Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности




 

Регулирование внешнеэкономической деятельности является одной из важных задач любого государства. Особенно актуальна эта задача в условиях современной ситуации в российской экономике.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

четкое разграничение прав и ответственности государства и его субъектов в области управления внешнеэкономической деятельности;

обеспечение равенства всех участников внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - это регулирование внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Регулирование внешнеторговой деятельности посредством торговой политики осуществляется государством в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты его экономических и политических интересов. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики, она направлена на создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Текущая информация о внешнеэкономической и торговой политике России предоставляется Министерством экономического развития и торговли.

Регулирование внешнеэкономической деятельности может осуществляться тарифными и бестарифными методами.

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России и основаны на Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Таможенный тариф - это систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:

фискальную, т.е. обеспечивает пополнение доходной части бюджета;

защитную, т.е. предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции;

регулирующую, т.е. оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая другие.

В России используется импортный и экспортный тариф, в то время как в развитых странах мира последний не применяется.

Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет гармонизированная система описания и кодирования товаров - международная товарно-статистическая номенклатура. Российская ТН ВЭД пока несовершенна и требует углубленной дифференциации с учетом состояния и перспектив производства и внешней торговли.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает 3 уровня ставок таможенных пошлин[6]:

базовый - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), к числу которых относятся Австрия, Великобритания, Греция, Франция и другие страны ЕС (всего 125 стран);

максимальный - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми отсутствует режим РНБ (например, Эстония), и товаров, страна происхождения которых не установлена. Эти ставки в 2 раза превышают размер базовых ставок;

минимальный - для товаров из развивающихся стран (Албания, Бразилия, Вьетнам, Турция и др. - всего 103 страны). Эти ставки составляют 75% от базовых.

Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран и из стран СНГ - участниц Таможенного союза.

Сумма подлежащей уплате таможенной пошлины определяется в процентах от таможенной стоимости товара. Законодательство предусматривает 6 методов определения таможенной стоимости. Наиболее распространенным является первый метод оценки (Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе") по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счет фактуре:

 

ТП = ТС х П/100,где ТП - сумма таможенной пошлины, руб.;

 

ТС - таможенная стоимость товара, руб.;

П - ставка таможенной пошлины, %;

С 1 февраля 1993 г. все ввозимые на территорию России товары за определенными исключениями облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами. Акцизы взимаются с определенной группы товаров, определяемых Правительством Российской Федерации, к которым относятся винно-водочные, табачные изделия, автомобили, изделия из меха и кожи, ювелирные украшения и др.

Ставки акцизов на отечественную и импортную продукцию различны. Акциз рассчитывается аналогично таможенной пошлине:

Для определения НДС в базу обложения импортного товара включается сумма таможенной пошлины и акцизного сбора:


Сумма НДС = (ТС + ТП + АС) х НДС/100,где НДС - ставка НДС,%.

 

Нетарифные методы, т.е. различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др., используются в той или иной степени всеми странами мира.

Нетарифные методы регулирования предусматривают использование специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров - лицензий. Лицензированию подлежат квотируемые товары; специфические товары; товары двойного назначения, монополия на торговлю которых установлена государством.

Количественный контроль - это контроль ввоза или вывоза товара в установленных максимальном объеме или стоимости (квоты).

Квотирование (определение квоты) применяется широко и соответствует правилам мировой торговли, установленным ВТО.

Распределение квот осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, позволяющих обеспечить конкуренцию между участниками внешнеэкономической деятельности.

Контроль за качеством товаров, ввозимых на территорию России, должен соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям России. Для ряда товаров в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" введена обязательная сертификация товаров и услуг, от качества которых зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. Перечень товаров, требующих подтверждения качества и безопасности, утверждается Госстандартом. В него входят продукты питания, товары для детей, парфюмерно-косметические и туалетные средства, бытовая техника и др.

Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта могут вводиться как защитные меры, т.е. отступление от принципов свободной торговли, диктуемое необходимостью избежать экономических потрясений. Они вводятся в тех случаях, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров.

В регулировании внешнеэкономической деятельности РФ принимают участие Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство РФ.

Специальным государственным органом регулирования внешнеэкономической деятельности является Министерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят:

государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников внешнеэкономической деятельности; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

координация действий российских участников внешнеэкономической деятельности (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере внешнеэкономической деятельности; совершенствование институциональной организационной структуры управления внешнеэкономической деятельностью; координация действий российских экспортеров и т.д.);

оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и разработка мер по повышению ее уровня);

кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);

создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);

участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС (международная внешнеэкономическая система);

руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.

Таким образом, регулирование внешнеэкономической деятельности является важной задачей государства. Существуют самые различные методы такого регулирования. Выбор метода в каждой стране зависит от ее экономических особенностей, текущей экономической и политической ситуации и многих других факторов.

 

Задача 1

 

Магазин "Мебель" закупил партию товаров у предприятия изготовителя: тумба поворотная в количестве 10 штук по оптовой цене 990 рублей включая НДС 20%. Торговая надбавка в магазине - 30%. Налогообложение по законодательству. Определите розничную цену одного изделия, стоимость всей партии в оптовых и розничных ценах, сумму НДС подлежащую выплате в бюджет и сумму торговой надбавки (без НДС).

РЕШЕНИЕ

Вначале, рассчитаем сумму НДС, входящую в оптовую цену. Рассчитываем из условия, что 990 рублей - это 120% цены, а НДС - 20%. Тогда НДС составляет 165 рублей, а цена одной тумбы без НДС 825 рублей. Торговая надбавка в магазине начисляется на оптовую цену товара без НДС, т.е. 825´1,3 = 1072,5, тогда сумма торговой надбавки без НДС составляет 247,5 рублей на единицу продукции.

Теперь начисляем НДС на полученную цену 1072,5 в размере 18%, как по законодательству. Получаем НДС 193,05 рублей. Тогда розничная цена одного изделия составит 1265,55 рублей.

Стоимость всей партии в оптовых ценах находится как оптовая цена одного изделия, умноженная на количество изделий в партии, т.е.10 штук. Получаем оптовую стоимость партии, равную 9900 рублей. Розничная стоимость партии составит 12655,5 рублей.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет розничным предприятием, составит 193,05-165=28,05 рублей с одного изделия и 280,5 рублей со всей партии, так как первоначальную сумму НДС перечисляет в бюджет оптовое предприятие.

 

Задача 2

 

Проанализируйте товарооборачиваемость по оптовому предприятию.

Разработайте рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами и ускорению товарооборачиваемости.

Товарооборот за 1 квартал составил 245,820 тыс. руб. Удельный вес транзитного товарооборота 35%. Товарные запасы на:

47,600 тыс. руб.

01.02. - 46,450 тыс. руб.

01.03. - 49,850 тыс. руб.

01.04. - 51,300 тыс. руб.

Норматив товарооборачиваемости 32 дня.

РЕШЕНИЕ

При анализе оптового товарооборота необходимо определить выполнение плана оптового товарооборота по базе в целом, в том числе по его видам (складского и транзитного).

В ходе анализа рассчитываются показатели: процент выполнения плана, темпы роста товарооборота, показатели равномерности поставок (коэффициент ритмичности), доля товарооборота по товарным группам, объем складской и транзитной продажи товаров в общем товарообороте базы.

Сумма складского и транзитного товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот, равный 245,820 тыс. руб.

 

Удельный вес транзитного товарооборота - 35%, или 245,820´0,35=86,037 тыс. руб. Удельный вес складского товарооборота - 65%, или 245,820´0,65=159,783 тыс. руб.

Однодневный складской товарооборот = складской товарооборот за период/количество дней в периоде = 159,783/122 (4 месяца) = 1,310 тыс. руб.

Величина товарных запасов в днях на складе = товарный запас в сумме на дату/однодневный складской товарооборот = (47,600+46,450+49,850+51,300) /1,310 = 149,008 тыс. руб.

 

Рассчитать отклонение товарных запасов нельзя, т.к. нет данных оптимального запаса.

Товарооборачиваемость по оптовому предприятию:

а) в днях = средний товарный запас/однодневный складской товарооборот = ((47,600+46,450+49,850+51,300) /4) /1,310 = 37,252 дней, что выше норматива, который составляет 32 дня.

б) в количестве оборотов = количество дней в периоде/товарооборачиваемость в днях = 122/37,252 = 3,275 оборотов.

Рассчитаем поступление товаров: П = Рск + Зк - Зн = 159,783 + 51,300 - 47,600 = 163,483 тыс. руб., где Рск - товарооборот складской; Зк и Зн - запасы на конец и на начало периода.

Закупки рассчитываются как: З = П + Транзит = 163,483 + 86,037 = 249,52 тыс. руб.

По проведенному анализу несколько сложно сделать выводы, так как отсутствует возможность сравнения фактических показателей с плановыми. Но в то же время можно сказать, что рассчитанные показатели достаточно высоки и обеспечивают устойчивый товарооборот на предприятии. В то время товарооборачиваемость в днях даже больше нормативной, что приводит к низкому количеству оборотов.

В то же время ускорить товарооборачиваемость в оборотах можно за счет снижения товарооборачиваемости в днях.


Литература

 

1. Абашина А.М. Аренда и лизинг / А.М. Абашина, М.Н. Симонова, И.К. Талье. Издание 2-е, перераб. и доп. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ", 1998. - 160 с.

2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. - Новосибирск: ТОО "ЮКЭА", НПК "Модус", 2002. - 416 с.

3. Бочаров В.В. Финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2004. - 240 с.

4. Ивасенко А.Г. Лизинг как метод инвестирования / Ивасенко А.Г., А.И. Щербаков, В.Н. Савиных. - Новосибирск: НГАС, 1997. - 96 с.

5. Ивашенцева Т.А. Экономика предприятия. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2005. - 108 с.


[1] Ивасенко А.Г. Лизинг как метод инвестирования / Ивасенко А.Г., А.И. Щербаков, В.Н. Савиных. – Новосибирск: НГАС, 1997. – С. 12.

[2] Абашина А.М. Аренда и лизинг / А.М. Абашина, М.Н. Симонова, И.К. Талье. Издание 2-е, перераб. и доп. – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. – С. 77.

[3] Ивашенцева Т.А. Экономика предприятия. – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2005. – С. 95 – 96.

[4] Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2004. – С. 175.

[5] Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М.: ПРИОР, 2003. – С. 34 - 35.

[6] Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 2002. – С. 318.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: