Последовательность позиций содержательной части научной работы
· Титульный лист.
· Оглавление (или содержание).
· Введение.
· Основной текст, состоящий из глав и параграфов.
· Заключение.
· Приложение.
· Список использованных источников и литературы.
Логика написания и оформления каждой позиции
Титульный лист
Титульный лист (см. образцы оформления титульного листа в Приложении) содержит необходимые сведения об учебном заведении, где выполнена работа, ее авторе, научном руководителе, точное название темы, год выполнения. Нумерация страниц ведется с титульного листа, но на нем цифра не ставится.
3.2.2. Оглавление (или содержание)
После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план курсовой/дипломной работы и согласовывает его с научным руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется, когда определены все методологические подходы, и Вы точно знаете, что и какими способами будете делать.
План – логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно. Каждый параграф раскрывает часть общей темы. Следует избегать смыслового, текстуального дублирования параграфов и формулировок, не совпадающих с логическими границами исследования.
Возможно использование различных принципов построения плана. Наиболее часто используемыми являются хронологический (временной) и тематический (проблемный) планы. Если избран хронологический принцип, то определенному временному отрезку, как правило, посвящается отдельный параграф. Тематический принцип предполагает структуру, при которой параграфы будут посвящены отдельным проблемам или вопросам темы.
|
Составление плана курсовой и дипломной работы целесообразно начать с развернутого черновика, в который можно включить подробный перечень раскрываемых вопросов. По мере сбора материала станет ясно, какие из подпунктов удастся изложить подробно, а какие лучше объединить. Над окончательным вариантом нужно поработать очень тщательно. Члены Государственной экзаменационной комиссии, не читавшие работу, составляют мнение о ней на основе знакомства с планом, введением и заключением. Введение и заключение на параграфы не разбиваются. План должен быть похож на оглавление научной монографии.
В курсовых и дипломных работах слово «план» не употребляется. Используются названия «оглавление» и «содержание». Хотя, конечно, оба понятия – это модификации обычного плана, но более сложные и академически выстроенные.
Оглавление – это план, где основной текст разделяется на главы и параграфы.
Содержание – упрощенный вариант оглавления, когда основной текст разделяется на главы без разбиения их на параграфы.
В дипломной работе возможно только оглавление; в курсовой работе допускается не разбивать главы на параграфы.
Оглавление/содержание помещаются вслед за титульным листом. В тексте это всегда лист под номером 2. Все заголовки и подзаголовки оглавления должны быть написаны в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Против каждого пункта оглавления проставляются страницы начала главы/параграфа.
|
Существует большое количество вариантов оформления оглавления. Однако далеко не все они уместны для использования в дипломной, а тем более – курсовой работе. Наиболее оптимальным вариантом оглавления для работ подобного типа является следующий.
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Введение | |
Глава 1. [Название] | |
1.1. [Название] | |
1.2. [Название] | |
1.3. [Название] | |
Глава 2. [Название] | |
2.1. [Название] | |
2.2. [Название] | |
Глава 3. [Название] | |
3.1. [Название] | |
3.2. [Название] | |
Заключение | |
Приложение | |
Список использованных источников и литературы |
Разумеется, в оглавлении-образце приведены страницы «ниоткуда». В Ваших работах страницы оглавления должны совпадать со страницами из текста. И, конечно, в оглавлении показан принцип, не более. Глав может быть более трех. Количество параграфов в главах также может варьироваться. И, как Вы заметили, литеры (нумерацию слева) имеют только главы и параграфы. Титульный лист, оглавление, заключение, список использованных источников и литературы не пронумерованы.
Введение
Введение должно кратко представлять Вашу работу. Оно призвано сфокусировать интерес к ней и рассказать, что и как сделано. Введение содержит следующие структурные элементы:
Актуальность темы исследования. Здесь Вы показываете, почему Ваша тема может и должна быть изучена. Задача решается разными путями, но довольно частое объяснение «Тема актуальна, поскольку слабо изучена» представляется нам явно недостаточным. Набор аргументов должен быть существенно иным. Для политологов, нам представляется, система доказательств актуальности темы должна развиваться в триаде: актуальность научная (исследовательская), актуальность практическая (политическая), актуальность познания (теоретико-методологическая). Актуальность выбранной темы, следовательно, определяется ее важностью для науки, политики, общества и социального знания. Обоснованностью обращения студента к теме может считаться наличие пробелов в изучении значимых проблем политики, изменения в динамике тех или иных процессов, политических отношений, общественная потребность в разработке темы и др.
|
Степень научной разработанности темы. В этой части важно дать общий анализ литературы, обозначить направления научных работ и выявить историографические тренды прошлого, настоящего и будущего. Что сделано до Вас? На каком этапе развития темы к ней подключаетесь Вы? Надо вовлечь в анализ историографические работы, подумать, что сделано Вашими предшественниками в смысле обобщения теории, методов изучения, вовлечения эмпирической базы. Здесь не надо демонстрировать знание каждой книги или статьи. Требуется другое: обобщение, обозначение места работ по проблеме в ряду других проблем и наук, соотнесение достижений отечественной политологии с заслугами зарубежной. В этой части введения не следует уходить в теорию. Требуется выделить доминирующие исследовательские направления, указать фамилии ученых, внесших вклад в их формирование и развитие.
Одним словом, должен быть дан системный анализ того, что сделано. Перечислять отдельные работы не надо. Обзор должен быть построен по тематическому признаку. Главная задача обзора литературы: показать, как изучалась данная проблема, почему она вызывала интерес или, наоборот, исследована недостаточно. В обзоре выделяются основные концепции, точки зрения на проблему, раскрываются методологические установки, характеризуется трансформация источниковой базы. И, конечно, исключительно важно отметить наличие дискуссионных оценок и дать свое отношение к ним.
Понимайте и объективные сложности своего положения. В Тамбове можно выявить литературу по теме, но прочитать ее, находясь здесь, даже используя ресурсы библиотек, очень непросто. Минимизировать сложности можно разными путями.
Во-первых, поиском нужных книг и статей в системе Интернет.
Во-вторых, через воссоздаваемый ныне межбиблиотечный абонемент.
В-третьих, при случае очень неплохо хотя бы неделю поработать в одной из столичных библиотек (РГБ, РГИБ, ИНИОН РАН, РНБ в СПб. и др.).
В-четвертых, Ваш стратегический недостаток (отсутствие столичных возможностей) компенсируется другим обстоятельством. Полагаем, что выбором темы с широким набором эмпирических задач Вы можете резко сократить дистанцию между исследователем и объектом изучения. Большим упором в эмпирические исследования Вы сделаете работу объективно сильнее.
В-пятых, задача состоит не в том, чтобы проанализировать все опубликованные работы. Вы строите обзор по проблемному признаку и должны стремиться выделить, о чем уже говорилось, центральные, магистральные исследовательские направления, обозначить веховые работы.
В заключительной части обзора литературы подводятся итоги изучения проблемы и в этом свете формулируются цель и задачи дипломной или курсовой работы.
Цель работы определяется ее конечным результатом; словом, тем, чего хотел достичь автор. Как правило, формулировка цели соотносится с названием работы.
Проиллюстрируем это на примере диссертации одного из авторов пособия. Тема диссертации – «Политическая трансформация номенклатурной организации власти в России (субрегиональный уровень, 1985–2005 гг.)». Автор сформулировал цель диссертации следующим образом: выяснить, какие изменения и под влиянием каких факторов претерпели номенклатурная организация власти, номенклатурная система и сама номенклатура в позднесоветское время, сколь преемственна постсоветская организация власти по отношению к номенклатурной, как в современную логику политического процесса вписалась номенклатура КПСС и кто ее замена.
Далее формулируются задачи работы. Они представляют собой 5–7 позиций, которые должны соответствовать содержанию дипломной или курсовой работы (главам или параграфам). Формулировка задач должна начинаться со слов «определить», «оценить», «выявить динамику», «установить факторы», «прочертить логику», «обозначить влияние», «ответить на вопрос», «провести анализ», «уточнить роль», «сформулировать позицию», «сравнить» и т.п. В формулировке задач лучше избегать дефиниций «исследовать», «опросить», «провести архивное изыскание», «изучить газеты» и т.п. Это не что иное, как методы, рабочий, исследовательский инструментарий, вспомогательные средства для достижения цели и решения задач, но не сами задачи. Понимайте это.
Во введении обязательно указываются объект и предмет исследования. Эти позиции очень важно различать и ни в коем случае не путать.
Объект исследования – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и очевидной автономностью существования. В недавно упоминавшейся диссертации объектом исследования является номенклатурная организация власти, включая номенклатурную систему и позднесоветскую номенклатуру КПСС субрегионального уровня.
Предмет исследования – это своеобразный исследовательский срез, который отражает один из аспектов объекта исследования. Предмет работы – это то, что изучается внутри объекта.
Автор той же диссертации определил ее предмет как «трансформация номенклатурной организации власти, номенклатурной системы и собственно номенклатуры: системные, общие, региональные и локальные тренды, политический фон, условия, обстоятельства и субъекты замещения; персональный состав; сменяемость; типы, модели, механизмы, способы рекрутизации и карьерной инфильтрации; преемственность; политическая выживаемость; просопографические характеристики; жизнеустройство; административно-политический активизм и партийно-политическая мимикрия».
Для дипломной работы требуется краткое (до 1 листа) обозначение рабочей гипотезы. В ней Вы коротко проговариваете, как Вы представляете себе решение цели и задач исследования. Это не выводы дипломной работы. Это, если угодно, ее сущностное описание. Кроме того, обращаем Ваше внимание на собственно гипотетический и концептуальный характер этой части введения. Важно и то обстоятельство, что в Заключении Вам придется либо подтвердить верность высказанной гипотезы, либо утверждать обратное.
Географические границы. В этом сюжете следует в одном – двух предложениях сказать, в границах какого (каких) территорий (регионов, субрегионов) проводится анализ. Если осмысление проведено на общероссийском материале, то это также должно быть заявлено в разделе. Географические рамки, районирование объясняют выбор объекта и предмета исследования в логике политической географии.
Хронологические рамки исследования определяют начальную и конечную даты работы. Каждую из дат необходимо обосновать. Если в определении хронологии (фактически – политической хронологии) имеются какие-либо отклонения от существующих типов периодизации, это должно быть также объяснено. Допустим, какая-то проблема традиционно исследовалась в границах 1991–2005 гг. Вы же решили начать анализ с 1985 г. и объясняете, почему с Вашей точки зрения, это важно и правильно.
Эмпирический корпус дипломной (курсовой) работы. Мы исходим из того, что любая научная работа, выполненная по политологии, должна носить исследовательский характер, а оттого – опираться на источники. Во введении следует показать, какие виды источников Вы использовали (опубликованные/неопубликованные; политологические и социологические полевые исследования; документы архивного хранения и текущих архивов администраций, Советов, Дум, избирательных комиссий; хроники; воспоминания; статистические справочники; периодическая печать).
Все использованные источники разделите на группы в соответствии с их типом. Затем дайте подробное описание каждого типа источника.
При характеристике опубликованных источников нужно привести данные о политическом характере публикации. Эпистолярные, мемуарные и другие нарративные источники требуют проведения их «внешней критики» (характеристика времени, обстоятельств их появления, политических позиций авторов, комментариев относительно лиц, упомянутых в источниках). Последнее обстоятельство необходимо учитывать в связи с определением степени достоверности источника, подхода к освещению событий и т.п. Следует подробно описывать методику обработки полевых, массовых и статистических источников, обосновать репрезентативность выборок и т.п. В заключение обзора оценивается информационная ценность каждого вида и комплекса привлеченных источников в целом.
Теоретическая и методологическая основа. Здесь важно очень коротко показать, какие типы и методы анализа были использованы, насколько примененные методологические приемы дополняли друг друга.
Научная новизна. Эту позицию авторы рекомендации считают исключительно важной.Она нужна для т.н. самоидентификации соискателя. Он должен понять и сформулировать, какой именно вклад в науку вносит лично. Это может быть разработка исследовательского инструментария, выделение какого-то нового эмпирического метода, новое в рамках организации полевого изыскания, что-то иное. Мы убеждены, что для политолога это важно.
Научная новизна может быть сформулирована в следующих фразах: «обновлены организационный и методологический компоненты традиционного изыскания…», «в рамках сравнительной политологии внесены существенные новации в технику кросс-исследования…», «выявлены структурные и политические механизмы функционирования и трансформации…», «всесторонне изучены… политические практики…», «раскрыты внутренние логические связи…», «подтверждена (выявлена, опровергнута) связь между…», «показано содержание…», «доказано влияние… на политический процесс», «типологизированы… (основные линии чего-то)», «выделено влияние ключевых событий новейшей политической истории страны на…», «внесен вклад в изучение общих и особенных черт…», «показана структура власти…», «выделены доминирующие акторы политики, их преемственность, каналы возникновения формальных и неформальных практик…», «выявлены электоральные траектории», «дана характеристика борьбы за власть элитных групп», « подтверждена/опровергнута точка зрения…, выдвинута собственная…», «обозначены современные российские политические проблемы, связанные с…», «представлено авторское видение развития процесса…».
Основные положения, выносимые на защиту. Это то, что именно соискатель защищает. Как правило, таких положений в курсовой работе может быть 2–3, в дипломной работе – 5–7. Важно понимать, что это должны быть принципиальные выводы курсовой/дипломной работы. Их не может быть много.
Теоретическую и практическую значимость исследования определяют содержащиеся в нем информация и аналитика. Вы должны показать, где они могут быть учтены и использованы. Практическая значимость раскрывает результаты, которые были внедрены или предлагаются автором в практику, т.е. – это область практического применения Вашей работы.
Апробация работы. Это для студентов, прежде всего,публикации, выступления на конференциях, участие в различных творческих и научно-исследовательских конкурсах, практической деятельности, где автор использовал материалы или идеи защищаемой работы. Апробация – формы и виды реализации исследовательской деятельности автора по практическому внедрению результатов, выводов в публикациях и выступлениях, в процессе прохождения практики.
Структура. В этой части Вы в одном предложении говорите, что работа состоит из введения, … глав, разбитых на … параграфов, заключения, приложения, состоящего из …, списка использованных источников и литературы, (чего-то ещё).
При работе над введением обязательно обращайтесь за помощью к научному руководителю. Общий объем введения должен составлять приблизительно 20 % всей работы.