Составление библиографии





Начиная работу над темой исследования, с помощью руководителя составьте первичный список литературы. Затем дополните его самостоятельным поиском книг и статей в справочно-библиографическом отделе научных библиотек, их каталогах, сети Интернет. Важно уже на стартовом этапе выявить максимально полный круг литературы, что позволит Вам не пропустить важные во всех отношениях книги и статьи. После проведенного поиска составьте Список использованных источников и литературы (далее – Список). Затем, погружаясь через чтение в тему, Вы будете постоянно выявлять все новые пласты литературы, и Список, следовательно, будет постоянно пополняться. Советуем Вам не забывать делать это систематически. Встретив новую книгу или статью, в тот же день внесите ее полное библиографическое описание в Список. В противном случае Вы рискуете, запамятовав, упустить это.

Прежде чем приступить к изучению темы, надо по возможности четче представить себе, о чем должна идти речь. Говоря научным языком, определить объект и предмет исследования. Типичная ошибка, совершаемая неискушенным исследователем, выявление литературы по узкой теме. Такой литературы может попросту не быть. Надо начать с поиска изданий, дающих представление о месте избранной темы в ряду смежных проблем, ведь уже на этом этапе у Вас начинают вырисовываться узловые вопросы предполагаемой работы, формируется общий взгляд на исследуемый объект[3].

Конкретизируем. Допустим, если рабочее название Вашей темы «Выборы в Законодательные Собрания регионов северо-запада России (2003–2007 гг.)», ищите любую литературу, имеющую отношение к формированию представительских учреждений России. Облегчите поиск, во-первых, привлечением книг и статей по истории выборов в органы представительной власти (по сути, сразу применяя сравнительно-исторический метод); во-вторых, чтением литературы по зарубежному опыту формирования таких учреждений, обратив внимание на страны с транзитарной (переходной) политической системой и не забывая о литературе на иностранных языках (метод сравнительной политологии); в-третьих, расширением географических рамок (это важно для концептуализации и получения представления о том, как похожую задачу решал кто-то другой); в-четвертых, удлинением хронологических границ до всего постсоветского этапа истории России (получится представление о выборах региональных Дум и Собраний в электоральной динамике).

Приступая к работе, не стремитесь с первых же дней открыть что-то новое и неисследованное, «осчастливить человечество» уникальным открытием. Знайте, что совсем неисследованных тем не бывает. Даже в том случае, если Вы изучаете какой-либо политический феномен параллельно с его развитием, несомненно, есть литература по теории, методам, истории (генезису и развитию) изучения типологически схожих процессов в странах Запада, постсоциалистическом (имеем в виду страны Восточной Европы) и постсоветском (страны бывшего СССР) пространствах. Заявления отдельных исследователей «Литература по теме еще не сложилась», «тактично» намекающих таким образом, что они – первооткрыватели, выглядят сомнительно. Такого не бывает никогда. Просто эти «исследователи» ее не выявили. Терпеливо поработайте с каталогами, библиографическими справочниками, указателями, путеводителями, литературой. Изучите их. Фиксируйте все важное, полагаясь на собственную интуицию и советы научного руководителя.

При составлении библиографии постройте работу приблизительно по следующей схеме.

В библиотеке сначала обратитесь к систематическому каталогу, просмотрев каталожные ящики по интересующей Вас проблеме. Не ограничивайтесь разделами, связанными с политологией. Изучите каталоги смежных дисциплин (истории, права, философии, социологии и т.д.). При этом точно и полностью записывайте выходные данные книг. Делая выписки, сразу указывайте полные библиографические данные (см. Главу 4 настоящего издания), страницы, где находятся взятые Вами мысль, суждение или, тем более, данные или цитата. Опыт показывает, что сведения об источниках и литературе удобнее заносить на отдельные карточки или, используя современные возможности, создать электронный каталог темы.

Подробно проработав систематический каталог, отберите наиболее значимые для Вас издания или отдельные статьи, выпишите фамилии авторов и найдите их в алфавитном каталоге. У этих авторов могут быть и другие работы, полезные Вам.

Получив на руки интересующее издание, внимательно работайте со списком используемой в нем литературы и сносками. Выписывайте упоминающиеся фамилии авторов, названия заинтересовавших Вас работ и затем ищите их в алфавитном каталоге[4].

Приблизительно таким же алгоритмом пользуйтесь при работе с периодическими изданиями и Интернетом. При составлении библиографии не забывайте консультироваться с научным руководителем, т.к. на этом этапе Вы еще неважно ориентируетесь в теме. Помните, что полнота библиографии является одним из показателей зрелого и серьезного отношения студента к решению научной задачи.

 

 

Подбор источников

Каждый студент, приступивший к написанию исследовательской работы, должен уметь строго различать источники, на интерпретации которых будет написана работа, и литературу, которая используется при написании работы. Некоторые студенты ошибочно полагают, что под словом «источник» подразумевается любая книга или статья, использованные в работе. Это не так. Монографии, сборники статей, аналитические статьи в периодической печати и т.д. – это оценочная литература. Вы используете ее для того, чтобы получить общую информацию по теме, познакомиться с теми или иными взглядами на проблему, определить направления своего исследования. Но если Вы просто скомпонуете работу из определенного количества (пусть и внушительного) трудов других авторов, это будет компиляция, добротный реферат и не более. Исследовательский компонент работе придают именно источники.

Под источником подразумевается все, что непосредственно отражает изучаемые Вами процессы, явления, события. Это биографические, электоральные, статистические, правовые справочники; сборники соглашений и договоров; материалы государственных и муниципальных органов власти; протоколы заседаний (политических партий, представительных органов, избирательных комиссий); мемуарная и художественная литература. При изучении ряда тем незаменимым источником служит периодическая печать. Если в Вашем исследовании предполагается некая историческая ретроспектива или сведения о политических событиях уже отложились в архивах, то могут быть использованы архивные материалы.

Применительно к тамбовской ситуации заметим, что в Центре документации новейшей истории Тамбовской области (ЦДНИТО) есть фонды общественных организаций («Мемориала», например), отдельных политических партий и политиков (В.В. Давитулиани,
Е.М. Подольского и др.). Фонды Тамбовского обкома, гор- и райкомов партии несут большую информацию по политическим процессам в последние годы существования СССР. Работники Центра разными способами накапливают важную информацию по новейшей политической истории региона, собирая листовки, проводя видео- и аудиозаписи разного рода мероприятий. В Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО) информации для политолога значительно меньше, но, например, есть фонд областного Совета созыва 1990 г., силовым образом распущенного в октябре 1993 г. Полагаем возможным использовать и фонды гор- и райисполкомов.

Безусловно, на начальных этапах исследования могут возникать сложности при определении круга источников и работе с ними. Поэтому не забывайте консультироваться с научным руководителем.

Стремитесь к комплексному использованию разнообразных источников и современным методикам их обработки (через количественные методы, например). Это обеспечит глубину и основательность раскрытия темы. Подробно об этих возможностях Вы узнаете в курсах «Политический анализ и прогнозирование», «Методы политологического исследования», «Политический мониторинг» и др. При этом не упускайте возможности консультироваться с преподавателями этих предметов на предмет того, как те или иные возможности (исследовательская техника, метод, подход и пр.) могут быть применены в Ваших темах. Это нормально. Именно для этого и преподаются предметы такого рода.





Читайте также:
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.