Особенности торгового посредничества




 

Содержание торгового посредничества определяет двусторонний акт купли-продажи, в котором одна сторона, выступающая продавцом, передает товар в собственность, а другая сторона, выступающая покупателем, принимает товар и уплачивает за него определенную денежную сумму – цену. Взаимоотношения сторон, при этом, регламентируются правилами обмена так, что обязанностям продавца корреспондируются соответствующие права покупателя и наоборот[1]. Сам процесс передачи товара может быть различным. Товар либо непосредственно передается покупателю, либо передается транспортной организации, складу для дальнейшего вручения покупателю. Тогда покупатель получает товарораспорядительные документы. Это может быть транспортная накладная, складское свидетельство и другие документы.

Переход права собственности чаще всего совпадает с поставкой товара, или совершается через некоторое время после поставки, в некоторых случаях переход права собственности совпадает по времени с передачей товарораспорядительных документов. Продавец обязан известить покупателя о праве собственности третьих лиц на товар, возникших из обязательств, ранее принятых продавцом.

Принято выделять трип группы посреднических структур:

1. посредники, приобретающие право собственности на товар в его полном объеме. Они независимы и чаще всего представлены дистрибьюторами и дилерами. Дистрибьюторы, не имеющие складов (оптовые маклеры), специализируются на оптовых поставках крупногабаритных грузов. Дистрибьюторы регулярного типа (со складами) непосредственно участвуют в товародвижении, принимают на себя функции преобразования промышленного ассортимента в товарный, предоставляют кредиты, рекламируют товары, осуществляют транспортные операции. Экономический интерес дистрибьюторских и дилерских структур состоит в получении прибыли за счет разницы между ценами купли и продажи товара;

2. посредники, приобретающие отдельные правомочия собственника. К ним относятся как сбытовые филиалы производственных предприятий, так и независимые посредники в форме комиссионеров и комиссионных фирм, агентов и агентских фирм. Сбытовые филиалы предприятий устанавливают хозяйственные связи с контрагентами, собирают и размещают заказы, организуют транзитные поставки со складов предприятия. Комиссионные фирмы и комиссионеры продают товары от своего имени, но за счет собственника за комиссионное вознаграждение. Они выполняют в товародвижении такие важные функции как кредитование покупателей, страхование рисков, хранение, транспортирование, преобразование промышленного ассортимента в товарный. Агентские фирмы и агенты по сути заменяют сбытовые подразделения предприятий. Они устанавливают длительные отношения с потребителями, ведут операции купли-продажи за счет поручителя и не занимаются хранением. Агент может выступать и в качестве технического консультанта;

3. посредники, не приобретающие право собственности на товар. Ими являются брокерские представительства или конторы предприятий, а так же независимые брокеры и брокерские фирмы. Они специализируются на осуществлении информационно-контактных функций. Оптовое посредничество в этой форме не предполагает приобретения права собственности на товар. Его преимуществом является высокая квалификация специалистов, знание товара и его рынка, осведомленность о запросах покупателей и возможностях продавцов. За отдельное вознаграждение брокер может принимать на себя поручительство за кредитоспособность покупателей.[2]

В процессе торгово-посреднической деятельности образуются хозяйственные связи, которые способствуют распределению и перераспределению ресурсов и товаров. Состав и количество связей постоянно меняется, комбинации участников все чаще являются уникальными, одноразовыми. Процесс установления хозяйственных связей при обслуживании предприятия посредническими структурами можно разбить на несколько этапов. На первом этапе осуществляется поиск и выбор партнеров в соответствии с выбранными стратегиями закупок ресурсов и распределения продукции. На втором этапе заключается соглашение об условиях обмена. На следующем этапе организуется товародвижение и осуществляется контроль над ним. В случае отклонений от условий соглашения применяются меры экономической ответственности. На четвертом этапе производятся расчеты за товары, и осуществляется контроль над ними. Два последних этапа могут реализовываться одновременно, а в случаях предоплаты – и в обратной последовательности.

Работа по привлечению и использованию сторонних для предприятия торгово-посреднических организаций проводится обычно работниками коммерческих служб, отделов снабжения и сбыта.

 


[1] Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник.- М.: Международные отношения, 1993.- С.3-10

[2] Щербаков В.В., Парфенов А.В., Пасяда Н.И. Эволюция форм и методов торгового посредничества в постреволюционной России. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ,1996. – С. 43.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: