Какие открытия в области художественного творчества были сделаны импрессионистами?




В отличие от романтиков и реалистов, они уже были не склонны изображать историческое прошлое. Сферой их интере­сов была современность. Художники больше не желают затрагивать острые соци­альные проблемы и выносить свой приговор общественным со­бытиям и явлениям.

Выдвинув собственные принципы восприятия и отображе­ния окружающего мира, они создали новый живописный язык, основанный на некоторых общих положениях и стилистических особенностях. Художников-импрессионистов объединяло субъ­ективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверх­ности предметов. Им стал важен не сам сюжет, а его чувственное восприятие, то впечатление, которое он мог произвести на зри­телей. Это мог быть стог сена, освещённый лучами утреннего или вечернего солнца, куст сирени, не успевший сбросить влаж­ные капли только что прошедшего дождя, неровная каменная поверхность готического собора, разноцветные тени от предме­тов в полуденные часы, движение снующей по улице толпы.

В творчестве художников-импрессионистов подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения. С помощью света они пытаются запечатлеть «мимолётное ви­денье», мгновенные впечатления и ощущения от ускользающего мира. Стремление уловить постоянно меняющийся лик природы требовало от художников быстроты действий. Им некогда было подбирать и смешивать на палитре краски. В отличие от старых мастеров, они наносили их на холст быстрыми мазками, забо­тясь не о прорисовке деталей или чёткости рисунка, а только об общем впечатлении от увиденного. Упрёки в незавершённости, эскизности картин они всерьёз не принимали.

Их главное откры­тие заключалось в том, что на открытом воздухе человек видит не конкретные предметы, а некую смесь цветных точек, сливаю­щихся в нашем сознании и зрении. Особое предпочтение художники-импрессионисты отдавали светлым тонам солнечного спектра. Многие из них вообще отка­зались от чёрного цвета, считая невозможным заставить его иг­рать разными оттенками. Огромные возможности в использовании цвета открывала техника пастели — живописи цветными каранда­шами или красочным порошком.

Интересные находки были сделаны импрессионистами в технике передачи света. Переливающийся бесчисленны­ми градациями, свет различен по интен­сивности, чистоте и прозрачности. Он зависит не только от места, но и от вре­мени, которое изменяет соотношение цветов, а порой и сущность изображае­мых предметов. С помощью света можно передать изменчивость и быстротеч­ность жизни. При солнечном освещении контрасты становятся более резкими. Выступающие части предметов воспри­нимаются освещёнными более ярко. Импрессионисты установили, что на от­крытом воздухе и при ярком солнечном освещении глубокие тени исчезают.

Говоря о творчестве импрессионистов, нельзя не отметить их поиски новых композиционных решений. Эти художники во многом обновили принципы построения, отказавшись от акаде­мических требований неподвижности, симметрии, порядка и чёткости. Их произведения отличает живая и подвижная компо­зиция, не требующая строгого соблюдения законов линейной перспективы, в которой нет центра или общего стержня.

Реалистическим пейзажам художники-импрессионисты пред­почли пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они наблюдали за малейшими изменениями в состоя­нии природы, пытаясь запечатлеть её «душу». Переменчивость погоды, постоянно меняющийся ритм её жизни, легкость и зыб­кость воздуха, тысячи неуловимых отражений на водной по­верхности, туман или дым теперь больше всего интересуют ху­дожников. Став важным поворотным пунктом в истории искусства XIX в., импрессионизм подготовил появление новых направле­ний в живописи. Творческий метод художников-импрессионистов был подхвачен и обновлён постимпрессионистами.

На исходе XIX столетия громко заявили о себе художники Поль Сезанн (1839—1906) и Винсент Ван Гог (1853—1890). Они объединились в группу, давшую название новому художествен­ному направлению — постимпрессионизму. Несмотря на общ­ность взглядов, творческая деятельность каждого из этих ху­дожников носила глубоко индивидуальный характер.

Пример картины:

 

Живопись голландского художника Ван Гога отличают глу­бокая одухотворённость и эмоциональность.

Признанным шедевром художника является картина «Звёздная ночь». Ван Гог говорил: «Вид звёзд заставляет меня мечтать». Своеобразным воплощением мечты стала и эта карти­на, созданная за несколько месяцев до смерти художника. Над мирно спящей землёй — «обителью человека» — бездна ночного неба. Сотканное из изогнутых, постоянно набегающих друг на друга цветных линий, оно кажется тревожным и не предвещаю­щим покоя. Жёлтая луна, напоминающая по цвету солнце, на­рисована в верхнем правом углу в виде вогнутого серпа. Соглас­но народным поверьям, такая луна является приметой не­счастья. Это придаёт картине особое ощущение динамической напряжённости и драматизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: