С чего начать написание текста?




Нам не уйти от этого вопроса. Действительно, с чего начать работу? Какого-то одного – универсального – ответа быть не может. Многое зависит от Ваших привычек, внутренней организации (очень важно, чтобы Вам было комфортно работать), тактики научного руководителя (можно начинать с теории, можно – с эмпирической части), характера темы (степени вовлечения в эксперимент и пр.). Тем не менее, дадим некоторые советы.

Мы уже писали, что дипломная работа, в идеальном сценарии, состоит из нескольких курсовых. Очень важно «попасть в тему»: вместе с научным руководителем найти большую научную проблему (Ваш будущий диплом) и разбить ее на этапы (каждый – курсовая работа). Это, на взгляд авторов пособия, самая главная задача. Решив ее, Вы продумываете, из чего будет состоять работа на каждом этапе (из чего, иначе говоря, состоят курсовые). Фактически тем самым Вы разбиваете главы на параграфы. Следовательно, какой-то первоначальный план готов. Далее можно приступать к его практическому воплощению.

Начинать написание работы с введения вряд ли целесообразно. Вы еще попросту не знаете ни результатов эксперимента, ни литературу по проблеме. Следовательно, не владея теорией и инструментарием, Вы не сможете сформулировать ни цель, ни задачи, ни рабочую гипотезу и т.д. Достаточно того, что у Вас есть скелет работы. Скелет обрастет мышцами и превратится во введение позже.

Начните с изучения теории и чтения трудов предшественников. Параллельно, изучив методику, начинайте экспериментальную часть. Пом-
ните, что на проведение опросов, архивных изысканий требуются время.

Здесь, впрочем, важно помнить об одной методологической ловушке. Эксперимент должен быть подготовлен. Представьте себе, что с целью изучения механизмов распределения власти в субрегиональных общностях Вы решили опросить глав администраций городов/районов, председателей городских/районных Советов, председателей территориальных избирательных комиссий. Задача, скажем Вам, не из простых, имея в виду их занятость: таких территорий, включая Тамбов, у нас 30 (причем, избирательных комиссий – 32). Вы смогли сделать какую-то часть работы, стали описывать результаты эксперимента и вдруг выяснили, что материал надо добирать. Вы попросту задали респонденту не все или не те вопросы. Так вот, вначале надо создать идеальную анкету, если это будут формализованные интервью, и иметь ясный план разговора, если это будут неформализованные глубинные лонгэтюдные интервью. Два раза с Вами встречаться не будут.

Типологически схожая ситуация может произойти и в архивах. Надо четко представлять, с какими документами и как Вы будете работать. Причем, не имеет значения, будут ли это материалы текущих архивов администраций, Дум, избирательных комиссий или документы, сданные на ответственное хранение в государственные архивы. В текущий архив Вас могут больше не пустить, а в государственном придется заказывать дела вновь, потратив на сам организационный процесс много времени.

Итак, эксперимент должен быть осмыслен, подготовлен. Корректировки, конечно, могут вноситься по мере его проведения, но издержки эксперимента должны быть выявлены как можно раньше.

Не забывайте постоянно пополнять Список использованных источников и литературы, формируйте Приложение[6]. Формализуйте Ваши данные в таблицы, составляйте диаграммы, делайте базы данных, проводите контент-анализ СМИ. Имея на руках все это, Вам будет несопоставимо легче писать текст. Список и Приложение располагаются в самом конце научной работы, но несут большую смысловую нагрузку. В оформлении они должны опережать собственно нарративный текст научной работы.

Рекомендуем начать написание с одного из параграфов. Причем, совсем не обязательно – первого. Начните с того, что Вам кажется проще сделать. Вам важно «расписаться» – начать писать и обрести уверенность. Это очень важно психологически. Главное при этом – на локальном материале осмыслить теорию, методы, факты, интерпретировать их, выявить тенденции развития политических процессов. В самом начале параграфа разверните постановочную часть: сформулируйте, какую задачу и какими методами Вы будете решать. Затем начните анализ. Материал должен быть добротно скомпонован, последователен, логично расположен, объяснен. Выводы должны быть обоснованными. Стремитесь к ясности и простоте языка, четкости стиля и пр.

Окончив работу над главой, прочитайте ее целиком. Избавьтесь от повторов, противоречий, алогизмов. Если потребуется, в текст не единожды можно будет внести изменения, восполнить лакуны, ну и, разумеется, отредактировать, проверить цитаты, сноски, таблицы и т.д. После написания всех глав следует приступить к подготовке введения и заключения. Но это совсем не значит, что об этих разделах не надо думать заранее. Написание текстов введения и заключения являются завершением осмысления всего Вашего изыскания. Лучше всего подспудно иметь в виду, что Вам когда-то предстоит сделать эту работу. Наш собственный опыт таков. В какой-то момент можно написать актуальность, через какое-то время – рабочую гипотезу или научную новизну. Самое главное, нам представляется, в том, чтобы Вы рассматривали саму работу как творческий процесс, думали о нем, и мысли, уверяем Вас, придут в нужное время.

 

 

ГЛАВА 4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ
И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: