Глава 5 Что сделано для преодоления кризиса.




Перспектива

Предпринятые меры.

Еще в 2009 году правительство создало рабочую специальную группу по проблемам моногородов.

Как пишет информационное агентство «Ньюс Ру» от 29 сентября 2009 года со ссылкой на Министерство регионального развития: «Моногорода делятся на депрессивные и прогрессивные. К первым будет применена госпрограмма переселения. Сейчас принято решение о переселении двух городов в Республике Коми, говорит сотрудник Минрегиона: экономически нецелесообразно поддерживать города, в которых предприятия работают на технологиях 30-40-летней давности, модернизации не было последние 15 лет и которые удалены от рынков сбыта.

Прогрессивные города будут диверсифицированы. "Есть шансы выжить у четырех типов городов: спутников крупных конгломератов, обладателей уникального потенциала, городов на притрассовых территориях и тех, которые смогут перепрофилироваться под сельское хозяйство с уклоном в крупные агрохолдинги", - считает сотрудник Минрегиона Андрей Нещадин.

Города, попавшие в список, должны будут подготовить программу стабилизации. В случае ее утверждения в правительстве город может претендовать на поддержку из федерального бюджета. В 2010 году на моногорода из антикризисного фонда выделено 10 млрд рублей, еще столько же инвестфонд может выделить на строительство в таких населенных пунктах».

Однако 16 сентября 2010 года стало известно, что в проект бюджета на 2011-2013 годы не будут заложены средства на поддержку моногородов. Об этом заявил министр финансов России Алексей Кудрин по итогам заседания в Минфине, передает "Интерфакс".

Замминистра финансов Антон Силуанов, выступая на заседании, отметил, что средства, которые были предусмотрены для моногородов на 2010 год, используются с нулевой эффективностью. Он напомнил, что в бюджете на 2010 год были предусмотрены прямые дотации моногородам в размере 10 миллиардов рублей. Еще 10 миллиардов рублей Минфин планировал выделить на предоставление моногородам льготных бюджетных кредитов. Но, вопреки ожиданиям правительства, от моногородов поступало мало предложений и проектов на реализацию этих средств».

При этом 30 сентября 2010 года на заседании президиума правительства премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что Регионам РФ для поддержки моногородов будет дополнительно выделено 4,6 миллиарда рублей. «Мною подписано распоряжение правительства о выделении 4,6 миллиарда рублей дополнительно на дотации субъектам с целью поддержки моногородов», - сказал Путин.

В перечень городов, которые получат эти средства вошло уже всего 10 моногородов: Камские поляны (Татарстан), Набережные Челны (Татарстан), Павлово (Нижегородская область), Вятские поляны (Кировская область), Прокопьевск (Кемеровская область), Каменск-Уральский (Свердловская область), Ленинск Кузнецкий (Кемеровская область), Синелуки (Воронежская область), Сатка (Челябинская область) и Пикалево (Ленинградская область).

Всего в бюджете РФ на 2010 год запланировано 10 миллиардов рублей на дотации моногородам, 10 миллиардов рублей - на бюджетные кредиты, еще 2 миллиарда рублей - средства на развитие малого бизнеса в малых городах и 5 миллиардов рублей - по линии Фонда реформирования ЖКХ. Общая сумма средств составляет 27 миллиардов рублей, передает «РИА Новости».

Именно эти десять городов предоставили свои КИПы (комплексные инвестиционные планы), - своего рода бизнес-проекты, под которые и будет федеральное правительство выделять вышеприведенные суммы.

При этом уже в августе 2010 года в Тольятти была запущена особая экономическая зона, развитие которой, как предполагается, позволит ему уйти от статуса моногорода, развивая дополнительные производства. Всего на ее строительство из федерального бюджета будет выделено 7,2 миллиарда, а из регионального - 774 миллиона рублей.

2. Перспективы моногородов.

19 марта 2009 года в ежедневной электронной газете «Утро» было опубликовано интервью с замминистра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов. Он заявил, что «К 2015 году в России не должно быть ни одного моногорода. Мы должны диверсифицировать экономику таких городов, при этом сохранив нынешний актив - квалифицированные кадры».

Однако это крайне радикальный взгляд, при том, что на данный момент строится детище Президента Д.А. Медведева – наукоград Сколково, т.е. очередной моногород.

Но есть и вполне определённые и весьма нерадостные перспективы. Глава Минэнерго РФ Сергей Шматко, выступая в рамках "правительственного часа" в Госдуме 9 сентября 2010 года, как сообщает информационное агентство «РИА новости», сообщил, что до 2012 года будет закрыто от пяти до десяти угольных предприятий, являющихся градообразующими.

Он отметил, что собственникам угольных компаний, в составе которых имеются такие неперспективные предприятия, следует приступить к их поэтапной ликвидации. «При этом государство готово оказать помощь при решении социальных вопросов».

Таким образом перспективы моногородов в целом весьма туманны.

 


Заключение

 

В заключении приведём красочную часть интервью с д октором экономических наук, руководителем Центра социальной политики Института экономики РАН, членом правления Института современного развития Евгением Гонтмахер в газете «Голос России» от 07.10.2009, объединяющую в себе всю сложность и многогранность проблемы моногородов.

« У нас моногородов несколько сот. Ряд из них не является «гвоздем в сапоге». Почему? Они такими и должны быть. Ну, например, оборонные. Или так называемые ЗАТО. Они были, есть и будут. Это – их специфика. Мы же посреди Москвы не поставим завод по обогащению урана. Это и нефтегазовые города, к примеру, на севере Тюменской области. Эти города живут, пока есть природный ресурс. И это было известно с самого начала. Поэтому у нас остаются сложные моногорода — их всего 150-200. Это – старые советские машиностроительные заводы, продукция которых не соответствует современным требованиям. Там ситуация действительно сложная. Например, «АвтоВАЗ» в Тольятти. Это города, связанные с химией, с легкой и другой обрабатывающей промышленностью.

В шахтёрских городах ситуация такая же как и в нефтегазовых городах: шахта выработана – поселок, как правило, закрывается, и люди переезжают на другую шахту. Шахтеры об этом знают. Так что сырьевые в чистом виде города и поселки – это немножко другое. Главная головная боль это моногорода с обрабатывающей промышленностью, которые очень зависят от конъюнктуры рынка, от того, есть инвестиции или их нет. И здесь мы действительно оказываемся в сложном положении, потому что сейчас на мировых рынках очень серьезно меняется конъюнктура продукции, которая производилась в моногородах. Если раньше там можно было как-то худо-бедно что-то продавать, то сейчас моногорода оказались на мели, потому что их продукция совсем уж отстала от требований рынка».

 


Библиографический список:

Нормативные акты:

Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О несостоятельности (банкротстве)"

Информационные ресурсы:

1. Официальный сайт спикера парламента Миронова С.М. www.mironov.ru

2. Министерство региональной политики www.minregion.ru

3. Общероссийская общественная организация «Всероссийский совет местного самоуправления» www.vsmsinfo.ru

4. Институт региональной политики www.regionalistica.ru

5. Сборник словарей www.slovari.yandex.ru

6. Информационное агентство «РИА новости» www.rian.ru

7. Информационное агентство «Интер-факс» www.interfax.ru

8. Информационное агентство www.newsru.com

9. Интернет-журнал «Новая политика» www.novopol.ru

10. Газета «Российская газета» www.rossia.su

11. Газета «Труд» www.trud.ru

12. Газета «Восток-Запад» www.westeast.us

13. Газета «Голос России» www.rus.ruvr.ru

14. Ежедневная электронная газета www.utro.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: