Ход урока
I.Вступительное слово.
Все в мире знают Л.Н.Толстого как мастера слова, педагога, великого классика, охватившего в своём творчестве многие важные вопросы. Конечно же, есть произведения, посвящённые детям. Вспомним их. Насколько бы не был велик писатель Пушкин, Лермонтов, Толстой, главной ценностью для себя в творчестве они определили простоту и непосредственность, присущую детству. Эпиграфом к этому уроку я выбрала слова М.Ю.Лермонтова.
Удаляясь от условий общества и приближаясь
к природе, мы невольно становимся детьми:
всё приобретённое отпадает от души, и она
была некогда и,верно, будет когда-нибудь.
М.Ю.Лермонтов
II. Организационный момент. Запись числа и темы.Оформление рабочих листов. Постановка цели урока.
III. Актуализация знаний.
--Давайте вспомним, почему это произведение относится к такому эпическому жанру, как роман-эпопея. (Признаки романа - развитие сюжета, взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера; эпопеи- повествует о знаменитых событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества)
-- Как обычно строится произведение? Какие элементы сюжета обязательно есть в художественном произведении? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Проведём небольшой тест. Взаимопроверка.
IY. Проблемно-тематический анализ эпизода.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом-эпопеей «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветское общество,- салоне Анны Павловны Шере. Наша цель: определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.
|
-- С какого эпизода начинается роман-эпопея? (с описания салона Шерер)
--К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод? (завязка)
--Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа? (На вечере завязываются все нити романа. Разговоры позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всём мире)
-- Что представляет собой салон? Кто гости вечера? О чём они говорят?
-- С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Это подчёркивает незнание героями родного языка. Одно из средств характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык.)
-- Давайте определим отношение автора к героям. В чём оно проявляется? (обратимся к рабочим листам)
Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них всё фальшиво, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок»общества.
Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания все и всяческих масок».(«Прежде всего скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня,- сказал князь Василий тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка)
|
- Какие гости вписываются в обстановку салона, а какие - нет? Как вы думаете, почему?(Анна Павловна, Курагины играют роли неестественные, говорят то, что от них хотят услышать, все у них прилично, а на губах ничего не значащая улыбка) А чем не похожи на них Пьер Безухов, князь Андрей Болконский? (естественностью)
-- Обратим внимание на эпизод из II главы и начало III главы. Перечитаем его. Определите значение эпизода. Почему именно с прядильной мастерской сравнивает Толстой салон? (Все на своих местах, послушно ткут общественное мнение, которое своими нитями опутывает всех. Вспомним Онегина и Печорина, насколько сильно влияние общественного мнения на этих незаурядных людей, не говоря уже о тех посредственностях, которые собрались у Шерер)
-- Какое средство художественной выразительности использует писатель? (сравнение)
-- Можно ли согласиться с мнением одного из литературоведов: все в салоне «разные и все одинаковые»? А в чём одинаковые?(в неестественности) Мы можем говорить о проблеме отношения автора к нормам светского общества.
V. Работа в группах.
1 группа
Особняком изображены князь Андрей и Пьер. Почему? (гл.2-5)
2 группа
Именины у Ростовых. Отношение в семье между взрослыми и детьми.
3 группа
Нравственные ценности семьи Ростовых.
- Обобщим сказанное и заполним рабочий лист.
Как относится Толстой к миру Ростовых?
Мир Ростовых— это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Отметим сцену приёма гостей графом Ильёй Ростовым, которым всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен за себя и за дорогих именинниц». Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер.
-- Справедливо ли мнение литературоведов, что «детскость присуща всей семье Ростовых»? Как Толстой относится к их «детскости»? А как мы относимся? Вернёмся к эпиграфу нашего урока.
VI.Эвристическая беседа.
- Кого Толстой называет красивым?
- В чём особенность красоты у Толстого? Подтвердите цитатами из текста.
Вывод: автору важна внутренняя красота, обаяние героев.