Тема: ПАПА, МАМА, Я - ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ. 1 класс
Цели:
- содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;
- способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей и родителей, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогов школы;
- показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению.
Участники: учащиеся-первоклассники, классный руководитель, родители первоклассников, школьный библиотекарь, школьный психолог.
Подготовительная работа:
1. Предварительное анкетирование учащихся и его анализ по следующим вопросам:
Что ты больше любишь?
а) Читать сам;
б) слушать чтение взрослых;
в) смотреть телевизор.
Как ведут себя родители во время твоего чтения?
а) Хвалят тебя;
б) ругают.
Читают ли в вашей семье книги вслух?
а) Читают;
б) не читают.
Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?
а) Да;
б) нет.
2. Предварительное анкетирование родителей и его анализ по тем же вопросам:
Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
а) Читать сам;
б) слушать чтение взрослых;
в) смотреть телевизор.
Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
а) Хвалите;
б) ругаете.
Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
а) Да;
б) нет.
Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
а) Да;
б) нет.
3. Подготовка конкурсных заданий библиотекарем, классным руководителем.
4. Составление памятки для учащихся и их родителей.
5. Оформление приглашений родителям на собрание.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) памятки для детей и родителей;
2) запись на доске темы собрания, русских народных пословиц и поговорок:
|
· Испокон века книга растит человека.
· Дом без книги что, без окон.
· С книгой жить - век не тужить.
· Вслед за книгой умом двигай.
2. Набор «сказочных» вещей: туфелька, стрела, сапог, яйцо, невод с рыбкой, телефон, банка с вареньем, корзина с пирожками.
3. Два комплекта игры «Литературное домино».
Русская народная сказка | «Фантазеры» | Н. Носов | «Красная Шапочка» |
Ш. Перро | «Вот какой рассеянный» | С. Маршак | «Мойдодыр» |
К. Чуковский | «Цветик- семицветик» | В. Катаев | «Чей нос лучше?» |
В. Бианки | «У лукоморья дуб зеленый...» | А. С. Пушкин | «Колобок» |
Разрезается на прямоугольники по жирным линиям.
4. Выставка детских книг из школьной библиотеки;
5. Выставка детских рисунков на тему «Мои любимые сказки».
Ход собрания
I. Организационная часть.
Участники собрания входят в класс и рассаживаются, образуя один большой круг.
Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.
II. Сообщение классного руководителя «Как приобщить ребенка к чтению».
Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка - она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Самостоятельное чтение ребенком книг доставляет ему много впечатлений, открывает глаза на мир, заставляет задумываться над вопросами жизни, отношениями людей. Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого. Во время чтения ребенок остается наедине с самим собой. То, о чем он читает, глубоко переживается им, он может вернуться к понравившемуся ему эпизоду, к полюбившемуся герою.
|
В практике же воспитания детей в семья довольно часто применяются рассказ родителей, беседа, а осознанное отношение к чтению книг встречается реже, в то время как чтение ребенка должно занимать существенное место в воспитании.
Сегодня мы рассмотрим методы и приемы, которые помогают приобщать ребенка к чтению, к книге.
Ребенок в семье должен видеть любовь отца, матери и других членов семьи к чтению. Если ребенок видит, что в семье любят книги, много читают, то и для него встреча с книгой будет радостной.
Приобщение ребенка к чтению будет более успешным, если в семье сложится замечательная традиция коллективного чтения книг вслух, обсуждения прочитанных книг.
Чтение вслух - вообще важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребенка, обучает его умению формулировать мысль и говорить, правильно ставить ударение; развивает речевые данные, учит культуре речи.
Ясно, что чтение вслух требует усилий от взрослых, их желания потратить время на собственных детей и осознания, что эффект воспитания складывается из таких вот «мелочей», которые оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка.
Малыш еще не умеет читать, ходит за родителями и просит почитать. Нельзя отмахиваться от ребенка, выговаривать ему: «Как же ты мне надоел со своими книжками, читай да читай, как будто у меня других дел нет». Такой раздражительный тон родителей по поводу просьбы ребенка может задержать процесс воспитания у него любви к книгам, отлучить его от чтения на долгое время, а иногда и навсегда.
|
Нередко в семьях можно встретиться с таким явлением: ребенок научился читать, а читать сам не хочет. Как тут быть? К умению читать надо добавить желание читать, радоваться каждой встрече с интересной книжкой. Эта радость будет полной, когда для всех членов семьи встреча с книгой является праздником, когда ребенок в семье не только потребитель духовной пищи, но и творец духовного общения: читают в семье интересную книжку по очереди, подбадривают еще неумелого младшего чтеца; устраивают среди детей конкурсы чтения с небольшими домашними подарками - сувенирами (поделками из природных материалов и др.). Ребенок, у которого еще не развился интерес к чтению, должен быть в центре внимания семьи.
Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребенку самому дочитать рассказ или всю книгу. С этой же целью можно обратиться к ребенку с просьбой почитать, когда взрослые заняты делами (вяжут, шьют) или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сестры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, грамотного и выразительного чтения на совместных вечерних встречах с книгой особенно дорог малышу своей близостью сопереживания.
Классный руководитель сообщает о результатах анкетирования.
III. Сообщение школьного психолога о развитии воображении и творческого мышления у детей в ходе обсуждении прочитанного.
• Во время чтения ребенок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если ребенок после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление, будет делать и другие пометки о прочитанных книгах в особой тетради.
Поговорим о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в самом ходе обсуждения прочитанного.
• Сначала еще раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами, и если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребенка, чтобы он вынес из текста одну-единственную «мораль». Может быть, ребенок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, - не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришел' самостоятельно. Однако пусть ребенок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий.
• Помните при этом, что подлинное понимание - процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребенка радости «сотворчества».
• Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести новое содержание к набору готовых схем и оценок, помогите ему проявить воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного «экспериментирования». Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребенок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же «экспериментировать» с текстом? Предложите ребенку поиграть в игру «А если...». Вы заменяете какого-либо героя произведения или какое-либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребенок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесенные вами изменения. Вы же, в свою очередь, указываете ребенку на те противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит его слишком далеко от исходного сюжета. Вот, например, вы обсуждаете с ребенком рассказ В. Осеевой «Отомстила»:
• А что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?
• Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет ее краски трогать.
• А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алешу бросалась. Могла бы она его сразу простить? И т. д.
«Экспериментируя» с содержанием текста, ребенок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи сдругими. Все это формирует у дошкольников новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.
Дети особенно любят сказки. Ведь во всякой сказке есть элемент действительности. Сказки помогают разобраться в характерах людей, лучше познать жизнь. Особенно нравятся детям сказки о животных. Период, когда дети любят сказки, очень важен для формирования чувств ребенка: не надо спешить утешать ребенка, если он из жалости к кому-то из героев расплакался. Некоторые родители, утешая ребенка, начинают приговаривать, что это ведь только в книжке написано, а в жизни не так, что не следует по этому поводу расстраиваться. Тем самым родители подрывают веру ребенка в книгу, в то, что в ней написано. Дети в подобных случаях привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрагиваются их чувства. Позже такие родители сами начинают удивляться, как могло случиться, что ребенок вырос бесчувственным, равнодушным ко всему.