Факторы внешнего и внутреннего качества ПО по ISO 9126.




Качество программного обеспечения определяется в стандарте ISO 9126 как вся совокупность его характеристик, относящихся к возможности удовлетворять высказанные или подразумеваемые потребности всех заинтересованных лиц.

Тот же стандарт ISO 9126 дает следующее представление качества.

Различаются понятия внутреннего качества, связанного с характеристиками ПО самого по себе, без учета его поведения; внешнего качества, характеризующего ПО с точки зрения его поведения; и качества ПО при использовании в различных контекстах — того качества, которое ощущается пользователями при конкретных сценариях работы ПО. Для всех этих аспектов качества введены метрики, позволяющие оценить их. Кроме того, для создания добротного ПО существенно качество технологических процессов его разработки. Взаимоотношения между этими аспектами качества по схеме, принятой ISO 9126, показано на рис. 5.1.

 

Рис. 5.1. Основные аспекты качества ПО по ISO 9126

 

Общие принципы обеспечения качества процессов производства во всех отраслях экономики регулируются набором стандартов ISO 9000. Наиболее важные для разработки ПО стандарты в его составе следующие:

· ISO 9000:2000 Quality management systems — Fundamentals and vocabulary [5].

Системы управления качеством — Основы и словарь. (Аналог — ГОСТ Р-2001).

· ISO 9001:2000 Quality management systems — Requirements. Models for quality assurance in design, development, production, installation, and servicing [6].

Системы управления качеством — Требования. Модели для обеспечения качества при проектировании, разработке, коммерциализации, установке и обслуживании.

Определяет общие правила обеспечения качества результатов во всех процессах жизненного цикла. (Аналог — ГОСТ Р-2001).

o Этот стандарт выделяет следующие процессы:

§ Управление качеством.

§ Управление ресурсами.

§ Развитие системы управления.

§ Исследования рынка.

§ Проектирование продуктов.

§ Приобретения.

§ Производство.

§ Оказание услуг.

§ Защита продуктов.

§ Оценка потребностей заказчиков.

§ Поддержка коммуникаций с заказчиками.

§ Поддержка внутренних коммуникаций.

§ Управление документацией.

§ Ведение записей о деятельности.

§ Планирование.

§ Обучение персонала.

§ Внутренние аудиты.

§ Оценки управления.

§ Мониторинг и измерения.

§ Управление несоответствиями.

§ Постоянное совершенствование.

§ Управление и развитие системы в целом.

o Для каждого процесса требуется иметь планы развития процесса, состоящие как минимум из следующих разделов:

§ Проектирование процесса.

§ Документирование процесса.

§ Реализация процесса.

§ Поддержка процесса.

§ Мониторинг процесса.

§ Управление процессом.

§ Усовершенствование процесса.

o Помимо поддержки и развития системы процессов, нацеленных на удовлетворение нужд заказчиков и пользователей, ISO 9001 требует:

§ Определить, документировать и развивать собственную систему качества на основе измеримых показателей.

§ Использовать эту систему качества как средство управления процессами, нацеливая их на большее удовлетворение нужд заказчиков, планируя и постоянно отслеживая качество результатов всех видов деятельности, в том числе и самого управления.

§ Обеспечить использование качественных ресурсов, качественного (компетентного, профессионального) персонала, качественной инфраструктуры и качественного окружения.

§ Постоянно контролировать соблюдение требований к качеству на практике, во всех процессах проектирования, производства, предоставления услуг и при приобретениях.

§ Предусмотреть процесс устранения дефектов, определить и контролировать качество результатов этого процесса.

Ранее использовавшиеся стандарты ISO 9002:1994 Quality systems — Model for quality assurance in production, installation and servicing и ISO 9003:1994 Quality systems — Model for quality assurance in final inspection and test в 2000 году были заменены соответствующими им частями ISO 9001.

· ISO 9004:2000 Quality management systems — Guidelines for performance improvements [7].

Системы управления качеством. Руководство по улучшению деятельности. (Аналог — ГОСТ Р-2001).

· ISO/IEC 90003:2004 Software engineering — Guidelines for the application of ISO 9001:2000 to computer software.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: