Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы торгового предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности (коммерческой, инвестиционной и т.д.). Их используют для оценки деятельности предприятия, как инструмент инвестиционной политики и в ценообразовании. Рентабельность полнее, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что является сравнительным показателем и характеризует соотношение результата (прибыли) с ресурсами (затратами).
В экономике торгового предприятия используется множество показателей (коэффициентов) рентабельности (в зависимости от того, с чьей позиции и для каких целей, оценивается эффективность деятельности предприятия). С помощью показателей рентабельности, приведенных в таблице 1, можно проводить пространственно-временные сопоставления - оценивать конкурентные позиции предприятия, его привлекательность для инвесторов и тенденции развития.
Таблица 1 - Показатели рентабельности, используемые в деятельности торгового предприятия (показатели могут быть безмерные (коэффициенты), но чаще измеряются в процентах) [3]
Наименование и условное обозначение показателя | Формула (способ) расчета | Область использования | Рекомендуемое значение |
1. Рентабельность определенной (i-й) продукции (Рпрод) | Рпрод = Пвi/ВРi (отношение валовой прибыли от i-й продукции (Пвi) к выручке от реализации данной продукции - ВРi) | При выборе видов деятельности, реализуемой продукции, обоснований цен на них | Не ниже норматива прибыли, заложенного в цене i-й продукции |
2. Рентабельность продаж (Рпродаж) или уровень рентабельности | Рпродаж = Пр/ВР (отношение прибыли от продаж (от реализации - Пр) к суммарной выручке от реализации продукции - ВР) | При обосновании расширения объемов и номенклатуры реализуемой продукции | Не ниже среднего норматива прибыли по всей реализуемой продукции и рост в динамике |
3. Рентабельность производства (Рпр) | Рпр = Пв/С (отношение суммарной валовой прибыли (Пв) к себестоимости реализации продукции - С) | Оценивают конкурентоспособность и окупаемость затрат на данном предприятии, | 20 - 25% (рекомендуется по отраслям с учетом создания возможностей и источников для развития) |
4. Рентабельность предприятия (общая) (Рпред) | Рпред = Пб/ВБср (отношение прибыли до налогообложения (балансовой - Пб) к среднегодовой стоимости имущества (валюте баланса) - ВБср) | Общий показатель доходности предприятия. Показывает выгодность инвестиций в развитие предприятия | Не ниже средней ставки за пользование банковскими кредитами |
5. Рентабельность собственного капитала (Рск) | Рск = Пч/СКср (отношение чистой прибыли (Пч) к среднегодовой стоимости собственного капитала - СКср) | Показывает выгодность инвестиций собственников в предприятие и его развитие | То же, и Рск > Р пред |
6. Рентабельность акционерного капитала (Рак) | Рак = Пч/АКср (отношение чистой прибыли (Пч) к среднегодовой стоимости акционерного капитала - АКср) | Показывает эффективность капитала, инвестиций собственников в предприятие | Не ниже процентной ставки по банковским депозитам |
|
Следует различать понятия экономический эффект и экономическая эффективность. Экономический эффект - это показатель, характеризующий абсолютный результат деятельности предприятия, он измеряется в денежных или натуральных единицах (примером может быть прибыль, доход от реализации, валовой национальный продукт и т.п.). Экономическая эффективность - это относительная показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Показатели эффективности чаще всего строятся в виде коэффициента (в числителе - величина эффекта, в знаменателе - ресурсов или затрат, необходимых или потраченных на его получение). Наиболее распространенными показателями эффективности предприятия как раз и являются различные виды рентабельности.
|
На практике также следует различать показатели экономической и финансовой рентабельности. Экономическая рентабельность - параметр, исчисленный исходя из величины прогнозной (потенциальной) прибыли, отраженной в бизнес-плане инвестиционного или инновационного проекта (программы). Финансовая рентабельность определяется на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия. [4]
В США и в некоторых других странах нашел применение своеобразный метод анализа рентабельности, именуемый методом "денежного потока" ("кэш флоу"), основанный на том, что в числителе формулы рентабельности берется не только прибыль, а сумма прибыли и амортизационных отчислений. Это связано с тем, что в странах с развитой рыночной экономикой разрешены и используются методы так называемой ускоренной амортизации, вследствие которой сумма списания основного капитала, включаемая в издержки реализации, может резко колебаться. Из-за завышения суммы амортизационных отчислений растут издержки и снижается прибыль и, наоборот, при недостаточном списании (к концу функционирования амортизируемых объектов) происходит занижение издержек и завышение прибыли. Поэтому анализ рентабельности и ее динамики, основанной на использовании абсолютной суммы прибыли, вряд ли приведет к правильным выводам.
|
Показатель рентабельности, основанный на методе "кэш флоу", не позволяет судить о рентабельности за какой-то определенный период, однако при рассмотрении в динамике за несколько лет подряд он весьма точно характеризует тенденции прибыли и рентабельности, отражает существенные и даже малозаметные сдвиги в этих важнейших показателях. Таким образом, обзорный и факторный анализ финансовых результатов позволяет предвидеть опасность банкротства и является основой для разработки мер, направленных на повышение доходности и укрепление финансового состояния предприятия. [5]
Основными резервами повышения рентабельности является изменение показателей, от которых конкретный показатель зависит. В основном рентабельность можно повысить увеличивая товарооборот, а также снижая издержки.
Таким образом, по показателям рентабельности можно судить об эффективности деятельности предприятия, его финансовых успехах. Причем данный показатель намного эффективней показателей прибыли, так как позволяет сопоставить получаемые результаты с затраченными средствами.