Цель: расширить представление студентов о работе над орфографической зоркостью.
Задачи: уточнить понятие «орфографическая зоркость», раскрыть этапы её формирования и приемы работы над ней.
План
1. Понятие орфографической зоркости. Основы её формирования.
2. Этапы работы над орфографической зоркостью.
3. Основные приемы работы над орфографической зоркостью.
1.
Орфографическая зоркость – это умение быстро обнаруживать в тексте орфограммы. Наличие орфографической зоркости предполагает поиск и определение орфограммы в момент письма. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать уже допущенные собственные и чужие ошибки.
По мнению психологов и методистов, орфографическая слепота, неумение обнаруживать ошибкоопасные места – одна из главных причин орфографических ошибок. Если учащиеся не замечают мест, где нужно применять правила, то естественно и не обращаются к ним и пишут наугад.
Когда нужно начинать работу над орфографической зоркостью: до или после изучения орфографических правил?
По-разному.
В одних случаях целесообразно сообщить правило, и на основе указанных в правиле опознавательных признаков орфограмм тренировать и в обнаружении орфограммы и в выборе нужного знака.
Но для некоторых орфограмм, правила для проверки которых изучается только в 3-4 классах, работу над орфографической зоркостью нужно начинать гораздо раньше. (К таким орфограммам относятся безударные гласные в корне, окончании, суффиксе, парные звонкие и глухие согласные и др.) Учить обнаруживать такие орфограммы нужно гораздо раньше: еще в период обучения грамоте. Потому школьники сначала должны узнать об «опасных» при письме местах, научиться их находить в словах, а потом приступить к знакомству с орфографическими правилами для написания знаком на «опасных местах».
|
2.
Система работы по формированию орфографической зоркости должна протекать в несколько этапов.
1 этап – знакомство с признаками «опасных мест» в предложении: заглавная буква, точка, пробелы между словами; умение обнаруживать эти «опасные места» и писать по правилу (схематически, в буквенной записи).
2 этап – знакомство с опасными местами в слове: «опасные гласные», к которым относятся безударные звуки а и и, парные согласные на конце слова и перед другим согласным. Возможет вариант: «опасные места» - где написание не совпадает с произношением (узкое понимание),
3 этап – тренировочные упражнения, направленные на обнаружение «опасных мест» в предложении и слове.
Рассмотрим подробнее работу на 2 и 3 этапах.
Знакомство с «опасными местами» у гласных (Кузьменко, НШ, 1992, 9-10)
Основой для знакомства является наблюдение за звучанием и написанием слов, в которых один и тот же гласный звук может обозначаться разными буквами.
Чтобы познакомить детей с понятием «опасное место», предложим им понаблюдать за словами «сосна» и «насос».
Просим их произнести и послушать каждое слово, найти в нем ударный слог, назвать безударные гласные в каждом слове. Эти звуки одинаковы. Обозначим их одним звуковым значком. Далее просим детей посмотреть, как написаны эти слова.
Наблюдая, дети обнаруживают, что этот звук обозначен разными буквами.
А
А
О
Делается вывод: Гласному звуку А нельзя доверять, он может посылать на работу разные буквы, установить, какую из них нужно выбрать, мы пока не можем. Этот безударный гласный - «опасное место». Аналогично дети знакомятся с опасным местом на месте звук И.
|
Когда умение обнаруживать орфограммы гласных начнет складываться, нужно провести аналогичную работу с парными по глухости-звонкости согласными. До этого момента должны быть изучены буквы для обозначения нескольких пар.
Работа над «опасными местами» согласных – самостоятельно по методическому пособию М.С. Соловейчик «Обучение грамоте» (сайт «Гармония»).
Для развития орфографической зоркости проводятся две группы упражнений.
1 группа упражнений – упражнения при восприятии материала на слух.
2 группа - упражнения при зрительном восприятии текста.
Самостоятельно!
Упражнения при восприятии материала на слух.
1. Определить, есть ли опасные места в произнесенном слове.
Игры: Найди «опасное место».
- Я буду произносить слово, а вы хлопните, как только услышите звук, которому нельзя доверять.
- «Светофор». Покажите красный сигнал светофора, как только найдете опасное место.
- «Зажги маячок». Под схемы-модели кладутся красные кружочки под «опасными» местами Как будете находить «опасные» места?
2. Фонетико-орфографический разбор: дорожка
- составление звуковой схемы слова из карточек-фишек; в ней на месте тех мест, которые опасны при письме кладутся красные кружочки;
- схема чертится карандашом, тогда опасные места помечаются ручкой точками.
3. Печатание отдельных слов с пропусками «опасных мест» по следам фонетико-орфографического разбора.
Составляется звуковая схема, выясняются опасные места. (Звук безударный, это опасное место, обозначить буквой не могу, оставляю пропуск.)
Такое письмо включает три такта: сначала строится схема-модель, затем в схеме-модели находится опасное место, а затем неопасные места обозначаются буквами, на месте опасного места оставляется пропуск.