностью её норм. На разных исторических этапах она наполнялась различным содержанием при незначительных изменениях первоначального текста. Приспособление текста к меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией "живой конституции". Судья верховного суда США Л. Брандейс пишет: "Конституция – это живой организм, и как таковой он способен развиваться и адаптироваться к новым условиям".[34]

Для изменения Конституции необходимо выполнить сложную процедуру. Во-первых, предложение о внесении поправок выдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего числа членов обеих палат Конгресса либо созванный по требованию законодательных собраний двух третей штатов специальный Конвент (ст. V).[35] Во-вторых, для ратификации поправок установлен еще более сложный порядок — они утверждаются законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс. После принятия поправки XVIII[36] (1919 г.) Конгресс стал устанавливать срок для ратификации. Если за установленный срок поправка не ратифицирована, то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлить время ратификации.

Таким образом, устойчивость и стабильность американской Конституции объясняется:

1. Конституция представляет собой весьма краткий и прагматичный документ, в котором положения или декларации идеологического характера сведены до минимума. Конституция определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм. В ней нет ни перечня штатов, ни деталей организации федеральной власти, а, следовательно, и нет лишних поводов для внесения поправок в текст Конституции при изменениях полномочий органов федеральной власти или вхождении в состав США новых штатов;

2. в Конституции был закреплен, по предложению Дж. Мэдисона, американский вариант принципа разделения властей, базирующийся на идеях Дж. Локка и Ш. Монтескьё, но в большей мере на собственном американском опыте;

3. Конституция США относится к числу "жестких" конституций. Однако жесткость американской Конституции сочетается с возможностью федеральной власти гибко и динамично реагировать на меняющуюся ситуацию, в том числе и создавать новые правительственные структуры, перераспределять полномочия федерального центра и штатов, регулировать права личности и решать другие вопросы, касающиеся, по существу, конституционных проблем, не путем внесения поправок в Конституцию, а при помощи текущего законодательства. Другая возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию без внесения поправок в Конституцию — использование судебного конституционного контроля, который нередко затрагивает и сами конституционные нормы.

Конституция США продолжает эволюционировать. Основными направлениями эволюции являются:

1. улучшение функционирования центральных органов государственной власти. Эта линия эволюции прослеживается из содержания пяти поправок: XII (1804 г.) — о выборах президента США; XVII (1913 г.) — о выборах сенаторов путем прямого всеобщего голосования; XX (1933 г.) — о вступлении в должность Президента страны; XXII (1951 г.) — мандат Президента может быть возобновлен только один раз и XXV (1967 г.) — о замещении Президента и вице-президента;

2. развитие избирательного права. Первоначальный текст Конституции предоставил штатам свободу в организации выборов. Каждый из них был вправе устанавливать нормы избирательного права, предоставляя такое право или исключая из избирательного корпуса какие-либо категории граждан. Эта свобода штатов постепенно была ограничена рядом последовательных поправок: XV (1870 г.), запретившей штатам ограничивать право голоса по основаниям расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве; XIX (1920 г.), запретившей отказывать в праве голоса женщинам; XXIII (1963 г.), разрешившей участвовать в выборах жителям федерального округа Колумбия; XXIV (1964 г.), запретившей оспаривать или ограничивать право голоса по причине неуплаты любого избирательного налога или другого налога. В 1971 г. XXVI поправка снизила возрастной ценз активного избирательного права до 18-и лет.

3. развитие прав граждан. Это направление эволюции проявилось в принятии "Билля о правах" и ряда других поправок.

Характерными чертами Конституции США, отличающими её от других современных конституций, являются:

1. это конституция федеративного государства, т. е. она предопределяет такую организацию правительственной власти и правовой системы в стране, при которой центральное правительство распределяет власть между составными частями страны, каждая из которых в определенной степени является суверенной в своих правах;

2. конституция государства-республики;

3. закрепляет принцип разделения властей, гарантируя его воплощение продуманной системой сдержек и противовесов, что являлось бесспорным изобретением создателей Конституции;

4. с введением судебного конституционного надзора Конституция стала состоять из самого её текста, разъяснений и толкований её содержания, содержащихся в решениях Верховного суда;

5. "жесткость" документа;

6. регулирует напряженную атмосферу для действий правительственной власти, сложившуюся в результате конституционной поддержки личных прав и свобод;

7. общие цели создания Конституции создали уникальный по своей эффективности взаимодополняющий и взаимоподдерживающий набор политических ориентаций федерального государства.

Таким образом, Конституция США представляет собой юридический документ, определяющий организацию федеральной власти, устанавливающий основы американского федерализма и определяющий судебный механизм защиты основных прав и свобод личности от посягательств со стороны правительственных органов как федеральных, так и на уровне штатов.

 

Заключение

 

Значение Основного закона США для мировой правовой мысли заключается, прежде всего, в том, что Конституция США — самая первая из писаных конституций, действующих в настоящее время. Это событие способствовало распространению во всем мире доктрины конституционализма.

Конституция отличается от основных законов многих других государств своей лаконичностью и практичностью. Она заложила в основу государственного строя и в правовую систему США такие принципы как федерализм, разделение властей и судебный конституционный контроль, которые получили в XIX-XXI вв. мировое признание. Интересно, что ни один из этих принципов прямо не указан в тексте Конституции.

Конституция, несмотря на многие анахронизмы, и поныне почитается гражданами своей страны, видящими в ней высшую гарантию для общества, основанного на свободе. Подлинным дополнением текста Конституции стал Билль о правах 1791 г.

Как показал анализ литературы история принятия и разработки проекта Основного закона США происходил в переломный момент становления нового государства. Конституция была призвана придать законность переменам, произошедшим в государственном устройстве бывших штатов-государств, стабилизировать их положение на международной арене, закрепить их независимость.

Политическая система США, сформировавшаяся на основе старейшей Конституции обладает небывалой устойчивостью и стабильностью. Конституция и Билль о правах гарантируют защиту человека от произвола властей, поставив преграду деспотическому правлению. Она способствовала развитию и становлению демократических институтов: народный суверенитет, народное представительство, парламентаризм и др.

Несмотря на "жесткость", Конституцию нельзя считать неизменным документом, она продолжает эволюционировать, прежде всего, в результате принятия новых поправок и создания так называемой "живой" Конституции.

Конституция США в настоящее время выглядит как умеренно демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.

Список литературы.

1. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. – М.: НОРМА, 1997. – с. 333.

2. Гамильтон А. Федералист. – М.: Мысль, 1994. – с. 122.

3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – с. 744.

4. Иванян Э.А. История США. – М.: ВЛАДОС, 2004. – с. 346.

5. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА•М, 1998. –Ч. 2. – с. 712.

6. Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. – М.: Наука, 1983. – с. 280.

7. Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с. 496.

8. Конституции зарубежных государств. / Сост. В.В. Маклаков. – М.: БЕК, 2000. – с. 548.

9. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2005. – с. 1056.

10. Конституция США: история и современность. / Под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. – М.: Мысль, 1988. – с. 316.

11. Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 272.

12. Левакин И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти. – Законодательство и экономика. – 2005. – № 1, январь. – с. 34-41.

13. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. – М.: Международные отношения, 1985. – с. 336.

14. Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. – М.: Наука, 1991. – с. 3-6.

15. Р. Бэррес. Документы Американской Революции. – Тверь-Москва "Альба", 1994. – с. 222.

16. Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.278.

17. Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 768.

18. США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.: Мысль, 1987. – с. 315.

19. Тихонов А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные отношения, 1979. – с. 286.

20. Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. - С. 324

21. Фридмэн Л. Введение в американское право. – М.: Универс, 1993. – с. 286.

22. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – с. 576.


[1] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – с. 444.

[2] Тихонов А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные отношения, 1979. – с. 187.

[3] Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с.58.

[4] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 25.

[5] Фридмэн Л. Введение в американское право. – М.: Универс, 1993. – с. 39.

[6] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 28.

[7] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 7.

[8] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.53.

[9] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – с. 439.

[10] История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1998. – Ч. 2. – с. 34.

[11] Р. Бэррес. Документы Американской Революции. – Тверь-Москва "Альба", 1994. – с. 43.

[12] США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.: Мысль, 1987. – с. 13-14.

[13] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.59.

[14] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.56.

[15] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 8.

[16] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 8.

[17] Гамильтон А. Федералист. – М.: Мысль, 1994. – с. 122.

[18] Савельев В.А. Капитолий. США: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1989. – с.56.

[19] Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – с. 440.

[20] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 72.

[21] США: конституция и права граждан. / Под ред. И.А. Геевского. – М.: Мысль, 1987. – с. 10-12.

[22] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – с. 275-281.

[23] Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. – М.: Наука, 1991. – с. 3-6.

[24] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 40-42.

[25] Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. – М.: Наука, 1983. – с. 40.

[26] Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. – М.: Международные отношения, 1985. – с. 287-289.

[27] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 29-49.

[28]Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2005. – с. 441.

[29] Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. - М.: Наука, 1993. - С. 324

[30] Левакин И.В., Болдырев И.А.. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти. – Законодательство и экономика. – 2005. – № 1, январь. – с. 34-41.

[31] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 73.

[32] Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. – М.: Академический проект, 2004. – с.63.

[33] Боботов С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. – М.: НОРМА, 1997. – с. 8-23.

[34] Лафитский В.И. Основы Конституционного строя США. – М.: НОРМА, 1998. – с. 74.

[35] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 39.

[36] Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. / Сост. В.И. Лафитский. – М.: Прогресс, Универс,1993. – с. 45.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: