Команда: Евгений Кузьмин, Николай Воробьёв, Степан Зарецкий, Регина Хайдарова, Александр Данилюк




Описание проблемной ситуации:

В большинстве развитых стран уже достигло успехов движение за сохранение окружающей среды. В Европе и Северной Америке всё больше внимания обращают на условия производства товаров и их влияние здоровье, в то время как производители и разнообразные организации выдвигают на первый план проблемы экологии и заботы о природе. Существенный тренд в этом направлении приобретает сторонников и постоянных потребителей в том числе и на российском рынке. Однако в силу определённых причин, таких как: нехватка государственного субсидирования фермерский хозяйств вместе с высокими налогами, товарными санкциями, достижением страной дна экономического спада, а также недостаточной заинтересованностью и информированностью в данной сфере российских потребителей - нашему рынок экологических товаров имеет значительные будущие перспективы.

Производство эко-товаров сопряжено с дополнительными издержками, которые связаны, например, с соблюдением всех необходимых норм производства, меньшим урожаем, большими издержками в случае неразвитого рынка экологических товаров и тому подобное. С другой стороны у него есть и преимущества: меньшие затраты на генно-модифицированные семена и другие необходимые для масштабного производства составляющие, возможность получения субсидий и так далее. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, потребители достаточно заинтересованы в доступности органических товаров по привлекательной цене, будь то продовольственные товары или косметические и будут готовы изменить свои потребительские расходы в сторону этих товаров при благоприятных экономических шоках других обстоятельствах.

Главной из проблем, затрудняющих развитие рассматриваемого сегмента рынка, является отсутствие внутренней сертификации товаров российских производителей, что существенно ограничивает развития современного эко рынка и дезинформирует население, навязывая потребителям своим товары посредством законодательно разрешенной маркировки, которая позволяет компаниям называть свою продукцию “фермерской”, «чистой», «экологичной» и тп. Таким образом эти компании завоевывают перспективную нишу на рынке в целях привлечения большего числа покупателей, что противоречит идее экологических и органических био производств. Еще одной из главных проблем является неспособность большей доли потребителей переплачивать за доступные и официально сертифицированные товары эко-производств в виду принятия риска за потребление более дешевых несертифицированных товаров, позиционирующих себя как принадлежащих к этому же сегменту.

Развитие эко-рынка должно быть сфокусировано на группах покупателей в «городах-миллионерах», где увеличение доли среднего класса, рост доступности высшего образования и формирующиеся под влиянием запада культурные ценности и социальные предпочтения создают все вместе условия для создания устойчивого класса потребителей, готовых покупать эко-продукцию. В других регионах страны социальное расслоение, низкий уровень жизни, небольшая численность населения, высокая эластичность спроса на продовольственные и потребительские товары вместе с использованием продукции собственных хозяйств не предоставляют этому рынку потенциальные перспективы. Регионы вместе с уже действующими хозяйствами вполне могут быть сертифицированы и подключены к большой сети эко-производств, обеспечив тем самым занятость, однако высокий уровень урбанизации (переселения квалифицированных кадров в крупные города) и значительный уровень алкоголизма являются проблемами в успешном осуществлении таких масштабных программ.

Данное исследование призвано оценить перспективы внедрения экологически чистых товаров на различных рынках посредством определения основных категорий потребителей эко-товаров, а также оценивания их готовности платить большую стоимость за пользование этими товарами.

Формулировка цели исследования:

· Определить потенциальных потребителей рынка эко-продуктов,

· Специфицировать по географическому, социальному и другим значимым признакам потребителей для построения наиболее эффективной модели эко-потребления

· Определить перспективы будущего развития этого рынка, учитывая готовность потребителей предъявлять спрос на эко-товары в крупных городах при текущей экономической ситуации.

Операциональные определения исследовательских задач:

· Определить перспективы увеличения доли населения, заинтересованных и готовых предъявлять спрос на эко-товары на территории России.

· Определение категорий и численности потребителей, склонных стать эко-потребителями при определённых условиях, составить портрет такого потребителя.

Основные источники данных:

· М.А. Шабанова, Т.А. Гицалова – «Социально-экономические факторы развития этичного потребления в современном мире: есть ли будущее в России?»

· International Trade Centre – “Consumer Conscience - How Environment and Ethics Are Influencing Exports”

· Jeffery Bray, Nick Johns, David Kilburn – “An Exploratory Study into the Factors Impeding Ethical Consumption” - Journal of Business Ethics

· Roberta Sebastiani, Francesca Montagnini, Daniele Dalli – «Ethical Consumption and New Business Models in the Food Industry. Evidence from the Eataly Case” – Journal of Business Ethics

· Симакова Ю. - «Рынок с приставкой эко-» - журнал «Эксперт» https://expert.ru/northwest/2014/16/ryinok-s-pristavkoj-eko/

· Дворникова Е. – «Обзор российского рынка экологически чистых продуктов питания» - Russian Food&Drinks Market Magazine https://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1851

· 2013 Edition of the OECD Environmental Database - https://stats.oecd.org//Index.aspx?DataSetCode=TAD_ENVINDIC_2013

· FAOSTAT - https://faostat3.fao.org/browse/E/*/E

 

Конкретизация ожидаемых результатов исследования:

· Описание текущего состояния рынка эко-товаров в России – размеры, категории покупателей, географические особенности групп потребителей. Описание трендов развития отрасли, связанной с экологическими товарами.

· Разработка плана возможных мер (социальных, корпоративных, государственных и маркетинговых) по стимулированию потребления эко-товаров.

Вопросы, упомянутые в работах об эко-потреблении:

· Какие социально-экономические группы населения заинтересованы в эко-продукции? (знаю об эко-товарах, готовы тратить на них дополнительные средства).

· Какова роль государственной политики (в странах с развитой эко-отраслью) по продвижению подобных товаров?

· Что привело к популярности и успеху уже существующие движения экологических активистов?

· Какую работу по продвижению эко-товаров проводят организации по борьбе с загрязнением окружающей среды на данный момент?

· Насколько эффективными были проводимые маркетинговые кампании эко-производств?

· Готовы ли потребители переплачивать за биосертифицированные товары, произведенные с использованием органических удобрений и экологических методов? Если да, то в каком размере?

· В каких объемах государства субсидировали эко-производства на начальных этапах?

· Большие ли издержки несут фирмы, которые следуют экологическим стандартам производства?

· Волнует ли потребителей ГМО продукция?

· Как изменилась потребительские тренды за последние десять лет?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: