Производственная инфраструктура




Общей причиной, способствующей обособлению производственной инфраструктуры в самостоятельную сферу экономики, явилось общественное разделение труда. “Общественное разделение труда — это объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности” [48,с.28]. Зарождение производственной инфраструктуры можно наблюдать уже в трудовом процессе, в котором происходит разделение на основные и вспомогательные действия, хотя в этом случае она еще не относится непосредственно к продукту. Отношения в данном случае складываются внутри деятельности одного производителя. С развитием кооперации и появлением различных форм предприятий происходит отделение вспомогательных функций, которые затем персонифицируются. В этом случае можно рассматривать не сами действия, а деятельность по отношению к продукту. Дальнейшее развитие рынка, расширение границ товарно-денежных отношений привело к выделению производства вспомогательных услуг из рамок компаний-потребителей в специализированные фирмы. “...Трудовая операция, бывшая еще вчера одной из многих функций одного и того же товаропроизводителя, сегодня, быть может,... обособляется как нечто самостоятельное и именно поэтому посылает на рынок свой частичный продукт как самостоятельный товар” [43,с.116]. Таким образом, образовалась внешняя и внутренняя производственная инфраструктура. Первая состоит из независимых специализированных предприятий, а вторая — из производителей вспомогательных услуг в рамках основного производства.

 

По мере развития производства и увеличения объемов готовой продукции и товарных запасов, которые составляют часть совокупного общественного продукта в виде средств труда и предметов потребления, которые вышли из процесса производства, но не вступили еще в процесс потребления, возникла потребность выделять значительную часть живого и овеществленного труда для хранения и перемещения запасов. Процесс обращения продукта соединяет последовательные звенья производства, возникающие благодаря общественному разделению труда, становится его необходимым условием. При этом, “какова бы ни была общественная форма запаса продуктов, его сохранение требует издержек: построек, тары и т.д. для хранения продукта; оно требует также, в зависимости от природы продукта, больше или меньше труда и средств производства, которые приходится затрачивать для предотвращения вредных влияний. Чем выше общественная концентрация запасов, тем относительно меньше становятся эти издержки” [44,с.164]. Вследствие этого стали образовываться целые отрасли экономики, где создаются условия функционирования предприятий.

 

Таким образом, с начала происходит деление функций на основные и вспомогательные на уровне действий, затем внутри предприятия, потом выделение субъектов, оказывающих вспомогательные услуги, в отдельные предприятия, которые постепенно формируются в отрасли. Их продукт становится самостоятельным, услуга продается как товар, но смысл остается прежний — это обеспечение условий функционирования основного производства. Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что при общественном разделении труда происходит персонификация отдельных функций, в процессе выделения основного и вспомогательного производства, между которыми возникают отношения. Каждое из предприятий основного и вспомогательного производства является субъектом. Субъекты вспомогательной производственной деятельности выступают агентами субъектов основной производственной деятельности, потому что они отделяются от основного производства. Целью товаропроизводителя является продукт как результат основного производства, поэтому, исходя из рационального построения процессов производства, он делегирует часть своих функций, которые непосредственно не участвуют в достижении цели, вспомогательным субъектам. Следовательно, субъекты производственной инфраструктуры выступают агентами, обеспечивающими достижение цели товаропроизводителя.

Основополагающим фактором разделения труда является возможность обмена. “Так как именно возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности, или, другими словами, размерами рынка. Когда рынок не значителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому-либо одному занятию за неимением возможности обменять весь избыток продукта своего труда сверх собственного потребления на необходимые продукты труда других людей” [90,с.132]. Следовательно, чем шире границы обмена, и тем больше экономическое пространство, тем более развита должна быть производственная инфраструктура.

Рыночная экономика предъявляет особые требования к производству услуг производственной инфраструктуры региона, поскольку от этого непосредственно зависит экономическая деятельность всех предприятий и организаций региона, а косвенным образом и уровень жизни населения. Для нормально функционирующей рыночной экономики необходимы резервы всех видов ресурсов, и инфраструктурные мощности тоже не являются исключением. Согласно мнению многих специалистов, резерв мощностей производственной инфраструктуры должен находиться на уровне 30-35% от потребляемой мощности, в противном случае нарушаются взаимодействия субъектов воспроизводственного процесса, ритмичность снабжения предприятий, срываются сроки поставок грузов по контрактам, затрудняется исполнение хозяйственных договоров [48,с.95].

В отечественной экономической литературе, также как и в зарубежной, производственную инфраструктуру рассматривают, чаще всего, с точки зрения эмпирического, отраслевого и технического подходов. Например, производственную инфраструктуру определяют как “отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, включая энергоснабжение, и др.” [69,с.184] или, к примеру, более поздняя дефиниция, но также демонстрирующая отраслевой подход “группу отраслей, от которых в большей степени зависит бесперебойность и эффективность всего общественного производства в целом. Сюда относятся, прежде всего, транспорт всех видов — железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный, связь, материально-техническое снабжение и складское хозяйство, а также отрасли, связанные с обслуживанием и управлением процессом общественного производства” [132,с.85]. Другое определение, которое также можно отнести к наиболее распространенным, но уже отражающее функциональный подход: “Производственная инфраструктура — это комплекс инженерно-технических сооружений и объектов, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для размещения и успешного функционирования предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства”

 

74,184]. На первое место ставится целевая функция производственной инфраструктуры, которая определена как создание внешних и внутренних условий для функционирования предприятий материального производства. Примером структурного подхода к определению производственной инфраструктуры служит ее представление в виде “целого ряда блоков, связанных с реализацией продукции, материально-техническим снабжением, производственно-техническим обслуживанием, финансово-кредитным обеспечением, которые находятся в состоянии взаимоотношений этих служб с товаропроизводителями” [87,8]. В этом определении подчеркивается прежде всего непосредственное взаимоотношение различных “блоков” с товаропроизводителем. В данном случае, товаропроизводитель представляет ядро, на которое направлено действие вторичного уровня предприятий инфраструктурного обслуживания. Промышленность и сельское хозяйство традиционно выступают в качестве потребителей услуг производственной инфраструктуры. В ходе строительства создается материальный продукт в виде сооружений, поэтому данный вид деятельности представляет собой часть материально-вещественного производства, поэтому далее под материальным производством будем понимать только производство, связанное с изготовлением материальных предметов, вещей и вещественных ценностей, а именно: промышленность, сельское хозяйство и строительство.

 

Все многообразие определений производственной инфраструктуры в отечественной экономической литературе можно разделить на две группы: первую группу, самую большую, составляют определения в которых производственная инфраструктура рассматривается как “совокупность отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование основного производства” (Волощук Г.А., Игнатьев А.М., Игнатьева С.И., Джаббаров Р.Т., Сидорович А.В., Титов А.Б., Чернявский И.Ф. и др.); вторая группа состоит из определений, рассматривающих производственную инфраструктуру как “инженерно-технические сооружения, обеспечивающие эффективное функционирование основного производства” (Васильева Н.М., Котилко В.В., Полунина Г.В., Серов Е.В., Солюс Г.П. и др.). Неоднозначное понимание производственной инфраструктуры, в данном случае, вызвано тем, что многие определения, как правило, исходят из какого-либо одного аспекта системного подхода, а также различного уровня охвата отношений в экономике (на уровне всей экономики, региона, отрасли или отдельного предприятия), что и предопределяет существование различных дефиниций данного понятия.

Структурная организация производственной инфраструктуры представлена функциональными, отраслевыми, пространственными, организационно-управленческими, периодическими и социальными связями, которые сориентированы целевым образом. Функциональная структура обеспечивает движение производственной услуги в соответствии со стадиями производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Отраслевая структура организует виды производственных услуг и их материально-техническую базу в соответствии с общественным разделением труда, обусловленным потребностями хозяйствующих субъектов. Пространственная структура отображает территориальное использование производственных услуг и размещение элементов производственной инфраструктуры. Организационно-управленческая структура характеризует административно-хозяйственное устройство. Периодическая структура характеризует выгодность использования внешней или внутрипроизводственной инфраструктуры в различные периоды времени. Так, например, по мнению экспертов, автомобильные услуги сторонних организаций в первые два года после приобретения собственных автотранспортных средств обходятся на 20% дороже, чем собственные, но через два года после эксплуатации автомобиля иногда выгоднее приобретать данные услуги у специализированных предприятий, поскольку затраты на ремонт, как правило, дороже стоимости самой услуги [13,с.33]. Социальная структура отражает структуру работающих по уровню образования, доходов, по полу и другим признакам. В результате диалектического взаимодействия всех аспектов структурной организации производственная инфраструктура представляет собой совокупность экономических связей с хозяйствующим субъектом.

 

Внутренняя организация системы производственной инфраструктуры представляет собой совокупность сфер деятельности и их связей (отношений). Один элемент системы может быть заменен совершенно другим, несхожим по внутренним особенностям, но если при этом функциональные свойства данного элемента в системе остались прежними, то следует считать, что никаких изменений в структуре не произошло. Например, если в рамках определенного территориально-производственного комплекса закрыли тепловую электростанцию и заменили ее вновь построенной гидроэлектростанцией, то структура территориально-производственного комплекса от этого не меняется, хотя по внутренним характеристикам тепловые и гидростанции имеют весьма мало общего.

 

Взаимосвязь между структурой и функциональными возможностями системы производственной инфраструктуры можно сформулировать следующим образом: чем разнообразнее отраслевой набор производственной инфраструктуры, тем богаче ее функциональные возможности. Если определить целевую функцию производственной инфраструктуры только как обеспечение общих (внешних и внутренних) условий непосредственно технологического процесса, то структура системы производственной инфраструктуры будет определяться набором предприятий, оказывающих вспомогательные услуги технологическому процессу хозяйствующего субъекта. Если целевую функцию определить как создание общих условий функционирования предприятия в целом, то внутренняя организация производственной инфраструктуры расширяется, и традиционный состав дополняется теми сферами, привлечения которых требует рыночная среда или предприятие сочтет их привлечение целесообразным, например, банковское, информационное обслуживание, НИОКР, деловые услуги, в этом случае элементы внешней среды могут стать внутренними элементами системы производственной инфраструктуры.

В экономической литературе, чаще всего, исследуется отраслевая организация системы производственной инфраструктуры. Различный набор элементов в ней зависит от условий хозяйствования. Так, например, в условиях административно-командной системы предприятиям материального производства требовалось, как правило, лишь обслуживание основного технологического процесса, перемещение и хранение готовой продукции. Для успешного функционирования в условиях рыночной экономики у предприятий возникает потребность в более широком ассортименте вспомогательных услуг. Вообще, формирование новых субъектов производственной инфраструктуры как агентов основного производства по обеспечению условий производства происходит с целью снижения издержек и повышения эффективности и качества выпускаемой продукции.

 

В качестве основных критериев отбора услуг, относящихся к производственной инфраструктуре, целесообразно принять следующие: 1) непосредственное или косвенное их отношение к обслуживанию процесса основного производства; 2) влияние на величину издержек предприятия, связанных с его деятельностью. Применяя данные критерии, помимо субъектов материально-технического снабжения и производственно-технического обслуживания, которые традиционно относят к производственной инфраструктуре, мы считаем, что к производственной инфраструктуре целесообразно отнести такие предприятия, которые занимаются рекламой, инжинирингом, маркетинговым обслуживанием, консультациями по вопросам управления; информационным обслуживанием потребностей предприятий материального производства (по хранению и обработке информации, услуги баз данных, производство программного обеспечения). Таким образом, внутренняя организация производственной инфраструктуры динамична и со временем меняется под воздействием появления новых потребностей у хозяйствующих субъектов, поэтому производственную инфраструктуру недостаточно определять строго установленным перечнем предприятий, так как для включения в производственную инфраструктуру того или иного вида деятельности необходимо появление объективных предпосылок. Такой предпосылкой, на наш взгляд, является потребительная стоимость или востребованность услуги хозяйствующим субъектом. Из этого следует вывод, что набор элементов в системе производственной инфраструктуры может отличаться для предприятий различных сфер деятельности и содержать элементы, входящие в другие виды инфраструктуры только в той части своей деятельности, которая непосредственно затрагивает работу того или иного предприятия.

 

Такой подход позволяет учесть в производственной инфраструктуре те виды деятельности, которые, как правило, относят к другим видам инфраструктур. Так, например, всю деятельность предприятий информационной сферы относят к информационной инфраструктуре. С нашей точки зрения, из разнообразного спектра информационных услуг целесообразно вычленить информационное обслуживание предприятий материального производства и отнести его к производственной инфраструктуре. Другим примером может служить оптовая торговля, которая относится к коммерческой инфраструктуре, но при взаимодействии с товаропроизводителями она является элементом производственной инфраструктуры. Аналогично можно рассуждать и относительно банка, который по своим функциям, при совершении финансовых сделок на рынке, выступает как элемент финансовой инфраструктуры, а при текущем обслуживании предприятий материального производства — как элемент производственной инфраструктуры, так как данные услуги банка оказывают косвенное, а в некоторых случаях и непосредственное, влияние на основной процесс производства и способствуют экономии издержек предприятия. Причем именно в условиях рыночной экономики банки могут оказать самое непосредственное влияние на производственную деятельность предприятий. В данном случае банк как элемент производственной инфраструктуры выполняет одну из самых важных функций — обслуживает движение денежных потоков предприятия, поэтому пренебречь влиянием банковских структур на отношения между элементами системы нельзя.

Инфраструктура региона (или территории) в целом представляет собой “комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность социоприродохозяйственной системы региона” [126, 62]. Производственная инфраструктура региона (ПИР) является составной частью инфраструктуры региона. При функционировании ПИР на ряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами используются природные, следовательно, производственная инфраструктура региона связана с системой отношений природопользования, которая “осуществляется по поводу естественных условий производства, технических, химических, биологических средств производства, живого труда и продукта” [35,с.11]. Поэтому систему производственной инфраструктуры региона целесообразно рассматривать как составную часть региональной социоприродохозяйственной системы, поскольку последняя включает в себя “акты производственно-экономических отношений, потребителей, воспроизводителей и будущих пользователей природных благ” [35,с.12]. Таким образом, ПИР представляет собой сферы деятельности, создающие условия для воспроизводства, соединения факторов производства и формирования полезности и затрат хозяйствующих субъектов региональной социоприродохозяйственной системы.

Литература:

1. Авдеенко В.Н., Котлов В.А.Производственный потенциал промышленного предприятия. — М.: Экономика, 1989. — 240 с.

 

2. Авилова В.Холдинги как реальность нашей экономики //Российский экономический журнал. — 1994. — №2. — С.24-30

 

3. Агапова Т.Н.Методы статистического изучения структуры сложных систем и ее измерения. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 198 с.

 

4. Акопопов И.А., Анашин Ю.А., Павлов И.А., Малинин В.Л.О реструктуризации управления на российских предприятиях в современных условиях //Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. — №1 — С.25-30.

 

5. Баликоев В.З.Общая экономическая теория. Учебное пособие. — Новосибирск: ТОО “ЮКЭА”, НПК “Модус”, 1996. — 416 с.

 

6. Барр Р.Политическая экономия: в 2-х тт. — Т.2: Пер. с фр. — М.: Международные отношения, 1995. — 752 с.

 

7. Белоусова Н.И., Васильева Е.М.Методы оценки уровня обеспеченности производственной инфраструктурой народного хозяйства //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. — С.49-50.

 

8. Беркович Л.А.Холдинговая приватизация: плюсы и минусы //ЭКО. — 1992. — №9 — С.77-87.

 

9. Бобылев С.Н.Экологические аспекты развития инфраструктуры //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. — С.81-83.

 

10. Бункина М.К., Семенова В.А. “Макроэкономика (основы экономической политики)”. — М.: АО “ДИС”, 1996. — 320 с.

 

11. В Волгограде изобрели приворотное зелье для инвесторов //Деловое Поволжье. —1998. — №3. — С.1

 

12. Васильев Н.М. К вопросу оценки деятельности производственной инфраструктуры (на примере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства) //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. — С.33-35.

 

13. Власов В.В.Япония: производственная инфраструктура. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 182 с.

 

14. Васина В.А.Исследование взаимосвязей региональной производственной инфраструктуры Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. — М.:ВНИИСИ, 1986. — 137 с

15. Волощук Г.А.Инфраструктура торговли. — Киев: Высш шк.., 1989. — 222 с.

 

16. Громов Г.В.Очерки информационной технологии. М., 1992.

 

17. Господин Великий Новгород //Автомобильный транспорт. — 1998. — №7. — С.29-35

 

18. Глазьев С.Центральный банк против промышленности России //Вопросы экономики. — 1998. — №1. — С.16-32

 

19. Грушенко В.Л., Фомченкова Л.В.Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления //Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. — №1 — С.31-38.

 

20. Джаббаров Р.Т.Моделирование развития производственной инфраструктуры региона //Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. — М.:ВНИИСИ, 1983. — 124 с.

 

21. Джаббаров Р.Т.О некоторых особенностях производственной инфраструктуры региона и принципах ее планирования и моделирования Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. — М.:ВНИИСИ, 1982. — 141 с.

 

22. Дубова М.Д.Экономика региона: (учебное пособие). ВАГС. — Волгоград: ИПК “Царицын”. 1997. — 224 с.

 

23. Загорулько М.М. и др. Основы экономической теории и практики: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1994. — 342 с.

 

24. Игнатьев А.М., Игнатьев С.И., Крутик А.Б.Госпредприятие: регулирование деятельности и инфраструктура/Под науч. ред. проф. Крутика А.Б. — СПб:Изд-во СПбУЭФ, 1995. — 161с.

 

25. Иншаков О.В.Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1995. — 450 с.

 

26. Капелюшников Р.Категория трансакционных издержек //Сб. науч. тр. Как это делается: финансовые, социальные и информационные технологии. — 1994. — Вып.3.

 

27. Кокорев В.Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек //Вопросы экономики. — 1996. — №12. — С.61-72

 

28. Киперман Г.Я., Сурганов Б.С.Популярный экономический словарь. — М.: Экономика, 1993. — 252 с.

 

29. Кириллова О.Ю.Эффективность фирмы и ее инфраструктуры //Управление персоналом. — 1997. — №4. — С.30-30. 30.Косенков Р.А.Диагностика качества экономического роста и развития предприятий: Учебное пособие. — Волгоград: Издательство ВолгПИ, 1988. — 112 с.

 

 

31. Котилко В.В.Современное состояние и проблемы комплексного территориального планирования производственной инфраструктуры //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. — С.214-217.

 

32. Коуз Р.Фирма, рынок и право. — Пер. с англ. — М.: “Дело ЛТД” при участии изд-ва “Catallaxy”, 1993, — 192 с.

 

33. Крылова Н.Формирование инфраструктуры приватизации //Вопросы экономики. — 1993. — №4. — С.87-92

 

34. Лившиц В.Н., Тараканова И.А.Системный анализ эффективности капитальных вложений в развитие и функционирование производственной инфраструктуры //Сб.: Эффективность развития инфраструктуры народного хозяйства. М., 1990

 

35. Ломовцева О.А.Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы. — Волгоград: Волгоградский государственный университет, 1998. — 342 с.

 

36. Львов Ю.А.Основы экономики и организации бизнеса. — Спб.: ГМП “Формика”, 1992 — 383 с.

 

37. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2 — М.: Республика, 1992. —400с.

 

38. Макроэкономические тенденции в сентябре 1998 года //Экономическое развитие России.— 1998. — Т.5. — №11. — С.3-9

 

39. Малахов С.Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия(двухфакторная модель трансакционных издержек) //Вопросы экономики. — 1996. — №10. — С.89-102

40. Малахов С.Трансакционных издержки в российской экономике //Вопросы экономики. — 1997. — №7. — С.77-86

 

41. Малое предпринимательство //Экономика и жизнь. — 1997. — №40. — С.4

 

42. Малый бизнес: между Сциллой налогов и Харибдой бюрократии //Экономика и жизнь. — 1998. — №7. — С.1

 

43. Маркс К.Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Процесс производства капитала. — М.: Политиздат, 1983. — 905 с.

 

44. Маркс К.Капитал. Критика политической экономии. Т.2. Процесс обращения капитала. — М.: Политиздат, 1984. — 650 с.

 

45. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.., Т.26, Ч.1, С. 413.

 

46. Маршалл А.Принципы экономической науки., т.1. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993 — 357 с.

 

47. Маршалл А.Принципы экономической науки., т.2. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993 — 310 с.

 

48. Маршалова А.С.Новоселов А.С.Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций/НГАЭиУ. — М.: ОАО Издательство “Экономика”, 1998. — 192 с.

 

49. Масличенко Ю.Перспективы неформального партнерства, или оценка эффективности вхождения в состав холдинга /Экономика и жизнь.— 1995.— №35. — С. 7.

 

50. Медведев В.А.Общественное воспроизводство и сфера услуг. — М.: Экономика, 1968. — 206 с.

 

51. Мильчакова Н. КО проблеме холдингового контроля над промышленным капиталом //Российский экономический журнал.- 1997.— №2.— 19-26 с.

 

52. Милюков А.Десятки маленьких монополистов //Деловое Поволжье. — №7. — 1997. — С.4

 

53. Милюков А.Утром деньги — вечером телефон. Так будет? //Деловое Поволжье. — 1997. — №6. — С.4

 

54. Михайлов Д.Финансово-промышленные группы: специфика России //Мировая экономика и международные отношения.- 1997.—№ 4.—120-130 с.

 

55. Моргунов В.Новое в порядке определения амортизационных отчислений //Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. — 1998. — №4. — С.4

 

56. “На гребнях рыночных волн” //Экономика и жизнь. — 1998. — №6. — С.2

 

57. На пороге сотового бума //Профиль. — 1998. — №1. — С.41

 

58. Настольная книга работника местного самоуправления. — Волгоград: ВАГС, 1997. — 250 с.

 

59. Никелс У., Макхью Д., Макхью С.Постижение бизнеса: пер. с англ. — Тольятти: “Издательский дом ДОВГАНЬ”, 1996. — 928 с.

 

60. Никитин С., Глазова Е., Степанова М.Мировые цены: особенности формирования //Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — №3 — С. 5-18

 

61. Норт Д.Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /Пер. с англ. Нестеренко А.Н. — М.: Фонд экономической книги “Начала”, 1997. — 180 с.

 

62. Норт Д.Институциональные изменения: рамки анализа //Вопросы экономики — 1997. — №3. — С. 6-17

 

63. Носова С.С.Инфраструктура в системе общественного производства. — М.: Наука, 1982. — 81 с.

 

64. Носова С.С.Производственная инфраструктура в системе государственно-монополистического капитализма. — М.: Высшая Школа, 1983. — 127 с.

 

65. Общая экономическая теория (политэкономия): учебник /под ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. М.:ПРОМО-Мдеиа, 1995. — 608 с.

 

66. Осипов В.А.Региональная экономика (экономический потенциал и проблемы развития регионов): Учеб. Пособие/ ДВКИ. Владивосток, 1994. —69 с.

 

67. Пезенти А.Очерки политической экономики капитализма. — Т.2. — М.: Прогресс, 1976. — 885 с.

 

68. Петраков Н.Я.Создание эффективного собственника //Экономическая наука современной России. — 1998. — №1. — С.67-73.

 

69. Политическая экономия: словарь/ Под ред. Ожерельева О.И. и др. — М.:Полит издат, 1990. — 607 с.

 

70. Полунина Г.В.Критика современных буржуазных концепций инфраструктуры //Тезисы основных докладов и выступлений на научной конференции по теме: “Инфраструктура и роль в современном капиталистическом воспроизводстве”. — М.: Фин. ин-т, 1969. — С.33-45.

В.К., Липсиц И.В., Нещадин А.А., Никологорский Д.Ю. ЭКО. — 1996. — №12 — С.2-9

 

80. Русскова Е.Г.Становление рыночной инфраструктуры: методологический аспект //Вестник Волгоградского университета. Серия 3. Экономика. Право. Часть 1. Экономика. Волгоград.: Издательство Волгоградского государственного университета, 1997. — С.18-24

85. Селезнев А.Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России(методологические вопросы анализа и интегральной оценки) Экономист. — 1996. — №2. — С. 9-18

 

86. Селезнев А.Становление рынка и его инфраструктуры// Экономист. — 1993. — №9. — С.72-77

 

87. Серков А.Ф.Формирование рыночных отношений в агропромышленном комплексе России //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1994. — №6. — С. 2-9

 

88. Серова Е.В.Некоторые методические вопросы планирования региональной инфраструктуры //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. — С.211-214.

 

89. Сидорович А.В.О содержании и месте производственной инфраструктуры в общественном воспроизводстве //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. — С.6-8.

 

90. Смит А.Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1 — 3. М.:Наука, 1992. Т.1. С.132.

 

91. Советский Союз. Политико-экономический справочник. М.: Политиздат, 1975. — 432 с.

 

92. Соловьев Н.С.К вопросу об обеспечении народного хозяйства производственной инфраструктуры и определении перспектив ее развития //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. —С. 9-11.

 

93. Солюс Г.П.Роль инфраструктуры в современном капиталистическом воспроизводстве //Тезисы основных докладов и выступлений на научной конференции по теме: “Инфраструктура и роль в современном капиталистическом воспроизводстве”. — М.: Фин. ин-т, 1969. — С. 22-32.

116. Терентьев В.Г.Предпосылки развития производственной инфраструктуры в условиях интенсификации //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. — С.11-14.

 

117. Территориальные системы производства, расселения, инфраструктуры Урала. Вып.2. Пермский ун-т, 1976, С.180

 

118. Тимофеева Г.В.Роль кооперации в формировании производственной инфраструктуры АПК рыночного типа: Дис. канд. экон. наук. — Волгоград, 1993. — 168 с.

 

119. Титов А.Б., Горенбургов М.А., Ивчук Е.В., Крутик А.Б.Малый бизнес и инфраструктура: Уч. пособие/Под науч. ред. Крутика А.Б. — СПб.:Изд-во СПбУЭФ, 1995. — 161 с.

125. Чернявский И.Ф.Инфраструктура сельскохозяйственного производства: (Вопросы, теории и практики). — М.: Экономика, 1979. — 232 с.

 

126. Шабунина И.В. и др. Теория и практика региональной экономики: Учебное пособие /И.М. Шабунина, О.А. Ломовцева, М.Ю.Трубин. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1996. — 184 с.

 

127. Шаститко А.Трансакционных издержки (содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации) //Вопросы экономики — 1997. — №7 — С. 65-76

 

128. Шерер Ф., Росс Д.Структура отраслевых рынков: /Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 698 с.

 

129. Шульцева В.Телекоммуникации мира и России //Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — №11. — С. 118-126

 

130. Шумаев В.Инфраструктура товарных рынков //Экономист. — 1997. — №10. — С. 43-47

134. В поисках выхода. Исследование инфраструктуры в странах с переходной экономикой webmaster@abc.com.uz

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: