ОСТ 54-3-61-93
Система перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом
Рационы питания, выдаваемые пассажирам в полете Основные требования
Отраслевой стандарт
Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта
Российской Федерации
Настоящий стандарт является одним из серии отраслевых стандартов гражданской авиации "Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом".
Стандарт разработан с целью установления единых требований для всех структур, осуществляющих или участвующих в перевозке пассажиров воздушными судами Российской Федерации (далее - РФ).
В стандарте содержатся требования, как обязательные к исполнению, так и рекомендуемые, позволяющие исполнителю проявлять инициативу при обслуживании пассажиров с наилучшими результатами.
ОСТ 54-3-61-93
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Система перевозок и обслуживания пассажиров
Воздушным транспортом
РАЦИОНЫПИТАНИЯ, ВЫДАВАЕМЫЕ ПАССАЖИРАМ
В ПОЛЕТЕ
Основные требования
Дата введения 1994-01-01
Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные требования, определяющие условия обеспечении питанием пассажиров на борту воздушных судов (далее - ВС), выполняющих полеты по внутренним воздушным линиям РФ.
1.2. Требования настоящего стандарта распространяются на зксплуатантов независимо от их юридического статуса, ведомственной подчиненности и форм собственности, в том числе государственные, муниципальные, акционерные или частные (входящие в концерн, ассоциацию, корпорацию или другое объединение), а также коммерческие структуры, зарегистрированные на территории России, осуществляющие перевозку пассажиров воздушным транспортом или участвующие в обеспечении питанием пассажиров на борту ВС.
|
1.3 Требования настоящего стандарта являются обязательными за исключением пп. 4.5, 5.5, 5.6, которые являются рекомендательными и приобретают статус обязательных при включении их в нормативную документацию эксплуатанта или его вышестоящего органа, а также в условия контракта.
1.4 Обязательные требования стандарта должны учитываться при предварительном рассмотрении материалов по сертификации и Лицензированию эксплуатанта на выполнение пассажирских перевозок.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте даются ссылки на нормативно документацию, приведенную в приложении В.
Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины:
3.1 Питание (бортовое) - питание, предоставляемое пассажирам и экипажу ВС в полете, приготовленное предприятием питания по договору и в соответствии с распорядком питания эксплуатанта.
3.2 Буфетно-кухонное оборудование (ВС) - комплект оборудования и инвентаря, предназначенный для размещения, приготовления и обслуживания пассажиров питанием на борту ВС.
Примерный перечень съемного буфетно-кухонного оборудования приведен в п. 1 приложения Б.
3.3 Класс обслуживания - уровень комфорта и объем услуг, предоставляемых пассажирам в соответствии с тарифом воздушной перевозки.
3.4 Обслуживание пассажиров - деятельность эксплуатанта по выполпенни процедур, связанных с оформлением и осуществлением воздушной перевозки пассажиров, а также предоставление им дополнительных платных или бесплатных услуг с целью удовлетворения соответствующих потребностей.
|
3.5 Продолжительность рейса - период времени от начала рейса до его окончания с учетом времени стоянки в промежуточных (на запасных) пунктах маршрута.
3.6 Рацион питания - сбалансированная по составу, количеству и качеству порция пищи, установленная для питания пассажиров в полете.
3.7 Рейс - полет ВС (по расписанию или вне расписания) выполняемый в одном направлении от начального до конечного пункта маршрута (НОП ГА-83, НОМП ГА-83).
3.8 Услуга - взаимодействие эксплуатанта (перевозчика) и пассажира и результат всей деятельности эксплуатанта по удовлетворению потребностей пассажира.
3.9 Эксплуатант - лицо, организация или предприятие, занимающиеся эксплуатацией ВС или предлагающие услуги а этой области (Приложение 1, 6/1, Дос 9379, ИКАО).
Общие положения
4.1 Питание предоставляется пассажирам в полете в зависимости от назначения и продолжительности рейса, типа воздушного судна и класса обслуживания, в соответствии с распорядком питания, разрабатываемым зксплуатантом с учетом требований настоящего стандарта и действующей нормативной документации (приложение В).
В случае расхождения между настоящими требованиями и нормами, правилами, установленными эксплуатантом, превалируют настоящие требования.
4.2 Для целей настоящего стандарта устанавливаются следующие рационы бортового питания:
- горячий завтрак/ужин - ГП;
- холодный завтрак/ужин - ХП;
- консервированный завтрак/ужин - КП;
|
- завтрак/ужин (набор номер 2) - НР № 2;
- легкий завтрак/ужин (набор номер 1) - HP №1; десерт;
- прохладительные напитки - ПН:
- чай.
4.3 На борт воздушного судна должно доставляться только бортовое питание приготовленное предприятиями питания, имеющими соответствующую лицензии и договор, с эксплуатантом.
4.4 Меню рационов питания определяется предприятием питания в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
4.5 Рекомендуется включать в меню детское питание, блюда национальной кухни, диетические блюда, вегетарианское питание.
4.6 При выполнении заказных, литерных рейсов рационы бортового питания предоставляются по заявке заказчика и за его счет.
4.7 Экипажи ВС обеспечиваются бортовым питанием в порядке определяемом Департаментом воздушного транспорта.
4.8 Количество посуды, загружаемой на борт должно соответствовать пассажировместимости ВС и количеству предоставляемых рационов, с учетом ее однократного использования.
Запрещается мытье посуды на борту воздушного судна.
4.9 Количество буфетно-кухонного оборудования, загружаемого на ВС должно соответствовать количеству мест для его установки.
Запрещается брать на борт ВС какое-либо оборудование, для установки которого не предусмотрено специальное место или крепление.
4.10 Хранение пищевых продуктов, сырья, полуфабрикатов, приготовление. комплектование, транспортировка бортового питания, обработка съемного буфетно-кухонного оборудования, посуды и инвентаря производятся предприятиями питания в соответствии с [3, 4] (приложение В).
Рационы питания
5.1 В зависимости от продолжительности рейса пассажирам на борту ВС должно быть предоставлено питание по рационам не ниже, чем установлено в таблице 1.
5.2 На ВС. не имеющих соответствующего буфетно-кухонного оборудования пассажирам предоставляется только рацион ПН.
5.3 На рейсах без промежуточных посадок продолжительностью свыше 6 часов к рациону ГП дополнительно должны выдаваться: булочка типа "летная", зубочистки, масло сливочное в количестве не менее 20 граммов в индивидуальной расфасовке.
5.4 Эксплуатант может, дополнительно к бортовому питанию, предусмотренному; таблицей 1, а также на рейсах, где бортовое питание не предусмотрено, организовать продажу пассажирам на борту ВС высококачественных кулинарно-кондитерских изделий и напитков.
5.5 Рационы питания, как минимум, должны включать:
5.5.1 Горячий завтрак/ужин (ГП):
- закуску,
- второе горячее блюдо с гарниром,
- чай/кофе и сахар в индивидуальной расфасовке,
- кондитерские изделия,
- хлеб ржаной/пшеничный,
- джем/повидло в индивидуальной расфасовке,
- прохладительные напитки,
- специи;'
5.6.3 Холодный, завтрак/ужин (ХП) по составу аналогичен ГП за исключением:
- в качестве вторых блюд подаются блюда не требующие подогрева на борту ВС,
- в качестве гарнира отпускаются маринованные овощи или фрукты;
5.5.4 Консервированный завтрак/ужин (КП) аналогичен ХП за исключением того, что в качестве вторых блюд видаются мясные консервы с соответствующим гарниром (п.3, приложение А);
Таблица 1 - Рационы питания, предоставляемого пассажирам в зависимости от продолжительности рейса
Продолжительность рейса по расписанию | Рационы питания в зависимости от класса обслуживания |
туристический | первый и деловой |
До 2-ух часов | ПН Чай |
С 2 до 3-ех часов | Чай | ХП |
С 3 до 4-ех часов | НР №1 | ГП |
С 4 до 6 часов |
- на рейсах без промежуточных посадок | ГП | ГП + ПН |
- на рейсах с промежуточными посадками | ХП или НР №1 | ХП + чай |
С 6 до 7 часов | ГП + ПН | ГП + чай |
С 7 до 9 часов | ГП + чай | ГП + ГП |
Свыше 9 часов | ГП + НР №1 | ГП + ГП |
5.5.5 Завтрак/ужин (HP №2) аналогичен ХП, но отпускается по дополнительным заказам в заранее скомплектованных пакетах (коробках) для каждого-пассажира. Продукты, не имеющие промышленной индивидуальной упаковки, перед закладкой в пакет должны быть расфасованы по индивидуальным порциям и упакованы в целлофан или пергаментную бумагу;
5.5.6. Легкий завтрак/ужин - HP №1:
- Закуску,
- чай/кофе в индивидуальной расфасовке,
- кондитерские изделия,'
- сахар в индивидуальной расфасовке,
- булочку типа "летная",
- фрукты или фруктовый сок,
- прохладительные напитки,
- специи;
Примечание - При отсутствии фруктов или фруктовых соков должна быть обеспечена дополнительная выдача не менее 100 г фруктовой воды на каждого пассажира.
5.5.7 Десерт:
- чай/кофе в индивидуальной расфасовке с лимоном,
- кондитерские изделия,
- фрукты или фруктовый сок,
- прохладительные напитки;
5.5.8 Чай:
- чай в индивидуальной расфасовке,
- сахар в индивидуальной расфасовке,
- кондитерские изделия,
- прохладительные напитки;
5.5.9 Прохладительные напитки - вода фруктовая и минеральная. На ВС должны отпускаться столовые и минеральные воды и приятным освежающим вкусом. Запрещается отпускать минеральные воды лечебного назначения с горьким привкусом и резким запахом.
5.6. В состав ПН для детей необходимо включать различные соки в объеме 9% летом и 7% зимой от общего количества ПН.
5.7 Состав детского питания (для детей в возрасте до 5 лет) должен быть не менее, чем предусмотрено п.8 таблицы А. 1 (приложение А).
5.8 Вне зависимости от рациона питания, эксплуатант должен обеспечить выдачу на борт ВС кипяченой охлажденной воды в кипятильнике или специальной емкости.
5.9 Пассажирам и членам экипажа к каждому рациону питании (кроме ПН) должны выдаваться владение гигиенические салфетки.
Нормы выхода блюд и выдачи продуктов
6.1 Нормы выхода блюд и выдачи продуктов на одного пассажира должны быть не ниже, установленных в таблице A.1 (приложение А).
6.2 При отпуске горячего блюда на борт ВО необходимо предусматривать мясной сок для разогрева мяса (птицы) - 30 г на порцию, масло сливочное для разогрева рыбьи панированных блюд - 5 г на порцию, а также для разогрева гарнира - 3 г на порцию.
6.3 Норма выдачи прохладительных напитков на одного пассажира должна быть не менее:
- 200 г для летнего периода;
- 100 г для зимнего периода.
6.4 Эксплуатант должен предусматривать выдачу на борт ВС резервного питания из расчета не менее чем одна порция рациона на 60 пассажиров.