Расчет и анализ технико-экономических показателей (ТЭП) деятельности предприятия




Введение

управление производственный планирование агрегатный

Планирование - одна из важнейших функций менеджера. Агрегатное планирование связано с определением количеств и времени производства в среднесрочные периоды, в основном, от трех до восемнадцати месяцев. Операционные менеджеры пытаются определить наилучший путь, чтобы встретить прогнозируемый спрос, регулируя скорость производства, уровень трудовых затрат, уровни запасов, сверхурочную работу, скорости субподрядных работ и ряд других поддающихся контролю переменных.

Главной целью всех управляющих процессов является минимизация затрат в течение всего среднесрочного периода.

Агрегатное планирование - процесс формирования сбалансированных по ресурсам производственных программ организации на плановый период и дифференциации их по отрезкам календарного периода и по отдельным структурным подразделениям организации (производствам, цехам, участкам). Определения «агрегатное» или «агрегированное», применяемые к этому виду плановых расчетов, означает сводное, объединяющее все виды ресурсов и запасов; планирование производственных программ (заданий) в соответствии с изменяющимся спросом.

Агрегатное планирование является частью значительно большей системы планирования, поэтому понимание интерфейса (связей) между планом и несколькими внутренними и внешними факторами послужит большему пониманию всей проблемы.

Целью курсовой работы является изучение агрегатного планирования, рассмотрение задач, методов и стратегий агрегатного планирования производства, а также проведение расчета технико-экономических показателей деятельности предприятия, исходя из заданных данных. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Ø изучить понятие, задачи и методы агрегатного планирования;

Ø рассмотреть стратегии агрегатного планирования;

Ø изучить сущность агрегатного плана;

Ø провести расчеты технико-экономических показателей деятельности предприятия с помощью методического пособия;

Ø начертить схему производственного помещения в соответствии с полученными данными.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что неотъемлемой частью организации производственного процесса на предприятии является агрегатное планирование производства.

Объектом исследования курсовой работы является агрегатное планирование производства, предметом является расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, библиографического списка.

В ведении выявлена актуальность данной темы, определена основная цель курсовой работы, также определены необходимые задачи для достижения цели, обозначены объект и предмет исследования.

В теоретической главе дано основное понятие агрегатного планирование, рассмотрены задачи и стратегии, методы, а также содержание агрегатного плана.

В практической главе проведен расчет технико-экономических показателей, таких как: коэффициент загрузки оборудования, списочное количество производственных рабочих, переменные издержки цеха по выпуску изделий, общий фонд заработной платы производственных и вспомогательных рабочих, общецеховые расходы, цена единица изделия.

В заключении подведены итоги о проделанной работе, сделаны основные выводы.

При написании работы использовались учебники и учебные пособия для ВУЗов, периодические издания, словари, методические пособия, ресурсы сети Internet.


1. Агрегатное планирование в организации. содержание и стратегии агрегатного планирования

1.1 Понятие агрегатного плана

 

Агрегатный план производства и продаж конечной продукции представляет второй уровень иерархии планов, разрабатываемых на предприятии. Он позволяет сопоставить данные маркетинговых исследований рынка и возможностей производства в среднесрочном периоде, четко определяет в терминах продуктовых групп и семейств изделий, что должно быть изготовлено и реализовано для того, чтобы был выполнен бизнес-план предприятия. Агрегатный план производства и продаж относится к среднесрочным планам. Горизонт планирования здесь должен быть достаточен для того, чтобы осуществлять планирование ключевых ресурсов, необходимых для его выполнения. Обычно это срок от 3 до 8 месяцев. Отметим, что для планирования многих ресурсов естественен годичный цикл. Это персонал предприятия, закупки сельскохозяйственной продукции, добыча ресурсов и др. Поэтому горизонт планирования для плана производства и продаж тоже тяготеет обычно к одному году.

Как правило, ежемесячно отделы маркетинга и продаж детализируют общий план продаж, а службы производственного планирования - общий план производства (т.е. обе составные части плана производства и продаж), опираясь на наличные ресурсы и преодолевая «узкие места» производства. Балансировка возможностей и потребностей производится в укрупненном виде. Термин «агрегирование» означает здесь укрупнение соответствующих показателей планов и ресурсов в общие, объединяющие отдельные позиции, показатели. Укрупненные данные прогнозируемого спроса и наличных ресурсов, таких, как производственные мощности, запасы, численность рабочих и пр., используются разработчиками плана для определения темпа выпуска предприятием продукции в течение планового периода в разрезе укрупненных позиций.

Совместное рассмотрение и обсуждение плана производства и плана реализации верхним эшелоном руководителей предприятия позволяет выработать тактику ведения бизнеса. Очевидно, что это достаточно сложный и неформальный процесс, требующий многократного обсуждения и согласования с различными службами и отделами управления предприятия. Согласованный план производства утверждается руководством предприятия, после чего он вступает в законную силу. Тем самым подтверждается, что он соответствует маркетинговой политике предприятия, доступным объемам финансирования, целям оптимального использования производственных возможностей и разработанных инженерных решений и в конечном счете - бизнес-плану предприятия.

План производства показывает, сколько изделий каждой группы должно быть изготовлено для того, чтобы удовлетворить спрос, поддерживать плановый уровень запасов с учетом поступивших и незакрытых заказов. Решающим действием на этом уровне является определение тех ключевых ресурсов, которые, возможно, будут ограничивать выполнение плана производства. Для определения объемов и сроков их приобретения должен составляться перечень ресурсов, необходимых для изготовления каждой группы изделий, и выполняться расчет потребности на основе нормативов расхода на одно усредненное изделие группы. Показатели плана производства и продаж должны постоянно сопоставляться и сравниваться с бизнес-планом. С другой стороны, после утверждения они рассматриваются как задание для следующего уровня планирования - разработки главного плана-графика производства, т.е. для определения того, сколько единиц специфицированной конечной продукции и когда должно быть сделано.

Таким образом, разрабатывая агрегатный план, менеджеры верхнего уровня пытаются выбрать наилучший способ удовлетворения прогнозируемого спроса путем увязки его с наличными ресурсами. Главной целью является минимизация затрат в течение всего среднесрочного периода, а методами балансировки - регулирование темпов производства и уровня использования трудовых ресурсов, уровня запасов и привлечения субподрядных организаций, а также ряда других поддающихся контролю параметров. Агрегатное планирование является частью общей системы производственного планирования. Поэтому для занимающихся им менеджеров важно понимать интерфейс (связи) между планами разных уровней, характер влияния на планы многих внутренних и внешних факторов.

 

1.2 Содержание, методы и задачи агрегатного планирования

 

Термин «агрегирование», применяемый к агрегатному плану, означает объединение (укрупнение) соответствующих ресурсов в общий, объединяющий все отдельные названия. Данные прогнозируемого спроса, производственной мощности, общего состояния запасов, численности рабочих, относительного количества единиц материального потока и пр. используются разработчиком плана для определения темпа выпуска продукции предприятиями фирмы или ее рабочими центрами в течение планового периода от трех до 18 месяцев.

Агрегатное планирование - процесс формирования сбалансированных по ресурсам производственных программ организации на плановый период и дифференциации их по отрезкам календарного периода и по отдельным структурным подразделениям организации (производствам, цехам, участкам) (2).

Агрегатное планирование является частью значительно большей системы планирования, поэтому понимание интерфейса (связей) между планом и несколькими внутренними и внешними факторами послужит большему пониманию всей проблемы.

Рис. 1.1. показывает, что операционный менеджер не только получает информацию о входных параметрах из отдела прогнозирования спроса, но он имеет дело также с информацией о финансах, персонале, мощности и доступности источников исходных материалов и сырья.

 

Рис. 1.1. Взаимосвязи агрегатного плана

 

В условиях производственной среды результирующий главный производственный план является основой системы планирования, удовлетворяющей требования в исходных материалах и узлах (MRP), которая обеспечивает адресные поставки или производство деталей, узлов или других необходимых компонент для завершения изготовления конечного продукта. Дальнейшая детальная разработка планов загрузки рабочих мест и изготовления изделий является финальным шагом, выполняемым в рамках системы производственного планирования.

Агрегатное планирование охватывает два уровня управления:

организацию в целом (межцеховый уровень);

подразделения (внутрицеховый уровень).

 

Межцеховое управление
- формирование производственной программы организации; - распределение программы выпуска изделий по отдельным отрезкам планового периода.
Внутрицеховое управление
- формирование годовых, квартальных и месячных производственных программ по цехам; - распределение программ по отрезкам календарного периода.

 

Рассмотрим несколько методов, которыми пользуются менеджеры при агрегатном планировании. Это интуитивный метод, графический и табличный методы, математические методы (линейного программирования, линейных правил принятия решений, управляющих коэффициентов, компьютерное моделирование).

Интуитивный метод. Это, пожалуй, самый привычный и удобный для менеджера не количественный, а качественный подход к планированию. Он основан на опыте и интуиции принимающего решения и позволяет ему учесть множество факторов, чего практически невозможно достичь при использовании какого-либо количественного метода. В то же время обоснованность результатов при этом подходе обычно вызывает сомнения. Как правило, любая организация «пронизана» множеством факторов, большинство которых противоречивы по своему действию. Конфликты среди различных подразделений в большой организации не так уж редки. Например, производственные менеджеры мечтают иметь систему поточных линий, используя которые можно производить большое количество однородной дешевой продукции, а в периоды колебания спроса продавать ее со складов, обеспечивая, тем самым, высокий уровень покупательского сервиса. Финансовые менеджеры предпочитают минимизировать складские запасы (заделы), чтобы снизить вложения в оборотные фонды предприятия. Маркетологи, заботящиеся об удовлетворении меняющегося покупательского спроса, знают, что огромные запасы одинаковой продукции на складе могут никогда не востребоваться. Зная о различиях целей отдельных служб, можно предвидеть, что полученные с помощью интуитивного подхода планы окажутся в значительной степени субъективными и далеко не оптимальными. Многие предприятия, которые не пользуются формализацией процесса агрегатного планирования, используют один и тот же план из года в год, внося в него поправки, увеличивающие или уменьшающие объем производства по отдельным укрупненным позициям номенклатуры, достаточные на их взгляд, чтобы отреагировать на изменения спроса. Если старый план был неоптимален, фирма обрекает себя на принятие множества расточительных распорядительских решений, чтобы выйти из постоянно возникающих при исполнении такого плана осложнений, но часто не имеет в этом успеха.

Графический и табличный методы. Графический и табличный подходы популярны потому, что они наглядны, легки для понимания и использования. В их основе - рассмотрение в динамике нескольких переменных одновременно, что позволяет менеджеру сравнивать планируемую мощность с существующей. В основе здесь лежит метод «проб и ошибок». Он не гарантирует получения оптимального плана, но прост в использовании и позволяет за ограниченное число шагов получить приемлемые результаты. Графический метод обычно включает пять шагов:

определение спроса для каждого планового периода;

формирование перечня альтернативных путей, обеспечивающих необходимую в каждом периоде производственную мощность (например, за счет рабочего времени, использования сверхурочных работ, заключения субподряда и т.д.);

определение соответствующих затрат на оплату труда, прием и увольнение кадров, хранение запасов;

составление альтернативных планов, включая анализ всех изменяемых параметров. Расчет затрат, обусловленных принятием каждого из альтернативных вариантов;

сравнение альтернатив и выбор лучшего варианта по критерию минимума затрат.

Возможность невыхода в результате этой процедуры на оптимальный план объясняется просто: нельзя учесть и формализовать действие всех факторов и сложно рассмотреть все возможные альтернативы. Работу этого алгоритма проиллюстрируем на примере.

Математические методы. Рассмотрим подходы, относящиеся к группе экономико-математических методов и используемые в агрегатном планировании.

Транспортный метод линейного программировани я. Когда агрегатное планирование рассматривается как задача оперативного размещения производственной мощности для обеспечения прогнозируемого спроса, то такая задача может быть сформулирована в терминах линейного программирования. Транспортный метод линейного программирования не является методом проб и ошибок, каким считается графический метод. Он позволяет найти оптимальный план, обеспечивающий минимизацию затрат. Он также обладает гибкостью и позволяет определять время планового периода количество продукта, производимого как в условиях обычной работы, так и за счет сверхурочного времени; количество единиц, производимых по субконтракту, в дополнительные смены; запасы, переходящие из периода в период. В следующем примере рассмотрена динамика производственных заделов, а также выпуск продукции за счет основного рабочего времени, сверхурочного времени и субконтракта.

Классический эвристический подход представлен методом управляющих коэффициентов Боумана. Этот уникальный подход создает формализованную модель принятия решений на основе опыта и интуиции менеджера. Теоретически принимается, что прошлые представления менеджера достаточно адекватны, и они могут быть использованы как базис для будущих решений. Проводится регрессионный анализ решений прошлого периода, принятых менеджером, и прогнозируется будущее решение. Линия регрессии обеспечивает связь между переменными (скажем, спросом и трудом) для будущих периодов.

Компьютерное моделирование. Компьютерная модель, называемая моделированием планирования, была разработана Р. Вирджином в 1966 г. Этот подход основан на моделировании процедуры поиска комбинации переменных, соответствующих минимуму затрат.

Правила поиска решения. Эти правила, разработанные В.Н. Таубергом, позволяют минимизировать затраты, соответствующие комбинации переменных. Компьютер необходим, чтобы совершить тысячи поисковых шагов по точкам, характеризующимся снижением затрат. Правила такого поиска прямо не ведут к оптимальному решению, но гибкость метода достаточна, чтобы использовать его с любым типом функции затрат.

Хотя математические методы агрегатного планирования пригодны для использования во многих условиях, только линейное программирование нашло некоторое применение в промышленности. Возможно, это отражает распространенную позицию менеджеров по отношению к чрезвычайно сложным моделям. Люди стремятся к пониманию того, как работают модели, на которых они основывают работу. Это позволяет объяснить, почему наиболее простые и понятные графический и табличный методы применяются особенно часто.

Результат агрегатного планирования обычно представлен производственным планом изготовления семейства групп изделий. Он содержит сведения о том, например, сколько необходимо собрать автомобилей, но не о том, сколько должно быть собрано автомобилей двухдверной или четырехдверной версии, красной или зеленой расцветки. Такой план указывает производителю стали, сколько тонн стали нужно произвести, но не устанавливает, какой именно марки. Процесс перехода от агрегатного плана к более детальному называется дезагрегированном. Дезагрегирование производится на основе более детального изучения спроса на коротком горизонте планирования, что дает более точную и подробную информацию для менеджера, разрабатывающего главный план-график производства.


1.2 Стратегии агрегатного планирования

 

Существует несколько вопросов, на которые операционный менеджер должен ответить, когда разрабатывается агрегатный план.

1. Должны ли использоваться запасы (заделы), чтобы отреагировать на изменения спроса в течение планового периода?

2. Должны ли изменения спроса сопровождаться изменения ми в численности рабочих?

3. Должны ли использоваться дополнительные наемные рабочие на определенные периоды или применяться сверхурочные работы либо, наоборот, в период флуктуации спроса допустимы простои рабочих и оборудования?

4. Должны ли использоваться субподрядчики в период флуктуации, с тем, чтобы сохранить без изменений основную численность рабочих?

5. Должны ли цены или другие факторы быть изменены, чтобы повлиять на спрос?

Все эти законные стратегии планирования доступны для менеджмента. Они включают манипулирование запасами (заделами), темпом производства, уровнем использования труда, мощностью и другими управляющими переменными. Когда во времени изменяется только одна переменная, мы используем то, что называется чистой стратегией. Обычно используется набор (смесь) стратегий для того, чтобы достичь выполнимого плана производства.

Первые пять из перечисленных ниже называются пассивными стратегиями, потому что они не предусматривают воздействий, изменяющих спрос, и реагируют на флуктуации спроса, управляя внутренними ресурсами.

Последние три являются активными стратегиями, прибегая к которым фирмы пытаются воздействовать на рисунок спроса на протяжении планового периода.

Чистые стратегии.

1. Управление уровнем запасов (заделов). Менеджеры могут увеличивать незавершенное производство и запасы в периоды снижения спроса, чтобы встретить высокий спрос в будущие периоды.

2. Варьирование численности рабочих наймом и увольнением. Один из путей отслеживания спроса - это найм и увольнение производственных рабочих, чтобы выровнять темп производства. Но часто новые рабочие нуждаются в обучении и овладении навыками работы, поэтому средняя производительность временно падает, пока эти рабочие не адаптируются на фирме. Увольнения или «прижигание», конечно, снижает моральный дух рабочих и может привести к снижению обшей производительности.

3. Варьирование темпов производства путем использования сверхурочного времени или времени простоев. Иногда оказывается возможным сохранять постоянную численность рабочих, изменяя продолжительность рабочего времени.

4. Субподряд. Фирма также может приобретать дополнительные временные мощности, заключая субподряд на выполнение отдельных работ в пиковые периоды спроса.

5. Использование временно нанимаемых рабочих. Временные рабочие особенно в секторе обслуживания могут закрыть лишь потребность в неквалифицированном труде.

6. Воздействие на спрос. Когда спрос низкий, компания старается воздействовать на спрос, прибегая к рекламе, приемам продвижения товаров, увеличивая персональные продажи и снижая цены.

. Задержка выполнения заказа в период высокого спроса. Задержанные заказы - это заказы на товары или услуги, которые принимаются фирмой, но не могут быть (с какой-либо целью или случайно) выполнены в тот же момент. Если покупатели согласны ждать, не изменяя своего мнения о фирме или не снимая заказа, «задержание заказов» является вполне возможной стратегией.

. Производство разносезонных изделий. Стратегия широко используемая, сглаживающая отклонения в хозяйственных результатах.

В табл. 1.1 показаны преимущества и недостатки этих восьми стратегий.

Смешанные стратегии. Хотя каждая из этих чистых стратегий может привести к экономящему затраты агрегатному плану, комбинация их (называемая смешанной стратегией) часто срабатывает лучше. Смешанные стратегии используют комбинацию переменных, позволяющую получить наиболее соответствующий действительности производственный план.

 

Таблица 1. 1 - Стратегии агрегатного планирования

Стратегии Преимущества Недостатки Комментарии
1. Изменение уровня запасов (заделов) (Производство заделов в определенные периоды в расчете на будущий спрос.) Изменение численности рабочих происходит постепенно или отсутствует, никаких выравниваний производственного процесса не требуется Затраты на содержание запасов; при неожиданном увеличении спроса возникновение дефицита, в результате - потеря объемов продаж Стратегия может быть использована на производстве, но не в сервисе
2. Выравнивание изменением численности рабочих (прием и увольнение их) в соответствии со спросом Позволяет избежать затрат по другим альтернативам Затраты, связанные с приемом и увольнением, значительны, затраты на обучение могут возрасти Используется там, где требуется неквалифицированный труд, приносящий дополнительный доход
3. Варьирование темпа производства использованием сверхурочных работ или времени простоев Позволяет приспособиться к сезонным колебаниям спроса и избежать затрат на прием и увольнение рабочих Выплаты за сверхурочную работу, снижение производительности, усталость рабочих могут не позволить отразить изменения спроса Вносит элемент гибкости в агрегатный план
4. Субподряд Обеспечивает гибкость и выравнивание выпуска Потеря контроля качества, снижение выручки и возможные потери бизнеса в будущем Используется, главным образом, в производственной сфере
5. Использование временных рабочих Требует меньших затрат и более гибок по сравнению с использованием постоянных рабочих Высокие затраты на прием, увольнение и обучение (влияет на качество, усложняет оперативное планирование) Годится для низко-квалифицированных работ и территорий с избыточной рабочей силой
6 Варьирование спроса с помощью рекламы, цен и пр Позволяет использовать избыточное оборудование и выравнивает появление и исчезновение покупателей Ненадежность в обеспечении спроса. Трудно добиться согласования спроса и его удовлетворения Укрепляет идеи рынка. Избыток предложения наблюдается в некоторых видах бизнеса
7 Задержка заявок в периоды высокого спроса Позволяет избежать сверхурочных работ и держать мощности на постоянном уровне Покупатель может обратиться к другому производителю, но может и остаться, однако теряет доверие к фирме Многие компании сдвигают выдачу заказов, но покупатели выражают желание ждать
8. Смесь всесе-зонных продуктов и сервиса Более полное использование ресурсов, возможность избежать однообразия и монотонности в труде рабочих Может потребовать мастерства или дополнительного оборудования для проведения экспертизы за пределами территории фирмы Риск в нахождении продуктов или услуг, противоположных по назначению, обеспечивающих производство в относительно стабильных объемах

 

Смешанные стратегии. Хотя каждая из этих чистых стратегий может привести к экономящему затраты агрегатному плану, комбинация их (называемая смешанной стратегией) часто срабатывает лучше. Смешанные стратегии используют комбинацию переменных, позволяющую получить наиболее соответствующий действительности производственный план.

Например, фирма может использовать в качестве своей стратегии следующую комбинацию: сверхурочное время, субподряд и управление уровнем запасов. Очевидно, что существует множество комбинаций различных возможных стратегий, анализ которых представляет для менеджера важнейшую профессиональную задачу. Тем более что отыскание так называемого «оптимального» агрегатного плана не всегда гарантировано.

Выбор смешанной стратегии будет иным для сервисных фирм, так как они не могут создавать запасы. Субконтракт, как отмечалось, опасен, поскольку субподрядчики могут «увести» клиента. Поэтому сервисные фирмы обычно строят агрегатные планы, основанные на изменении персонала. Они осуществляют это с помощью перекрестного многопрофильного обучения и ротации персонала, изменяя рабочее расписание и используя также временно нанимаемый персонал.

Планирование уровня. Планирование уровня, или планирование уровня мощности, является стратегией, популяризируемой японцами и их желанием «использовать жизненный цикл». Планирование уровня опирается на агрегатные планы, в которых дневные мощности из месяца в месяц одинаковы. В результате фирмы, такие как «Тойота» и «Ниссан», поддерживают производственные системы на одинаковых нормативных уровнях. Они могут позволить товарным запасам готовых автомобилей подниматься вверх или опускаться вниз, выравнивая разницу в месячном спросе и объеме производства, или предоставить сотрудникам другую возможную работу внутри фирмы, если это необходимо. Их философия такова: постоянная занятость обеспечивает требуемое качество, уменьшает число невыходов на работу, текучесть кадров и вовлекает большое число работающих в сотрудничество для достижения общего выигрыша.

Планирование уровня обычно обеспечивает снижение затрат на производство в большей степени, чем другие стратегии: отмечается тенденция повышения опыта у рабочих, затраты на прием, увольнение рабочих и сверхурочные работы минимальны, операции выполняются более равномерно, с меньшим числом запусков.


Расчет и анализ технико-экономических показателей (ТЭП) деятельности предприятия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: