Формулирование темы и цели урока




Тема урока: «Стили речи»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: дать понятие о стилях речи.

Задачи урока:

1.создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия текстов разных стилей;

2.развить коммуникативные компетенции, освоить разные формы учебной кооперации;

3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Планируемые об­разовательные результаты:

Предметные:

-иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике;

- уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный.

Метапредметные:

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.

Личностные:

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия: стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль.

Межпредметные связи: литература, биология.

Предварительные задания к уроку: 1.группе - подготовить 3 учащимся (дед Каширин, мальчик, бабушка Акулина Ивановна) инсценировку эпизода «Обучение грамоте» из повести М.Горького «Детство»; 2 группе – найти и выучить стихотворения, в которых описывается береза; 3 группе – подготовить выступление о слове «стиль».

Ресурсы урока: учебно-методические: УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015; карточки с заданиями; лист достижений;

материально-технические: ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 

Ход урока

Этап мотивации

Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте приветствуем друг друга, скажем комплименты. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. А вы согласны быть учеными-исследователями? (Да). Мы будем работать в парах и коллективно. В течение урока заполните лист достижений.

- Мы продолжаем изучение раздела «Язык и общение». О чем мы говорили на прошлом уроке? (Общение бывает устная и письменная). Вспомним, что мы еще знаем. (О приемах изучающего чтения. Результатом такого чтения явится понимание учебного текста). Каков алгоритм изучающего чтения? Вспомните памятку «Приемы изучающего чтения» на с.8 учебника.

Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, Если всё правильно отгадаете, вы узнаете тему нашего урока.

На доске запись:

                   

 

-Определите, что общего? (Наличие цифры 10 в трех ячейках). Что спрятано за цифрами? (Буквы).

Учитель: Посмотрите на слайд. Используя шифр, найди слова.

Формулирование темы и цели урока

Учитель: Молодцы! Запишите в тетрадях число и тему урока: «Стили речи». - Ребята, что вы хотели бы узнать? (О стилях речи). А какие задачи мы должны решить? Посмотрите, на доске написаны опорные слова:

Вспомнить…

Познакомиться …

Научиться определить…

(Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.)

Учитель: Что значит понятие «стиль»? Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное? (Многозначное). Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим. Что вы узнали об истории этого слова? Обратимся к значению слова. Выступает 3-я группа. Ребята подготовили выступление о слове «стиль». (на слайде).

Стил ь-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

( Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности).

Учитель: Что можете рассказать о лексическом значении слова?

(В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле (он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль).

Учитель: Спасибо.Какое определение подходит для нашего урока?

Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

-разговор друзей

-объяснение нового материала

-ответ на уроке

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

-написание заявления…

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: