Как же следует собирать семейную библиотеку, каково должно быть участие в ней детей?
С самых ранних лет важно научить их ценить и любить книгу. В доме всегда найдутся старые книги, и родителям не надо жалеть времени на то, чтобы вместе с ребенком отремонтировать их: подклеить оторвавшиеся страницы, обернуть книгу в бумажную обложку, красиво написать название и имя автора.
Начальная школа - время детской открытости, и в эту пору детям надо помочь продолжить их отношения с книгой и домашней библиотекой, которая может оказаться похожей на школьную или районную, куда ваш ребенок записался вместе со всем своим классом.
Личные книги ребенка можно как-то выделить в домашней библиотеке, отвести для них определенное место, но их нельзя отделять нравственно от взрослых книг. Напротив, следует всячески подчеркивать, что детские книги - составная часть семейной библиотеки.,
Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства, участвовать в формировании круга чтения своего ребенка, как бы разжигать аппетит к важным для каждого человека книгам. И когда аппетит этот появился, смелее подводите ребенка к книжным шкафам, помогайте снять с полки нужную книгу. Есть такое прекрасное занятие - рыться в книгах. Рыться в книгах собственной библиотеки желательно с участием собственных детей. О книгах любимых рассказывать с восхищением, подвигая ребенкак мысли, что его ожидает величайшее из наслаждений - прочитать эту или вот эту книгу.
V. Конкурс «Папа, мама, я - читающая семья».
Классный руководитель предлагает родителям и детям проверить свои знания и умения по прочитанным книгам детской тематики в игре.
Ход игры
Родители и дети образуют по две команды.
Ученик читает стихотворение:
Не наяву и не во сне.
Без страха и без робости.
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, то есть страна
Литературия.
• Конкурс для обеих команд учащихся «Продолжай...».
Каждая команда детей хором должна продолжить стихотворение, первую строчку которого читает учитель.
Задание для первой команды (читаются первые строки из стихотворений Агнии Львовны Барто)
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
(«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду»)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
(Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
(Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.)
Задание для второй команды (читаются первые строки четверостиший Самуила Яковлевича Маршака):
Эй, не стойте слишком близко..
(Я тигренок, а не киска.)
Дали туфельки слону,
Взял он туфельку одну
(И сказал: «Нужны пошире
И не две, а все четыре».)
Бедный маленький верблюд!
Есть ребенку не дают:
(Он сегодня съел сутра
Только два таких ведра.)
• Конкурс для обеих команд учащихся «Чьи это вещи?».
Каждая команда детей получает вещи, принадлежащие сказочным героям, и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений, кому принадлежат эти вещи. Командам вручаются следующие вещи:
1. туфелька («Золушка» III. Перро);
2.стрела (русская народная сказка «Царевна-лягушка»);
3.сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро);
4.яйцо (русская народная сказка «Курочка Ряба»);
5.невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина);
6.телефон («Телефон» К. И. Чуковского);
7.банка с вареньем («Малыш и Карлсон» А. Линдгрен);
8.корзинка с пирожками (русская народная сказка «Маша и медведь»).
• Конкурс для обеих команд учащихся «Найдите автора».
Каждая команда получает набор карточек «Литературного домино».
Побеждает та команда, которая быстрее составит верную цепочку из карточек домино.
• Конкурс для обеих команд родителей «Узнайте по описанию».
Классный руководитель или библиотекарь зачитывают каждой команде по очереди характеристику и описание поступков действующего лица книги; через 3 секунды игроки должны назвать его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.
Используются следующие характеристики:
1.«Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво - дивное, усовершенствовал диковинку заморскую - подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его ничего хорошего не ожидало».
Автор книги говорил: «Там, где стоит имя этого героя, надо читать - «русский народ».
Ответ: Левша. Н. Лесков. «Левша».
2.«Странное плавающее существо: получеловек - полулягушка, с серебристой чешуей, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. По когда это существо снимало очки и перчатки, то выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша 20 лет. Однако в своем получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище».
Ответ: Ихтиандр - Морской Дьявол. А. Беляев. «Человек- амфибия».
3.«Внешность этого человека была необыкновенной. Он был одет в глухой костюм, голова его была покрыта несколькими слоями бинта, на глазах - черные очки, розовый нос блестел так, как будто он был сделан из папье-маше, на руках надеты плотные перчатки. Этот человек был великим изобретателем, но его открытия не принесли счастья, ни ему, ни человечеству, хотя он мог творить пристине чудеса»,
Ответ: Гриффин Г. Уэллс «Человек – невидимка»
4.«Молодой человек 18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в семнадцатом веке видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарское, галантное отношение к дамам, он не лишен юмора, остроумия, хитрости, сообразительности».
Ответ: Д'Артаньян. А. Дюма. «Три мушкетера».
5.«Молодой туземец, родом из Южной Африки. Был приговорен к смерти, но спасен человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя».
Ответ: Пятница. Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
6.«Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного гам. Она была «...вся сплошь черная как чернила, но с отметинами, видными на свету, точно легкий узор на муаре. Никто в джунглях не захотел, встать ей поперек дороги, ибо она была хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, а шкура мягче пуха...».
Ответ: Багира. Р. Киплинг. «Маугли».
7.«...Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит... Коса иссиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые... А одежда такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладь...».
Ответ: Медной горы хозяйка. П. Бажов. «Уральские сказы».
8....Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей;
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода...
Ответ: Черномор. А. Пушкин. «Руслан и Людмила».