Основы теории коммуникации
Лекция 1. Происхождение коммуникативной деятельности
2. Коммуникация у животных.
3. Гипотезы о происхождении языка.
Лекция 2. Модели коммуникации и коммуникативного акта
1. Моделирование коммуникации в разных науках.
2. Модель К.Шеннона и У.Уивера
3. Функциональная модель Р.О.Якобсона.
4. Нелинейные модели коммуникации.
Лекция 3. Типология коммуникации
1. Единицы анализа коммуникации
2. Формы коммуникации
3. Виды коммуникации
4. Коммуникативная среда и сферы коммуникации
Лекция 4. Функции коммуникации
1. Цели коммуникации и человеческие потребности
2. Функции коммуникации и коммуникативного акта
3. Речевое воздействие и речевое взаимодействие
Лекция 5. Семиотика коммуникации.
1. Знаковая теория
2. Знак и система знаков
3. Семантика и прагматика
Лекция 6. Межличностная коммуникация
1. Особенности невербальной коммуникации
2. Структура речевой коммуникации
3. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
4. Модели коммуникативной личности
Лекция 7. Групповая и массовая коммуникация
1. Группа: роли, лидерство, коммуникация
2. Организация: структура, отношения, коммуникационные потоки
3. Специфика массовой коммуникации и ее функции
Учебная литература основная
1. Шарков, Феликс Изосимович. Основы теории коммуникации [Текст]: учебник: допущено МО РФ / Шарков, Феликс Изосимович; Акад. труда и социальных отношений. - М.: Перспектива, 2004 (Смоленск: Смоленская обл. типография им. В. И. Смирнова, 2002). - 245 с. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-94907-003-8: 99-00.
2. Калиберда, Елена Геннадьевна. Связи с общественностью: вводный курс / Калиберда Елена Геннадьевна. - М.: Логос, 2003. - 118 с. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-94010-162-3: 58-00.
3. Федотова, Лариса Николаевна. Социология массовой коммуникации: Учебник / Федотова Лариса Николаевна. - СПб.: Питер, 2003. - 396 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-272-00334-9: 150-00.
4. Кашкин, Вячеслав Борисович. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Вороне: Изд-во ВГТУ, 200. – 175с.
Учебная литература дополнительная
1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учебник для вузов по специальностям сервиса / Гойхман, О.Я., Надеина, Т.М. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 272 с.
2. Шарков, Ф.И. Реклама в коммуникационном процессе: учеб. для вузов по спец. "Связи с общественностью" - М.: Дашков и К, 2008. - 348 с.
3. Покровская, Е.А. Бизнес-коммуникации: учеб. пособие / Покровская, Е.А., Лобанов, И.Б. - М.;Ростов н/Д: Дашков и К;Наука-Пресс, 2008. - 287 с.
4. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учебник / Гойхман, О.Я., Надеина, Т.М. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 270 с.
5. Снетков, В.М. Психология коммуникации в организациях: [учеб. пособие] - М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2002. - 177 с.
6. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2001.
7. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык. Природа. Культура: курс лекций.- 2-е изд., Москва: Академия, 2007.
8. Мирошниченко И.В. Семиотика: конспект лекций - Москва: А-Приор, 2007.
9. Новые идеи в теории и практике коммуникации: сборник научных трудов / Санкт-Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики, Каф. теории коммуникации; отв. ред.: Д.П.Гавра. - Санкт-Петербург: Роза мира, 2006
Методические указания, пособия, программы
1. Булавина, Светлана Валентиновна. Основы теории коммуникации [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов спец. 030602 "Связи с общественностью" / Булавина, Светлана Валентиновна, Скрипникова, Надежда Николаевна; Воронеж. гос. архит.-строит. ун-т. - Воронеж: [б. и.], 2005 (Воронеж: Отдел оперативной полиграфии ВГАСУ, 2005). - 56 с. - Библиогр. в конце глав. - 10-00.
Контрольные вопросы
1. Объект и предмет теории коммуникации
2. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.
3. Основные методологические подходы в теории коммуникации
4. Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный подход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.
5. Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций.
6. Третий фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникационного взаимодействия.
7. Понятие и типология коммуникативные действий.
8. Понятие и типология коммуникативных актов.
9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.
10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения типов источника и получателя.
11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.
12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера
13. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.
14. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.
15. Трансакционная модель социальной коммуникации.
16. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.
17. Понятие и структура знака. Модели Фреге, Соссюра и Огдена – Ричардса.
18. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Понятия значения, имени. Смысловое и экспрессивное значение знака.
19. Свойства и характеристика знаков.
20. Прагматика. Подходы Морриса и Грайса.
21. Типология кодов и знаков.
22. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза.
23. Динамика общества и развитие средств коммуникации.
24. Коммуникативные революции
25. Понятие языковой личности в теории коммуникации.
26. Понятие коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности.
27. Информационно-коммуникативное общество: общая характеристика.
28. Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества.