Психология как наука. Предмет психологии. Место психологии в системе современных наук.
Понятие психология. Особенности психологии как науки. Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке. Житейская и научная психология. Круг задач, решаемых психологами в различных областях производственной, социальной, духовной жизни общества. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук (Б.Г. Ананьев, Б. М. Кедров). Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Связь психологии с другими науками.
Методы психологии.
Понятия методология, метода, методика. Классификация методов Б.Г. Ананьева; В.Н. Дружинина; М.С.Роговина и Г.В.Залевского. Принципы психологии, на которых основывается использование методов. Общее представление о методах психологии (наблюдение, эксперимент, их виды в психологии, психодиагностические тесты, анализ продуктов человеческой деятельности, другие методы), их сущность.
Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности.
Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Общее строение деятельности человека. Предметность деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Понятие действия. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Действие и операции. Соотношение действий и деятельности. Виды и свойства операций. Принцип единства сознания (психики) и деятельности. Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» деятельности. Проблемы интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П.Я.Гальперин). виды человеческой деятельности.
|
Понятие отражения и психики. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
Понятие филогенез. Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе. Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э.Фабри). Этапы психического развития в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Сравнительный анализ психики животных и человека.
Ощущение как познавательный психический процесс. Классификация ощущений.
Ощущения: понятие ощущения, виды ощущений, характеристика ощущений. Основные закономерности ощущений. Классификации ощущений: по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем; по месту расположения рецепторов; по времени возникновения в ходе эволюции; по модальности (виду) раздражителя.
Память как познавательный психический процесс.
Роль памяти в жизни и деятельности человека. Память как процесс репродукции. Классификация памяти: по ведущему анализатору; по предмету, материалу деятельности; по продолжительности протекания процесса; по форме психической активности. Причины влияющие на продуктивность памяти: субъективные, объективные. Законы памяти, установленные Эббингаузом. Кривая забывания. Эффект Зейгарник. Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры деятельности. Анализ исследований П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. Проблема развития памяти и различные подходы к её постановке и решению.
|
Внимание: понятие, функции; связь внимания и сознания.
Роль внимания в повседневном поведении. Функции внимания. Основные виды и критерии внимания. Свойства внимания устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем, отвлекаемость. и типы внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания: по форме деятельности; по ведущему анализатору; по направленности; по степени волевого контроля. Развитие внимания. Нарушения внимания. Теории внимания (В. Вундт, Т. А. Рибо, Н.Н. Ланге, А.Г. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе)
Сущность мышления как познавательного процесса, его характеристики и связь с речью.
Понятие мышления, его основные характеристики. Основные формы и стадии становления мышления. Виды мышления: по форме; по характеру; по степени развернутости; по степени новизны. Основные формы мышления: суждения, понятие, умозаключение. Особенности протекания: обобщенное отражение действительности; опосредованное познание; решение конкретных задач; связь с речью. Способы активизации мыслительной деятельности. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Понятие коэффициент интеллекта (IQ).