Памятные места Вологодской области, посвящённые жертвам политических репрессий.




Введение

Уже давно даны нравственные оценки тем событиям, обнародован механизм репрессий, преданы гласности сводные статистические данные о безвинно пострадавших. И тем не менее данная тема не исчерпана до конца, сегодня все новые и новые факты приковывают внимание исследователей и общественности.
Значительную часть внимания общественности сегодня привлекают массовые репрессии 1920-30–40-х и начала 1950-х годов. Интерес к этой когда-то запретной теме особенно возрос с принятием Указа Президента РФ от 06.02.98 №138 «О подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства», а также постановления губернатора Вологодской области от 05.01.99 №1 «О подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства в Вологодской области». Сегодня люди хотят знать все, что связано с политическими репрессиями против священнослужителей.

Основная часть

Репрессии против духовенства, как и против других категорий наших соотечественников, носили массовый характер.

Уже в 1918 году в стране было расстреляно 3000 священнослужителей.
Трагедия не обошла стороной и Вологодскую область.

Согласно данным вологодских архивов только за 10 месяцев конца 1937 - начала 1938 годов решением тройки УНКВД по Вологодской области к высшей мере наказания было приговорено 2037 человек, а 2487 человек отправлены в лагеря сроком на 8-10 лет.

Возьмём лишь один день работы тройки УНКВД по Вологодской области. 4 декабря 1937 года в нашей области за контрреволюционные преступления было осуждено 289 человек, из них 234 приговорено к высшей мере наказания.

Сотни священнослужителей и членов их семей были уничтожены без суда по сфабрикованным обвинениям. В 1937-1938 гг. решениями «троек» УНКВД по Вологодской и Ленинградской областям к высшей мере – расстрелу – были приговорены: Авров Михаил Васильевич – священник дер. Погост Верховского сельсовета Андомского (ныне Вытегорского) района (безжалостный приговор был вынесен, несмотря на то, что у Михаила Васильевича было семь несовершеннолетних детей, из которых старшему, Серафиму, было 15 лет, а младшей дочери Таисии – всего 1 год); Амврозов Алексей Семенович – протоиерей Скоблевской церки Мяксинского (ныне Череповецкого) района; Анфимов Степан Федорович – священник из села Кондаш Череповецкого района; Бартеньев Алексей Александрович – священник Георгиевской церкви г.Кадникова; Богданов Василий Федоровчи – церковный староста из села Красное Тотемского района; Быстров Федор Петрович – дьякон Загостской церкви Пришекснинского района; Вохомский Николай Андреевич – священник кладбищенской церкви г.Никольска; Глубоковский Анатолий Александрович – псаломщик Благовещенской церкви Тошненского сельсовета Вологодского района; Дуненкова Александра Максимовна – сторож Логиновской церкви Голосовского сельсовета Мяксинского района; Толстикова Ольга Васильевна – жена служителя культа, проживавшая в дер. Подол Нюксенского района.

Репрессиям подверглись епископ Вологодский Георгий Васильевич Анисимов, церковный староста из дер. Косево Междуреченского района Александр Иванович Бабкин, протоиерей Прокопьевского собора из г. Великого Устюга Апполинарий Сергеевич Беляев и многие другие. [1]
Всем арестованным, как правило, выдвигалось стандартное обвинение: «за организацию и руководство антисоветской группой церковников, контрреволюционную агитацию, распространение провокационных слухов». В большинстве решений «троек» и «особых совещаний» ссылок на конкретную статью Уголовного кодекса РСФСР вообще не было.
Все обвинения были явно надуманные.

Так, например, священнику Пятининской церкви Сокольского района Усову вменялось в вину, что он «открыл в алтаре водоисточник под видом лечебной воды. Среди церковников распространялись слухи о том, что посредством употребления воды больные получают исцеление». Вода продавалась по дорогой цене. Вокруг церкви организовалось большое паломничество». [2].


Многие священнослужители значатся в списках репрессированных по два раза: в начале 1930-х годов получили по 3-5 лет ссылки или лагерей, а в 1937-1938 гг. их настигала высшая мера наказания. Когда начались массовые репрессии, их легче было «повязать» – они уже привлекались «за контрреволюционную агитацию».


Арестовывали, невзирая на возраст. Так, например, священнику Юнееву Павлу Викторовичу, проживавшему в дер. Перебытино Сокольского района, в момент задержания было 80 лет. [3]


По сообщению управления НКВД по Вологодской области «в 1937 году в г.Вологде была ликвидирована церковно-монархическая повстанческая организация с широким разветвлением повстанческих групп по ряду районов Вологодской области, в том числе:


Сокольский район – 10 групп – 128 человек,
Тотемский – 3 группы – 32 чел.,
Усть-Кубинский – 2 группы – 39 чел.,
Кубено-Озерский – 1 группа – 18 человек,
Грязовецкий – 3 группы – 41 человек,
Чебсарский – 1 группа – 12 человек,
г.Вологда и район – 3 группы – 65 человек.


Всего по делу было арестовано и осуждено 345 человек. Из них: служителей культа -147 человек, бывших монахов и монахинь – 55 человек, кулацко-церковного актива – 143 человека». [4]


Церковный актив был репрессирован также в Биряковском, Кичменгско-Городецком, Мяксинском, Междуреченском, Лежском и других районах. А всего по области с 1 октября 1937 г. по 1 апреля 1938 г. «изъято» (термин УНКВД): попов – 392 человека, монашеского элемента – 179 человек, церковно-кулацкого актива – 937 человек. Всего 1746 человек. [4].


Только за последние годы прокуратурой области было реабилитировано служителей культа по г. Великому Устюгу и району 68 человек, г. Череповцу и району – 62 человека, г. Вологде и району – 52, по Грязовецкому району – 45, Никольскому району – 30 и т.д.


В целях восстановления справедливости, законных прав граждан России на свободу совести и вероисповедания, руководствуясь чувством покаяния, исходя из выводов Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий 14 марта 1996 г. Президент России подписал специальный Указ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». В нем осужден многолетний террор, развязанный в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий.
Генеральной прокуратуре совместно с Федеральной службой безопасности, Министерством внутренних дел Российской Федерации предложено осуществить реабилитацию граждан России, которые были необоснованно обвинены в политических, государственных и уголовных преступлениях, лишались свободы, подвергались иным лишениям и ограничениям прав в связи с их религиозной деятельностью и убеждениями.
Указ Президента РФ предписывает Правительству Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений [5].


Место расстрела.

 

Я расскажу вам о месте где в холодном ноябре тысяча девятьсот тридцать седьмого года бесчинствовало зло.

Находиться оно рядом с г. Кадников, где сейчас проходит трасса М-8. Скромный памятный крест и камень с табличкой расположены не на виду, скрыты от людских глаз. Сейчас там пашут и сеют поля. Цветут цветы.

А 26 ноября 1937 года близ Кадникова были расстреляны 29 священно- и церковнослужителей; их единственной виной была верность Христу. Два месяца заключенных держали в подвальной кадниковской тюрьме, заставляя отречься от веры, а в день, когда Церковь отмечает память святителя Иоанна Златоуста, вывели на холм неподалеку от города и расстреляли. Позднее на том же месте завершился крестный путь еще трех священнослужителей.[9]

И теперь, это место несомненно очень значимо для нас куда из тюрем свозили по надуманным обвинениям церковнослужителей и священство. Но мы, знаем, здесь, когда то, давно оставили свою жизнь за Веру Христову около трёх десятков человек.

Последний Батюшка.

Из них Протоиерей Василий Николаевич Шергин последний священник Замошской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Которую посещали мои предки прадед и прабабушка, они родом из деревни Свистово в то время принадлежащей приходу. По воспоминаниям моей бабушки Серовой Валентины Ливериевны мы знаем, что наши предки были православными христианами глубоко верующими людьми и тяжело переживали те страшные времена.

Расстреляли Батюшку в возрасте 60 лет 26 ноября в1937 году. Отца Василия обвиняли в том, что в неурожайные годы он призывал колхозников отслужить молебен, обрабатывать землю, как Бог велел и как работали наши деды и прадеды. Обвиняли в том, что предлагал молодым венчаться в церкви, что из верующих ни один не подписался на заём обороны страны, что проводил сборы среди населения для нужд церкви, за что был оштрафован. Его даже обвинили в том, что со своих ульев (их было у отца Василия- пять) он собирал по три пуда мёда, а из колхозных ульев не выкачали ни одного грамма. Самым серьёзным было обвинение о связях с группой церковников и проводимой вместе с ними контрреволюционной деятельностью.

Матушка Елизавета Павловна Шергина (жена о. Василия) жила в надежде что её муж жив и находиться в сталинградских лагерях и Бог даст они ещё увидеться, но встретится им было не суждено умерла она в 1956 году так и не узнав какие испытания выпали на долю её мужа.

А 17 мая 1960 года решением Верховного суда РСФСР Василий Николаевич Шергин за отсутствием состава преступления был реабилитирован. [6].

Я думаю судьбы других погибших на этом месте людей не менее трагичны.

Теперь в день памяти 26 ноября собираются здесь священники и неравнодушные люди и молятся о упокоении невинно убиенных. И в наших храмах так же льётся молитва за них.

Памятные места Вологодской области, посвящённые жертвам политических репрессий.

В нашей области чтут и не забывают о тех тяжёлых событиях открывают памятники и мемориалы. Такие как Памятник жертвам политических
репрессий в г.Вологде, ул. Предтеченская, 56. На Левашовском мемориальном кладбище в 2010 г. Памятный знак вологжанам, погибшим в годы репрессий 1937-1938 гг. и другие.

Совсем недавно был открыт «Музей памяти жертв гонений на веру Христову в ХХ веке».

Музей начал работу в конце ноября, и его открытие было приурочено к печальным событиям ноября 1937 года, когда в Кадникове были зверски убиты 29 священников и служителей церкви. Расстрел состоялся недалеко от городка 26 ноября, после того, как задержанные отказались отрекаться от своей веры:

После этих страшных событий народ стал называть место массовой гибели пострадавших за веру Поповыми горами. Удалось установить имена всех, кто предположительно был расстрелян на этом месте».

В музее собраны документы и личные вещи репрессированных – и экспозиция постоянно пополняется, кроме того, в планах – масштабировать небольшой музей и сделать его местом сохранения памяти всех пострадавших сокольчан в годы репрессий. [10]

Заключение:
Вечная память всем жертвам политических репрессий!

Памяти репрессированных священников


Вы на себе всегда несли кресты:
Даже тогда, когда их с вас срывали,
Пред Богом и страной своей чисты,
Собой вы души верных закрывали.

Злословила блатная вас толпа,
Прикладами «судили» вертухаи,
И истребить последнего попа
Картавых бесов требовала стая.

Но вы, молитвой освещая путь,
Прошли сквозь зоны страха и безверья,
Чтобы народ обманутый вернуть
К вершинам покаянья и спасенья.

Растворены в безличии могил,
Распяты мёрзлыми лесными колеями,
Вы были выше тех поганых сил,
Что мнили себя неба судиями.

Ваш скорбный путь – России крестный путь,
Отмеченный в непознанных скрижалях,
И, дай Господь, нам веры не свернуть
Опять в пустыню духа и печали...

Автор Алексеев Игорь Евгеньевич

 

И дай Бог, чтобы страшные события периода репрессий никогда более не повторились в истории нашего государства. В наших Храмах не утихала молитва о них. И память не стиралась в наших сердцах.

Список литературы:

1 Поименные карточки реабилитированных, составленные на основании следственно-уголовных дел, хранящихся в архиве УФСБ по Вологодской области.

2 Вологодский областной архив новейшей политической истории (далее – ВОАНПИ). Ф.2522. Оп.23. Д.97. Л.64,72.

3 Газета «Эхо земли». Орган Крестьянского Союза Вологодской области. – 1997, май. – №4.

4 ВОАНПИ. Ф.2522. Оп.1. Д.134. Л.7, 11, 15, 17.

5 «Российская газета». – 1996, 16 марта.

6 «Заветный Белокаменный Покров» под общей редакцией члена Союза журналистов России Т. А. Пушникова.-2011г.

 

Электронный ресурс

7 https://vologda-poisk.ru/news/obschestvo/na-vologodchine-poyavilsya-esche-odin-muzey

8 https://vologda-oblast.ru/vlast/koordinatsionnye_i_soveshchatelnye_organy/komissiya_po_reabilitatsii_zhertv_politicheskikh_repressiy/reabilitatsiya_zhertv_politicheskikh_repressiy/

9 https://www.booksite.ru/vologda_sovet/1929-1941_225.html

10 https://vk.com/hramvoznes.sokol

 

Приложения:

 

Памятник жертвам политических
репрессий в г.Вологде 30.10.2008,
ул.Предтеченская, 56. Фото: А.Б.Сычёв

Левашовское мемориальное кладбище
2010 г. Памятный знак вологжанам,
погибшим в годы репрессий 1937-1938 гг

Установка креста на могиле
родителей писателя В.Т.Шаламова.
Вологда, 18.06.2007. Фото: А.Б.Сычёв

Открытие обновлённой музейной
экспозиции в родном доме
писателя В.Т.Шаламова.
Вологда, 18.06.2007. Фото: А.Б.Сычёв

Открытие памятника жертвам
политических репрессий 30.10.2010
в г.Белозерске, ул.Дзержинского, 10

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: