Торговый оборот по картам Visa в 2013 г. составил 4,8 триллиона долларов США. Карты Visa принимаются к оплате в торговых точках более 200 стран мира. Организация играет центральную роль в разработке инновационных платёжных продуктов и технологий, которые использует 21 тысяча финансовых организаций членов платёжной системы и держатели их карт.
Около 57% платёжных карт в мире приходятся на долю VISA, главный конкурент MasterCard имеет примерно 26%, третья система American Express чуть более 13%.На сегодняшний день в мире насчитывается более 1.59 млрд. всех типов карт Visa вместе взятых, которые принимаются к оплате примерно в 20 млн. различных учреждений по всему миру.
Количество карт Visa выпущенных карт, выпушенных Visa в США, превышает 503 млн. карт, количество торговых точек на территории США 6.3 млн. Количество карт по всему миру достигло 1.5 млрд., а количество торговых точек, принимающих карты Visa, 24 млн.
MasterCard - вторая по величина карточная платежная система в мире после Visa International с долей мирового рынка около 30%. История становления MasterCard начинается с 1966 года, когда несколько банков с Восточного побережья США создали Межбанковскую карточную ассоциацию - Interbank Card Association (ICA) и стали выпускать карты по собственной программе. В отличие от других карточных ассоциаций в ICA не было одного доминирующего банка. Ассоциацией управлял совет полномочных представителей участников. В 1967 году была создана ассоциация Western States Bankcard Association и запустили карточную программу MasterCharge. В 1979 году объединенная компания была переименована в MasterCard International.
Современная платежная система MasterCard была создана в июне 2001 года после объявления об объединении дух крупнейших международных компаний и платежных систем США и Европы - Europay International и MasterCard International, ставшее закономерным результатом продолжавшегося свыше 30 лет тесного сотрудничества. Холдинг MasterCard Inc включает 5 региональных подразделений: в Северной Америке, Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и Карибском бассейне, в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. На данный момент доля MasterCard на рынке платежных карт в США составляет 31%.
|
Организация платежной системы American Express существенно отличается от Visa или MasterCard, так как эмиссией карт занимаются не банки, а непосредственно американская компания American Express.Компания American Express первоначально занималась доставкой товаров, денег и документов.
Являясь исторически американской компанией, American Express получает основную часть выручки за счет операций в США, которые составляют долю 72.4%. При этом на территории США выпущено 61% всех карт, эмитированных платежной системой. На данный момент доля American Express на рынке платежных карт в США составляет порядка 20%.
В отличие от других международных систем Diners Club небанковская платежная система, которая не предусматривает членства. Правом использования торговой марки и правом ведения бизнеса наделяются франчайзеры, которые являются участниками сети. Они заключают соглашения с платежной системой Diners Club и несут перед ней ряд обязательств, таких как платежи за право участия в сети, за торговую марку, обязательства по инвестициям в технологии и маркетинг. Структурно платежная система делится на 4 региона: Латинская Америка, Северная Америка, ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка) и Азиатско-Тихоокеанский регион.
|
Исторически Diners Club первая платежная система, созданная на базе карт в 1949 году. Первые карты бесплатно раздавались частым посетителям ресторанов и предоставляла им услуги по кредитованию. Рестораны, в свою очередь, должны были отчислять 7% в пользу Diners Club как плату за привлеченных клиентов. Уже к концу 1950 года количество держателей карт превышало 20 тыс. человек. В 1953 году платежная система становитсямеждународной. А в 1961 году для изготовления карт стал использоваться пластик. На сегодняшний день карты Diners Club выпускаются более чем в 200 странах и 70 вылютах. Количество франчайзов компании достигло 73, количество держателей карт превышает 6,5 млн. человек.
Платежная система Discover была создана в 1986 году и с самого начала специализировалась на выпуске кредитных карт. На данный момент доля Discover на рынке платежных карт в США составляет порядка 5%. Discover работает через два банка на территории США: Discover bank и Bank of New Castle. Международный бизнес (Goldfish) отличается от организации работы платежной системы на территории США, так как они организован на базе сетей других платежных систем, а именно MasterCard и Visa.
В Европе развиты как национальные, так и международные платежные системы, при этом внедрение платежных карт происходило как замещение чековой системы с акцентом на дебетовые схемы. Платежные системы на основе банковских карт в Еврозоне.
В 2008 году в ЕС использовалось более 350 млн. карт, количество безналичных платежей по которым превышают 12 млрд., а количество операций по снятия наличных в банкоматах составляет около 6 млрд.В то же время, современный рынок платежных карт в Европейском Союзе характеризуется высоким уровнем национальной раздробленности. Платежные системы в Еврозоне представлены четырех- и трехсторонними схемами организации. «Четырехсторонние системы включают банк-эмитент, банк-эквайер, держателя карты и предприятие торговли. В трехсторонних системах функции эмитента и эквайера совмещает один банк. Четырехсторонние системы могут быть подразделены на национальные и международные».
|
Национальные четырехсторонние системы. Данные системы обслуживают национальные рынки платежей. В Еврозоне существует, по меньшей мере, одна национальная карточная система в каждой стране, например Cartes Bancaires во Франции, Electronic Cash в Германии, GOGEBAN в Италии. В тоже время в Испании действуют три национальные платежные системы.
Национальные платежные системы принадлежат напрямую или косвенно кредитным организациям. Выпускаемые карты могут быть использованы только на территории страны, за исключением случаев выпуска национальных дебетовых карт под брендами Visa (Visa Electron или V-Pay) или MasterCard (Maestro).
Рассмотрим действие европейских национальных систем на примере Cartes Bancaires (Франция) и GeldKarte (Германия).
В 1992 году все карты группы Cartes Bancaires имели микропроцессор. В 2002 году количество карт в обращении достигло 45 млн. В 2005 году СВ представила новую процессинговую систему. В 2008-2010 группа активно участвовает в единого платежного пространства SEPA.
В 2007 году активность по картам группы СВ характеризовалась следующими цифрами:
-выпущено 55.7 млн карт; 5.85 млрд. платежей по картам СВ в 2007 году, что превышает количество платежей с помощью чеков во всей Европе. Сумма платежей составила 283.3 млрд. евро. 1.41 млрд. операций по снятию наличных на общую сумму 98.5 млдр. евро.
Пластиковая система GeldKarte, разработанная компанией Geiseke&Devrient в 1996 г. и поддерживаемая всем немецким банковским сектором, используется в Гермшши, Франции, Австрии и Иславдии. В 2002 году была совершена первая операция по карте GeldKarte через Интернет.
Система GeldKarte основывается на открытых стандартах, поэтому любая заинтересованная компания может разработать на основе спецификаций программные или аппаратные решения для работы системы. Решения по развитию системы принимаются четырьмя немецкими банковскими ассоциациями - BVR, BdB, VOB, DSGV - и ZKA (Zentrale Kreditausschuss) центральным органом банковского сектора Германии.
В 2007 году количество карт с чипом GeldKarte превысило 68 млн. Электронные кошельки были использованы для совершения 40 млн. платежей в 600 тыс. точках приема. Средняя сумма денежных средств на карте составила 25 евро, а средний платеж - 2.40 евро.
Основным конкурентом Visa Europe является MasterCard Europe, которая управляет бизнесом MasterCard Worldwide на территории Европы. MasterCard Europe работает с 51 страной, головной офис находится в Ватерлоо, в Бельгии.
MasterCаrd развивает новые рыночные решения, производит процессинг свыше 16 млрд. операций ежегодно и предлагает консультационные услуги финансовым институтам, клиентам и предприятиям торговли.
К 31 марта 2007 г. финансовые учреждения, являющиеся партнерами MasterCard, выпустили в Европе 156 млн. карт MasterCard, общее количество точек приёма карт в Европе осталось на цифре 7,8 млн. Количество карт Maestro и Cirrus в регионе выросло до 287 млн., при этом сеть приёма карт насчитывает 6,47 млн. точек.
Кроме четырехсторонних национальных и международных систем, широкоприменяются международные трехсторонние системы (American Express, Diners и JCB), которые используются для проведения операций по всему миру. В данном случае ко-брендинг не используется.
В Европе широко применяются международные трехсторонние системы (American Express, Diners и JCB), которые используются для проведения операций по всему миру. В данном случае ко-брендинг не используется.
Работа над объединением европейских платежных систем началась в 1993 году, когда Европейский валютный институт (предшественник ЕЦБ) подготовил отчет по минимальным общим условиям. В этом документе были изложены основные принципы, необходимые для организации общей системы расчетов и платежей. Они предназначались для создания одинаковых условий для всех участников (доступ в систему, предотвращение риска, правовые вопросы, стандарты цен на услуги, операционное время).
Основным направлением реформирования платежной и расчетной системы Евросоюза является создание унифицированной системы европейского платежного пространства (SEPA - Single Euro Payment Area43), которая преследует цели упрощения платежного оборота и упрочение финансовой независимости от США.
Информация о карточных платежных системах в различных странах позволяет обобщить данные и получить представление о современной мировой карточной платежной системе.
Общеизвестные международные платежные системы находятся в процессе формирования уже более тридцати лет. Это развитие стимулировалось конкуренцией между основными международными карточными системами в США и Европе: American Express,ᅠ Dinersᅠ Club,ᅠ MasterCardᅠ иᅠ Visa.ᅠ Вᅠ итогеᅠ сложиласьᅠ глобальнаяᅠ система,ᅠ включающаяᅠ различныеᅠ локальные,ᅠ частные,ᅠ национальныеᅠ иᅠ международныеᅠ системы.ᅠ Одновременноᅠ сᅠ развитиемᅠ международныхᅠ системᅠ государстваᅠ иᅠ ихᅠ содружестваᅠ стремятсяᅠ создаватьᅠ национальныеᅠ платежныеᅠ системы.ᅠ Даннаяᅠ тенденцияᅠ возниклаᅠ какᅠ попыткаᅠ обеспечитьᅠ финансовуюᅠ безопасностьᅠ страныᅠ илиᅠ регионаᅠ отᅠ монополизацииᅠ американскимиᅠ платежнымиᅠ системами.ᅠ Факторами,ᅠ ускорившимиᅠ реорганизациюᅠ платежейᅠ потребителей,ᅠ выступилиᅠ развитиеᅠ дебетовыхᅠ картᅠ иᅠ электроннаяᅠ коммерция.ᅠ Мироваяᅠ карточнаяᅠ платежнаяᅠ системаᅠ характеризуетсяᅠ преобладаниемᅠ операцийᅠ поᅠ безналичнойᅠ оплатеᅠ услугᅠ (64ᅠ %ᅠ поᅠ даннымᅠ наᅠ 2013ᅠ год)ᅠ надᅠ снятиемᅠ наличных,ᅠ однакоᅠ даннаяᅠ ситуацийᅠ характернаᅠ неᅠ дляᅠ всехᅠ регионовᅠ мираᅠ (табл.ᅠ 1).
Таблицаᅠ 1ᅠ
Характеристикаᅠ операций,ᅠ совершаемыхᅠ сᅠ использованиемᅠ платежныхᅠ картᅠ вᅠ 2012ᅠ году
Всеᅠ страны | Азияᅠ иᅠ Океания | Канада | СЕМЕА | Европа | Латинскаяᅠ Америкаᅠ | США | |
Безналичнаяᅠ оплата,ᅠ % | 65,5 | 67,3 | 89,3 | 16,2 | 63,7 | 28,7 | 77,8 |
Снятиеᅠ наличных,ᅠ % | 35,5 | 32,7 | 10,7 | 83,8 | 36,3 | 71,3 | 22,2 |
*Поᅠ даннымᅠ www.visa.com
Наибольшаяᅠ доляᅠ рынкаᅠ платежныхᅠ картᅠ какᅠ поᅠ количествуᅠ выпущенныхᅠ инструментов,ᅠ такᅠ иᅠ поᅠ суммеᅠ операцийᅠ приходитсяᅠ наᅠ СШАᅠ (см.ᅠ Рисунокᅠ 1,ᅠ 2).ᅠ Данныеᅠ дляᅠ построенияᅠ диаграммᅠ взятыᅠ сᅠ официальногоᅠ источникаᅠ www.visa.com.
Рис.1.ᅠ Распределениеᅠ выпущенныхᅠ картᅠ поᅠ регионамᅠ мира,ᅠ %
Рис.2.ᅠ Распределениеᅠ совершаемыхᅠ операцийᅠ поᅠ регионамᅠ мира
СШАᅠ являетсяᅠ самымᅠ большимᅠ рынкомᅠ платежныхᅠ картᅠ вᅠ мире,ᅠ чтоᅠ обусловленоᅠ масштабамиᅠ экономикиᅠ даннойᅠ страны,ᅠ аᅠ такжеᅠ историческимиᅠ особенностями,ᅠ связаннымиᅠ сᅠ тем,ᅠ чтоᅠ первыеᅠ карточныеᅠ платежныеᅠ системыᅠ сталиᅠ развиватьсяᅠ именноᅠ здесь.ᅠ
Европаᅠ занимаетᅠ второеᅠ местоᅠ средиᅠ регионовᅠ поᅠ масштабамᅠ развитияᅠ платежныхᅠ систем.ᅠ Приᅠ этомᅠ наᅠ обаᅠ вышеназванныхᅠ регионаᅠ приходитсяᅠ 53%ᅠ всехᅠ выпущенныхᅠ картᅠ иᅠ 75%ᅠ совершенныхᅠ операций.ᅠ Такиеᅠ рынкиᅠ какᅠ СЕМЕА,ᅠ LABᅠ иᅠ Азиатско-Тихоокеанскийᅠ регионᅠ находятсяᅠ вᅠ стадииᅠ развития,ᅠ котораяᅠ характеризуетсяᅠ опережающимᅠ ростомᅠ количестваᅠ выпускаемыхᅠ картᅠ надᅠ ростомᅠ совершаемыхᅠ сᅠ ихᅠ помощьюᅠ операций.ᅠ Вᅠ тоᅠ жеᅠ времяᅠ темпыᅠ развитияᅠ безналичныхᅠ платежейᅠ вᅠ этихᅠ регионахᅠ существенноᅠ опережаютᅠ развитыеᅠ страныᅠ,ᅠ чтоᅠ открываетᅠ дополнительныеᅠ возможностиᅠ дляᅠ экспансииᅠ международныхᅠ платежныхᅠ системᅠ иᅠ развитиюᅠ национальныхᅠ проектов.ᅠ Наᅠ этомᅠ фонеᅠ впечатляющимᅠ выглядитᅠ быстрыйᅠ ростᅠ китайскойᅠ платежнойᅠ системыᅠ CUPᅠ (Chinaᅠ Unionᅠ Pay),ᅠ которая,ᅠ будучиᅠ созданаᅠ вᅠ 2002ᅠ году,ᅠ поᅠ количествуᅠ картᅠ вошлаᅠ вᅠ числоᅠ лидирующихᅠ платежныхᅠ систем,ᅠ эмитировавᅠ болееᅠ 1,5ᅠ млрд.карт.ᅠ Дляᅠ сравнения,ᅠ общееᅠ количествоᅠ картᅠ Visaᅠ составляетᅠ 1,629ᅠ млн,ᅠ aᅠ MasterCardᅠ ᅠ 951ᅠ млн.
Рис.3.ᅠ Темпыᅠ ростаᅠ рынкаᅠ карточныхᅠ платежейᅠ поᅠ регионамᅠ мира,ᅠ %
Вᅠ Еврозонеᅠ наᅠ долюᅠ MasterCardᅠ Europeᅠ приходитсяᅠ 48%ᅠ платежейᅠ внеᅠ границᅠ государства-эмитентаᅠ карты,ᅠ аᅠ наᅠ долюᅠ Visaᅠ Incᅠ -ᅠ 51%.ᅠ MasterCardᅠ имеетᅠ доминирующуюᅠ долюᅠ рынкаᅠ толькоᅠ вᅠ четырехᅠ странахᅠ Европыᅠ -ᅠ Австрия,ᅠ Бельгия,ᅠ Германияᅠ иᅠ Нидерланды.ᅠ Вᅠ остальныхᅠ странахᅠ Европыᅠ большаяᅠ доляᅠ рынкаᅠ платежныхᅠ картᅠ принадлежитᅠ Visaᅠ Inc.
Вᅠ рядеᅠ стран,ᅠ такихᅠ какᅠ Австрия,ᅠ Бельгияᅠ иᅠ Германияᅠ всеᅠ международныеᅠ дебетовыеᅠ картыᅠ выпускаютсяᅠ поᅠ ко-брендингуᅠ сᅠ однойᅠ изᅠ международныхᅠ карточныхᅠ платежныхᅠ систем.ᅠ Даннаяᅠ ситуацияᅠ явиласьᅠ следствиемᅠ эволюцииᅠ карточнойᅠ платежнойᅠ системыᅠ страны,ᅠ основаннойᅠ наᅠ комбинацииᅠ влиянияᅠ историческихᅠ факторовᅠ иᅠ решенийᅠ банковᅠ иᅠ ассоциаций.ᅠ Например,ᅠ вᅠ Австрийскиеᅠ банкиᅠ входилиᅠ вᅠ ассоциациюᅠ сᅠ Eurocardᅠ иᅠ Eurocheque,ᅠ чтоᅠ привелоᅠ кᅠ возникновениюᅠ отношенийᅠ сᅠ Europay,ᅠ аᅠ впоследствииᅠ иᅠ сᅠ MasterCardᅠ Europe.ᅠ Вᅠ такихᅠ странахᅠ какᅠ Австрия,ᅠ Дания,ᅠ Финляндия,ᅠ Люксембург,ᅠ Португалияᅠ иᅠ Нидерландыᅠ эквайрингомᅠ MasterCardᅠ и/илиᅠ Visaᅠ занимаетсяᅠ единственнаяᅠ организация.ᅠ Вᅠ тожеᅠ времяᅠ существеннойᅠ концентрацииᅠ эмитентовᅠ картᅠ неᅠ наблюдается.ᅠ Несмотряᅠ наᅠ значительнуюᅠ долюᅠ расчетовᅠ платежнымиᅠ картамиᅠ вᅠ платежномᅠ оборотеᅠ странᅠ Европе,ᅠ доᅠ сихᅠ порᅠ 6ᅠ изᅠ 7ᅠ розничныхᅠ операцийᅠ совершаетсяᅠ сᅠ наличнымиᅠ деньгами,ᅠ лишьᅠ 11%ᅠ приходитсяᅠ наᅠ электронныеᅠ платежиᅠ иᅠ 6%ᅠ наᅠ платежныеᅠ карты.
Вᅠ странахᅠ СНГᅠ платежныеᅠ картыᅠ началиᅠ развиватьсяᅠ значительноᅠ позже,ᅠ чемᅠ вᅠ СШАᅠ илиᅠ Европе,ᅠ чтоᅠ обусловилоᅠ особенностиᅠ развитияᅠ данногоᅠ бизнесаᅠ наᅠ территорииᅠ государств.ᅠ Банкиᅠ началиᅠ развитиеᅠ новогоᅠ продуктаᅠ черезᅠ зарплатныеᅠ проекты,ᅠ которыеᅠ прощеᅠ внедрятьᅠ вᅠ связиᅠ сᅠ выгодамиᅠ дляᅠ клиентовᅠ юридическихᅠ лиц.ᅠ Вᅠ результатеᅠ большуюᅠ долюᅠ операцийᅠ поᅠ картамᅠ составляетᅠ снятиеᅠ наличныхᅠ вᅠ банкоматах,ᅠ аᅠ средиᅠ выпущенныхᅠ картᅠ доминируютᅠ дебетовые.ᅠ Национальныеᅠ платежныеᅠ системыᅠ развитыᅠ слабоᅠ и,ᅠ какᅠ правило,ᅠ создаютсяᅠ искусственно,ᅠ вᅠ томᅠ числеᅠ поᅠ инициативеᅠ государства.
Латинскаяᅠ Америкаᅠ отличаетсяᅠ существеннымиᅠ различиямиᅠ вᅠ развитииᅠ платежныхᅠ системᅠ вᅠ разныхᅠ странахᅠ региона.ᅠ Основныеᅠ отличияᅠ лежатᅠ вᅠ областиᅠ демографии,ᅠ например,ᅠ населениеᅠ Мексики,ᅠ Колумбииᅠ иᅠ Венесуэлыᅠ моложе,ᅠ чемᅠ вᅠ Бразилии,ᅠ Чилиᅠ илиᅠ Аргентине.ᅠ Ещеᅠ большиеᅠ различияᅠ внутриᅠ Латинскойᅠ Америкиᅠ касаютсяᅠ среднедушевогоᅠ доходаᅠ вᅠ стране.ᅠ Вᅠ тоᅠ жеᅠ времяᅠ можноᅠ наблюдатьᅠ рядᅠ общихᅠ характеристикᅠ экономическойᅠ ситуацииᅠ вᅠ разныхᅠ странахᅠ региона,ᅠ кᅠ которымᅠ относятсяᅠ высокийᅠ уровеньᅠ стратификацииᅠ общества.ᅠ Вᅠ связиᅠ сᅠ этимᅠ услугамиᅠ финансовыхᅠ институтовᅠ пользуетсяᅠ неᅠ болееᅠ половиныᅠ населения.
Слабоеᅠ пользованиеᅠ банковскимиᅠ услугамиᅠ вᅠ своюᅠ очередьᅠ приводитᅠ кᅠ развитиюᅠ нелегальнойᅠ деятельностиᅠ наᅠ территорииᅠ стран.ᅠ Приᅠ этомᅠ активноᅠ развиваютсяᅠ системыᅠ денежныхᅠ переводов,ᅠ связанныеᅠ сᅠ трудовойᅠ миграциейᅠ вᅠ США.
Вᅠ Латинскойᅠ Америкеᅠ такжеᅠ доминирующаяᅠ рольᅠ принадлежитᅠ американскимᅠ международнымᅠ платежнымᅠ системам.ᅠ Доляᅠ Visaᅠ составляетᅠ порядкаᅠ 50%ᅠ отᅠ рынкаᅠ платежныхᅠ картᅠ вᅠ данномᅠ регионе.ᅠ Приᅠ этомᅠ существуетᅠ множествоᅠ национальныхᅠ платежныхᅠ систем.ᅠ Наибольшееᅠ распространениеᅠ платежныеᅠ картыᅠ получилиᅠ вᅠ Мексикеᅠ иᅠ Бразилии,ᅠ ноᅠ дажеᅠ вᅠ этихᅠ странахᅠ картамиᅠ пользуетсяᅠ неᅠ болееᅠ 30%ᅠ населения.
Такимᅠ образом,ᅠ вᅠ современномᅠ миреᅠ уᅠ Японииᅠ существуетᅠ свояᅠ платежнаяᅠ системаᅠ JCB,ᅠ уᅠ Китаяᅠ -ᅠ CUP,ᅠ уᅠ СШАᅠ -ᅠ Visa,ᅠ MasterCard,ᅠ Americanᅠ Expressᅠ иᅠ Dinersᅠ Club,ᅠ остальныеᅠ жеᅠ страны/союзыᅠ (вᅠ томᅠ числеᅠ ЕСᅠ иᅠ СНГ)ᅠ неᅠ располагаютᅠ собственнойᅠ международной,ᅠ полноценноᅠ действующейᅠ платежнойᅠ системойᅠ неᅠ базеᅠ карточнойᅠ технологии.
Основныеᅠ тенденцииᅠ современнойᅠ мировойᅠ карточнойᅠ платежнойᅠ системыᅠ связаныᅠ сᅠ развитиемᅠ новыхᅠ продуктовᅠ иᅠ платежныхᅠ инструментов,ᅠ такихᅠ какᅠ смарт-карты,ᅠ бесконтактныеᅠ карты.ᅠ Вᅠ будущемᅠ ожидаетсяᅠ изменениеᅠ структурыᅠ расчетовᅠ вᅠ пользуᅠ безналичныхᅠ платежейᅠ сᅠ использованиемᅠ карт,ᅠ аᅠ такжеᅠ электронныхᅠ денег.ᅠ Согласноᅠ исследованию,ᅠ проведенномуᅠ отᅠ имениᅠ MasterCardᅠ Europeᅠ агентствомᅠ KRCᅠ Research,ᅠ половинаᅠ опрошенныхᅠ держателейᅠ дебетовыхᅠ картᅠ (52%)ᅠ считает,ᅠ чтоᅠ Европаᅠ полностьюᅠ перейдетᅠ наᅠ безналичныеᅠ расчетыᅠ ужеᅠ черезᅠ 10ᅠ лет.ᅠ Девятьᅠ изᅠ десятиᅠ респондентовᅠ (86%)ᅠ согласились,ᅠ чтоᅠ сетьᅠ приемаᅠ дебетовыхᅠ картᅠ постоянноᅠ расширяется,ᅠ иᅠ 90%ᅠ заявили,ᅠ чтоᅠ вᅠ будущемᅠ количествоᅠ держателейᅠ картᅠ будетᅠ расти.ᅠ Приᅠ этомᅠ 48%ᅠ доᅠ сихᅠ порᅠ предпочитаютᅠ наличность,ᅠ несмотряᅠ наᅠ то,ᅠ чтоᅠ 85%ᅠ респондентовᅠ согласились,ᅠ чтоᅠ носитьᅠ иᅠ использоватьᅠ дебетовуюᅠ картуᅠ такжеᅠ просто,ᅠ какᅠ иᅠ наличные.ᅠ Уровеньᅠ развитияᅠ чиповыхᅠ технологийᅠ вᅠ разныхᅠ странахᅠ представленᅠ вᅠ приложенииᅠ 2.ᅠ
Кромеᅠ того,ᅠ высокийᅠ уровеньᅠ конкуренцииᅠ наᅠ рынкеᅠ неᅠ толькоᅠ междуᅠ платежнымиᅠ системами,ᅠ ноᅠ иᅠ банками-эмитентамиᅠ приводитᅠ усилениюᅠ вниманияᅠ кᅠ маркетингу,ᅠ менеджментуᅠ иᅠ развитиюᅠ клиентскихᅠ отношений.
Развитиеᅠ карточныхᅠ технологийᅠ стимулируетᅠ развитиеᅠ новыхᅠ методовᅠ мошенничества,ᅠ чтоᅠ вᅠ своюᅠ очередьᅠ ведетᅠ кᅠ увеличениюᅠ инвестицийᅠ вᅠ безопасностьᅠ технологий.
Такимᅠ образом,ᅠ можноᅠ сделатьᅠ выводᅠ оᅠ том,ᅠ чтоᅠ вᅠ условияхᅠ обострившейсяᅠ конкуренцииᅠ наᅠ рынкеᅠ розничныхᅠ услуг,ᅠ банкиᅠ иᅠ платежныеᅠ системыᅠ сталиᅠ большеᅠ вниманияᅠ уделятьᅠ повышениюᅠ качественныхᅠ характеристикᅠ своихᅠ продуктов,ᅠ стимулируяᅠ клиентовᅠ совершатьᅠ покупкиᅠ сᅠ использованиемᅠ карт,ᅠ вᅠ томᅠ числеᅠ путемᅠ предоставленияᅠ овердрафтаᅠ поᅠ счетамᅠ дляᅠ расчетовᅠ сᅠ использованиемᅠ платежныхᅠ карт.ᅠ Банкиᅠ ищутᅠ новыеᅠ путиᅠ завоеванияᅠ рынка,ᅠ ониᅠ пытаютсяᅠ заинтересоватьᅠ клиентаᅠ сᅠ тем,ᅠ чтобыᅠ онᅠ пользовалсяᅠ картойᅠ какᅠ можноᅠ чаще.
Платежнаяᅠ картаᅠ представляетᅠ собойᅠ персонифицированныйᅠ платежныйᅠ инструмент,ᅠ предоставляющийᅠ ееᅠ владельцуᅠ возможностьᅠ безналичнойᅠ оплатыᅠ товаровᅠ иᅠ услуг,ᅠ аᅠ такжеᅠ полученияᅠ наличныхᅠ денежныхᅠ средств.ᅠ
Сегодняᅠ рынокᅠ пластиковыхᅠ картᅠ активноᅠ развиваетсяᅠ иᅠ совершенствуется,ᅠ чтоᅠ будетᅠ способствоватьᅠ вᅠ дальнейшемᅠ положительнойᅠ динамикеᅠ ростаᅠ безналичныхᅠ операций.ᅠ
ГЛАВАᅠ 2.ᅠ ᅠ АНАЛИЗᅠ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯᅠ РЫНКАᅠ ПЛАСТИКОВЫХᅠ КАРТᅠ Вᅠ РОССИЙСКОЙᅠ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.ᅠ Системыᅠ платежныхᅠ расчетовᅠ пластиковымиᅠ картами
Платежнаяᅠ системаᅠ представляетᅠ собойᅠ комплексᅠ методовᅠ иᅠ осуществляющихᅠ ихᅠ субъектов,ᅠ которыеᅠ обеспечиваютᅠ условияᅠ дляᅠ примененияᅠ банковскихᅠ пластиковыхᅠ картᅠ оговоренногоᅠ стандартаᅠ вᅠ качествеᅠ платежногоᅠ средства.
Каждыйᅠ банк,ᅠ которыйᅠ находитсяᅠ наᅠ этапеᅠ выбораᅠ системыᅠ обслуживанияᅠ клиентовᅠ наᅠ основанииᅠ пластиковыхᅠ карт,ᅠ вынужденᅠ решатьᅠ рядᅠ техническихᅠ иᅠ технологическихᅠ проблем.ᅠ Однойᅠ изᅠ важнейшихᅠ задач,ᅠ стоящихᅠ приᅠ формированииᅠ платежнойᅠ системы,ᅠ являетсяᅠ выработкаᅠ иᅠ соблюдениеᅠ основныхᅠ правилᅠ обслуживанияᅠ карт,ᅠ которыеᅠ входятᅠ вᅠ системуᅠ эмитентов,ᅠ осуществлениеᅠ взаиморасчетовᅠ иᅠ платежей.ᅠ Правилаᅠ информационногоᅠ обменаᅠ оказываютᅠ влияниеᅠ наᅠ определениеᅠ аппаратно-информационныхᅠ средств,ᅠ средствᅠ связи,ᅠ наᅠ системуᅠ безопасности.ᅠ Этиᅠ правилаᅠ касаютсяᅠ какᅠ чистоᅠ техническихᅠ аспектовᅠ операцийᅠ сᅠ картамиᅠ -ᅠ стандартовᅠ данных,ᅠ процедурᅠ авторизации,ᅠ спецификацииᅠ наᅠ используемоеᅠ оборудованиеᅠ иᅠ др.,ᅠ такᅠ иᅠ финансовыхᅠ сторонᅠ обслуживанияᅠ картᅠ -ᅠ процедурᅠ расчетовᅠ сᅠ организациямиᅠ торговлиᅠ иᅠ сервиса,ᅠ входящимиᅠ вᅠ составᅠ приемнойᅠ сети,ᅠ правилᅠ взаиморасчетовᅠ междуᅠ банками,ᅠ тарифыᅠ иᅠ пр.
Всеᅠ особенностиᅠ иᅠ возможностиᅠ пластиковыхᅠ картᅠ сказываютсяᅠ наᅠ особенностяхᅠ построенияᅠ иᅠ функционированияᅠ платежныхᅠ систем.
Развитуюᅠ платежнуюᅠ системуᅠ формируют:ᅠ держательᅠ карты; банк-эмитент; банк-эквайер;ᅠ расчетныйᅠ банк; магазиныᅠ иᅠ иныеᅠ точкиᅠ обслуживания;ᅠ процессинговыйᅠ центрᅠ иᅠ коммуникации.
Держательᅠ пластиковойᅠ картыᅠ -ᅠ этоᅠ лицо,ᅠ получающееᅠ картуᅠ наᅠ основанииᅠ подписанияᅠ договораᅠ сᅠ эмитентом.ᅠ Держателямиᅠ банковскихᅠ картᅠ вᅠ Россииᅠ могутᅠ являтьсяᅠ физическиеᅠ иᅠ юридическиеᅠ лица,ᅠ резидентыᅠ иᅠ нерезиденты[13].
Держательᅠ картыᅠ можетᅠ применятьᅠ ееᅠ сᅠ цельюᅠ оплатыᅠ продукцииᅠ иᅠ услуг,ᅠ предлагаемыхᅠ другимиᅠ участникамиᅠ платежнойᅠ системы,ᅠ иᅠ дляᅠ полученияᅠ наличных.
Банк,ᅠ которыйᅠ осуществляетᅠ выпускᅠ пластиковыхᅠ картᅠ иᅠ предоставляетᅠ ихᅠ клиентам,ᅠ носитᅠ названиеᅠ банк-эмитент.ᅠ Приᅠ этомᅠ картыᅠ являютсяᅠ собственностьюᅠ банка,ᅠ аᅠ клиентыᅠ лишьᅠ получаютᅠ правоᅠ ихᅠ использовать.ᅠ Функцииᅠ банка-эмитента:
- выпускᅠ картᅠ (кодированиеᅠ иᅠ записьᅠ персональныхᅠ данныхᅠ держателяᅠ карты,ᅠ эмбоссинг,ᅠ отправкаᅠ картыᅠ клиенту,ᅠ возобновлениеᅠ карты);
- анализᅠ кредитоспособностиᅠ (оценкаᅠ финансовогоᅠ положенияᅠ лица,ᅠ подавшегоᅠ заявку,ᅠ открытиеᅠ карточногоᅠ счета,ᅠ определениеᅠ кредитногоᅠ лимита);
- авторизацияᅠ (ответᅠ наᅠ запросᅠ торговцаᅠ оᅠ возможностиᅠ совершенияᅠ сделкиᅠ вᅠ автоматическомᅠ режимеᅠ либоᅠ поᅠ телефону,ᅠ обновлениеᅠ мастер-файла,ᅠ взаимодействиеᅠ сᅠ системамиᅠ информационногоᅠ обмена);
- получениеᅠ комиссииᅠ заᅠ обменᅠ информацией;
- подготовкаᅠ иᅠ отправкаᅠ держателюᅠ картыᅠ выпискиᅠ поᅠ счетуᅠ сᅠ информациейᅠ оᅠ суммеᅠ иᅠ срокахᅠ погашенияᅠ задолженности;
- бухучетᅠ операцийᅠ поᅠ карточномуᅠ счету;
- взысканиеᅠ просроченнойᅠ задолженностиᅠ иᅠ контрольᅠ превышенияᅠ кредитногоᅠ лимита;
- работаᅠ сᅠ клиентамиᅠ (ответыᅠ наᅠ запросы,ᅠ рассмотрениеᅠ жалоб);
- обеспечениеᅠ безопасностиᅠ иᅠ недопущениеᅠ мошенничествомᅠ (формированиеᅠ отчетовᅠ поᅠ украденнымᅠ иᅠ поддельннымᅠ картам,ᅠ блокированиеᅠ счетов);
- маркетинг.
Банк-эквайерᅠ производитᅠ комплексᅠ операцийᅠ поᅠ взаимодействиюᅠ сᅠ точкамиᅠ обслуживанияᅠ карт:
- обработкуᅠ запросовᅠ наᅠ авторизацию;
- процессингᅠ торговыхᅠ счетов,ᅠ предоставленныхᅠ вᅠ банкᅠ торговцемᅠ поᅠ операциямᅠ сᅠ карточками;
- перечислениеᅠ наᅠ расчетныеᅠ счетаᅠ точекᅠ средствᅠ заᅠ товарыᅠ иᅠ услуги,ᅠ предоставленныеᅠ поᅠ карточкам;
- распространениеᅠ стоп-листовᅠ (перечнейᅠ карточек,ᅠ операцииᅠ поᅠ которымᅠ поᅠ темᅠ илиᅠ инымᅠ причинамᅠ наᅠ сегодняшнийᅠ деньᅠ приостановлены);
- рассмотрениеᅠ заявокᅠ торговыхᅠ организацийᅠ наᅠ присоединениеᅠ кᅠ системеᅠ расчетов,ᅠ анализᅠ кредитоспособностиᅠ новыхᅠ иᅠ ужеᅠ имеющихсяᅠ торговцев,ᅠ проверкуᅠ торговцев,ᅠ подозревающихсяᅠ вᅠ мошенничестве;
- маркетинг;
-ᅠ ᅠ помощьᅠ торговымᅠ организациямᅠ вᅠ приобретенииᅠ оборудования,ᅠ обслуживающегоᅠ пластиковыеᅠ карты.
Процессингᅠ торговыхᅠ счетовᅠ заключаетсяᅠ вᅠ переносеᅠ информацииᅠ сᅠ бумажногоᅠ счетаᅠ наᅠ магнитнуюᅠ лентуᅠ сᅠ цельюᅠ введенияᅠ вᅠ системуᅠ информационногоᅠ обменаᅠ иᅠ «продажи»ᅠ данныхᅠ суммᅠ банку-эмитенту.ᅠ Вᅠ торговомᅠ счетеᅠ указываетсяᅠ номерᅠ банковскогоᅠ счетаᅠ держателяᅠ карты,ᅠ егоᅠ фамилия,ᅠ датаᅠ истеченияᅠ срокаᅠ карты.ᅠ Приᅠ процессингеᅠ считываетсяᅠ лишьᅠ номерᅠ счета.ᅠ Затемᅠ указываетсяᅠ названиеᅠ торговойᅠ организации,ᅠ ееᅠ адрес,ᅠ идентификационныйᅠ номер.ᅠ Этиᅠ данныеᅠ занесеныᅠ вᅠ мастер-файлᅠ банка-эквайраᅠ иᅠ неᅠ переносятсяᅠ приᅠ подготовкеᅠ магнитнойᅠ ленты.ᅠ Потомᅠ сообщаетсяᅠ датаᅠ осуществленияᅠ сделки.ᅠ Датаᅠ вноситсяᅠ вᅠ ленту,ᅠ передаетсяᅠ поᅠ коммуникациямᅠ иᅠ печатаетсяᅠ вᅠ выпискеᅠ поᅠ счету,ᅠ котораяᅠ направляетсяᅠ деоржателюᅠ карты.ᅠ Вᅠ концеᅠ указываетсяᅠ суммаᅠ сделки.
Выполнениеᅠ эквайерамиᅠ своихᅠ обязанностейᅠ ᅠ приводитᅠ кᅠ ᅠ расчетамᅠ сᅠ эмитентами.ᅠ Каждыйᅠ банк-эквайерᅠ осуществляетᅠ перечислениеᅠ средствᅠ точкамᅠ обслуживанияᅠ поᅠ платежамᅠ держателейᅠ картᅠ банков-эмитентов,ᅠ которыеᅠ входятᅠ вᅠ даннуюᅠ платежнуюᅠ систему.ᅠ Вᅠ связиᅠ сᅠ этимᅠ соответствующиеᅠ средстваᅠ (аᅠ такжеᅠ средства,ᅠ возмещающиеᅠ выданнуюᅠ наличность)ᅠ должныᅠ бытьᅠ позднееᅠ перечисленыᅠ эквайеруᅠ этимиᅠ эмитентами.ᅠ Проведениеᅠ взаиморасчетовᅠ междуᅠ эквайерамиᅠ иᅠ эмитентамиᅠ обеспечиваетсяᅠ наличиемᅠ вᅠ платежнойᅠ системеᅠ расчетногоᅠ банкаᅠ (возможноᅠ нескольких),ᅠ вᅠ немᅠ банкиᅠ ᅠ членыᅠ даннойᅠ системыᅠ открываютᅠ корреспондентскиеᅠ счета.
Юридическиеᅠ отношенияᅠ междуᅠ банками-эквайерамиᅠ иᅠ организациямиᅠ розничнойᅠ коммерческойᅠ сетиᅠ строятсяᅠ наᅠ основанииᅠ договора.ᅠ Каждаяᅠ платежнаяᅠ системаᅠ фрмулируетᅠ своиᅠ требованияᅠ кᅠ этомуᅠ договору.
Процессинговыйᅠ центрᅠ ᅠ этоᅠ специализированнаяᅠ сервиснаяᅠ организация,ᅠ котораяᅠ обеспечиваетᅠ обработкуᅠ поступающихᅠ отᅠ эквайеровᅠ (либоᅠ ᅠ изᅠ точекᅠ обслуживания)ᅠ запросовᅠ наᅠ авторизациюᅠ и / илиᅠ протоколовᅠ транзакцийᅠ -ᅠ фиксируемойᅠ информацииᅠ оᅠ осуществленныхᅠ сᅠ помощьюᅠ картᅠ платежахᅠ иᅠ выдачахᅠ наличных.ᅠ ᅠ Сᅠ этойᅠ цельюᅠ центрᅠ ведетᅠ базуᅠ данных,ᅠ котораяᅠ ᅠ содержитᅠ информациюᅠ оᅠ банкахᅠ -ᅠ членахᅠ платежнойᅠ системыᅠ иᅠ владельцахᅠ ᅠ карт.ᅠ Центрᅠ хранитᅠ сведенияᅠ оᅠ лимитахᅠ владельцевᅠ картᅠ иᅠ осуществляетᅠ запросыᅠ наᅠ авторизациюᅠ тогда,ᅠ когдаᅠ банк-эмитентᅠ неᅠ ведетᅠ собственнуюᅠ базуᅠ (off-lineᅠ банк).ᅠ Вᅠ иномᅠ случаеᅠ (on-lineᅠ банк)ᅠ процессинговыйᅠ центрᅠ отправляетᅠ полученныйᅠ запросᅠ вᅠ банк-эмитентᅠ авторизуемойᅠ карты.ᅠ Такᅠ жеᅠ ᅠ центрᅠ обеспечиваетᅠ пересылкуᅠ ответаᅠ банку-эквайеру.ᅠ Наᅠ основеᅠ накопленныхᅠ вᅠ течениеᅠ дняᅠ протоколовᅠ транзакцийᅠ процессинговыйᅠ центрᅠ подготавливаетᅠ иᅠ отправляетᅠ итоговуюᅠ информациюᅠ дляᅠ осуществленияᅠ взаиморасчетовᅠ междуᅠ банками-участникамиᅠ платежнойᅠ системы,ᅠ аᅠ такжеᅠ формируетᅠ иᅠ отправляетᅠ банкам-эквайерамᅠ стоп-листы.
Сᅠ организационнойᅠ точкиᅠ зренияᅠ ядромᅠ платежнойᅠ системыᅠ считаетсяᅠ ассоциацияᅠ банков,ᅠ основаннаяᅠ наᅠ договорныхᅠ обязательствах.ᅠ Дляᅠ тогоᅠ чтобыᅠ платежнаяᅠ системаᅠ функционировалаᅠ успешноᅠ необходимыᅠ специализированныеᅠ нефинансовыеᅠ организации,ᅠ которыеᅠ осуществляютᅠ техническуюᅠ поддержкуᅠ обслуживанияᅠ карт:ᅠ процессинговыеᅠ иᅠ коммуникационныеᅠ центры,ᅠ центрыᅠ техническогоᅠ обслуживанияᅠ иᅠ пр.
Процессинговыеᅠ центрыᅠ считаютсяᅠ технологическимᅠ ядромᅠ платежнойᅠ системы.
Банкᅠ Россииᅠ постоянноᅠ осуществляетᅠ работуᅠ поᅠ развитиюᅠ ᅠ примененияᅠ электронныхᅠ средствᅠ платежа.ᅠ Поᅠ даннымᅠ Банкаᅠ России,ᅠ наᅠ конецᅠ 2013г.ᅠ наᅠ территорииᅠ Россииᅠ действовалоᅠ 942ᅠ кредитныхᅠ организаций,ᅠ изᅠ нихᅠ 656ᅠ организацииᅠ осуществлялиᅠ эмиссиюᅠ и/илиᅠ эквайрингᅠ платежныхᅠ картᅠ ᅠ (таблицаᅠ 2).Оборотᅠ поᅠ картамᅠ заᅠ 2013годᅠ составлялᅠ 13ᅠ триллионовᅠ рублей.ᅠ Вᅠ Россииᅠ сейчасᅠ функционируетᅠ 170ᅠ тысячᅠ устройствᅠ обслуживанияᅠ картᅠ (130ᅠ тысячᅠ банкоматовᅠ иᅠ болееᅠ 40ᅠ тысячᅠ терминалов).ᅠ Большаᅠ частьᅠ всехᅠ платежныхᅠ картᅠ вᅠ Российскойᅠ федерацииᅠ (околоᅠ 90%)ᅠ выпускаетсяᅠ вᅠ рамкахᅠ «зарплатных»ᅠ проектов.ᅠ
Таблицаᅠ 2
Количествоᅠ кредитныхᅠ организаций,ᅠ осуществляющихᅠ эмиссиюᅠ и/илиᅠ эквайрингᅠ платежныхᅠ картᅠ заᅠ 2013ᅠ год
Дата | Всегоᅠ кредитныхᅠ организаций | Всегоᅠ кредитныхᅠ организаций | ||
эмиссиюᅠ и/илиᅠ эквайринг | эмиссию | эквайринг | ||
на 1.01.13 | ||||
на 1.04.13 | ||||
на 1.07.13 | ||||
на 1.12.13 |
Рассмотримᅠ основныеᅠ системыᅠ платежныхᅠ расчетовᅠ пластиковымиᅠ картамиᅠ вᅠ Российскойᅠ Федерации.
Современныеᅠ платежныеᅠ системы:ᅠ VISAᅠ International,ᅠ MasterCardᅠ International,ᅠ Americanᅠ Express,ᅠ Dinersᅠ Clubᅠ International,ᅠ JCBᅠ International.ᅠ VISAᅠ Internationalᅠ ᅠ самаяᅠ крупнаяᅠ международнаяᅠ платежнаяᅠ системаᅠ поᅠ количествуᅠ картᅠ иᅠ поᅠ оборотам.
Системаᅠ «Золотаяᅠ Корона» -ᅠ межбанковскаяᅠ межрегиональнаяᅠ системаᅠ расчетовᅠ поᅠ микропроцессорнымᅠ картам.ᅠ Основнаяᅠ цельᅠ системыᅠ -ᅠ широкоеᅠ примененияᅠ ееᅠ всемиᅠ группамиᅠ населенияᅠ дляᅠ формированияᅠ удобногоᅠ иᅠ надежногоᅠ платежногоᅠ средства,ᅠ котороеᅠ постепенноᅠ заменитᅠ налично-денежныйᅠ оборотᅠ безналичнымиᅠ расчетами.ᅠ Даннаяᅠ системаᅠ являетсяᅠ однойᅠ изᅠ крупнейшихᅠ вᅠ миреᅠ системойᅠ расчетовᅠ поᅠ микропроцессорнымᅠ карточкамᅠ поᅠ охватываемойᅠ территорииᅠ иᅠ количествуᅠ банков-участников.ᅠ Онаᅠ считаетсяᅠ однойᅠ изᅠ крупнейшихᅠ российскихᅠ системᅠ поᅠ оборотамᅠ иᅠ количествуᅠ операцийᅠ сᅠ картами.ᅠ Наᅠ современномᅠ этапеᅠ участникамиᅠ даннойᅠ системыᅠ являютсяᅠ болееᅠ 132ᅠ банковᅠ иᅠ организаций.ᅠ Системаᅠ «Золотаяᅠ корона»ᅠ развиваетсяᅠ вᅠ 52ᅠ городахᅠ России.ᅠ Вᅠ системеᅠ заложенаᅠ возможностьᅠ проведенияᅠ транзакцийᅠ вᅠ режимеᅠ Off-line,ᅠ этоᅠ способствуетᅠ бесперебойнойᅠ работеᅠ системыᅠ дажеᅠ приᅠ сбояхᅠ вᅠ функционированииᅠ линийᅠ связи.ᅠ Даннаяᅠ системаᅠ предлагаетᅠ выдачуᅠ дебетовыхᅠ иᅠ кредитныхᅠ карт,ᅠ выдачуᅠ зарплатыᅠ вᅠ организацияхᅠ наᅠ карты;ᅠ выплатуᅠ пенсийᅠ наᅠ картуᅠ иᅠ иныеᅠ расчеты.