Логистический подход к управлению запасами




Различные логистические операции, такие как складирование, транспортировка, погрузка, разгрузка транспортных средств, упаковка, маркировка, комплектация, внутреннее перемещение, направлены на преобразование материального запаса и осуществляются в рамках логистической инфраструктуры. К числу типичных объектов логистической инфраструктуры относятся производственные предприятия, склады, погрузо-разгрузочные терминалы, магазины розничной торговли, транспортные средства, а также средства информационного обмена. Приступая к формированию инфраструктуры, необходимо определить количество и местоположение каждого типа объектов, нужных для исполнения функций логистики, а также установить, сколько и каких запасов следует держать на каждом объекте и где размещать заказы клиентов на поставку. Эффективность логистики, в частности управление запасами, напрямую зависит от инфраструктуры.

Для того чтобы логистика максимально достигала стратегических целей (товарно-материальные запасы нужного качества, поступающие в нужное место, время при наименьших общих издержках), все ее функциональные звенья должны работать на основе интеграции. Успехи в каждом звене имеют смысл только, когда они способствуют повышению эффективности интегрированной системы логистики в целом (критерий оптимальности Парето).

Главная задача интегрированной логистики заключается в координации всех передвижений запасов, придающих им дополнительную стоимость. Наибольший экономический эффект от реализации интегрированного подхода к управлению запасами может быть достигнут при наличии своевременной и достоверной информации о текущем уровне запаса, надежным прогнозом величины спроса, что обеспечивается современными информационными технологиями. Таким образом, основной интегрирующий фактор - информация.

Весь массив логистической информации образует два основных потока: координационный и оперативный. Предназначение первого состоит в интеграции отдельных операций в фирме, без которой сохраняются условия для непроизводительного использования ресурсов и образования избыточных запасов. Информационные потребности второго типа диктуются необходимостью организовать получение, обработку и доставку запасов так, как это требуется для исполнения заказов клиентов и для закупок. Уникальное свойство запасов заключается в том, что они являются неотъемлемой частью планирования/координации и оперативной деятельности.

Размещение запасов говорит о том, когда, в каком составе и куда должны поступать запасы. Управление же ими сводится к использованию поступающей информации для строгого выполнения планов логистики.

Интеграционные процессы в логистике являются доказательством исследований и открытий М.Портера в области экономической конкуренции. Согласно этому специалисту конкурентоспособность фирмы обеспечивает эффективное использование ресурсов (продуктивность) при создании ценности. Источники конкурентного преимущества находятся как во внутренней среде, в организации ею всего процесса производства - создания товара (ценности), так и во внешней среде. Таким образом, интеграция может быть внутренняя (внутрифирменная) и внешняя (межфирменная).

 

Рассмотрим первый вид. Логистический менеджмент связан со всеми функциональными областями менеджмента в процессах управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции. В процессе взаимодействия с производственным менеджментом решаются три основные группы задач по проектированию внутрифирменной логистической системы:

· в части ее технологической составляющей (складское и тарное хозяйство, внутрипроизводственный транспорт, подъемно-транспортное оборудование);

· в рамках внутрипроизводственной логистики (управление запасами материальных ресурсов, промежуточного продукта и готовой продукции в технологическом процессе производства);

· в сфере внешней логистики (снабжение предприятия материальными ресурсами и сбыт готовой продукции; логистический сервис, доставка, послепродажное обслуживание).

Тесная координация логистического обеспечения и производственной стратегии приводит к следующим результатам:

· нужный ассортимент запасов в необходимом месте в необходимое время;

· согласованность в передвижениях внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную доставку в соответствии с экономическими требованиями;

· синхронность работ складского хозяйства, упаковки и транспорта позволяет минимизировать расход сырья, снизить запасы в производстве и запасы готовой продукции.

Взаимодействие с маркетинговым менеджментом основано на решении следующих вопросов:

· требования к упаковке (привлекательный внешний вид упаковки и наличие полной информации о товаре дает возможность выделить его среди товаров-аналогов, также нужно учитывать, что она должна защищать товар от повреждений в процессе транспортировки и грузопереработки);

· рациональные решения по транспортировке, складированию, грузопереработке и управлению запасами (расширение возможностей маркетингового ценового маневра способствует сокращению логистических издержек);

· выбор места сбыта готовой продукции (розничные торговцы лучше знают потребности потребителей, однако оптовики более предсказуемые партнеры и эффективнее управляют запасами).

Взаимовлияние логистического и финансового менеджмента проявляется в следующих чертах:

· эффективность логистических решений оказывает влияние на объем и оборачиваемость оборотного капитала фирмы, поскольку значительную долю оборотных активов составляют денежные средства, вложенные в материальные запасы;

· в системе логистического менеджмента формируется оперативная информация о перемещении товарно-материальных ценностей и о дебиторской задолженности перед поставщиками и потребителями, которая затем используется в системе бухучета;

· система бухгалтерского учета способствует выделению, анализу и контролю основных составляющих издержек в логистической системе для принятия эффективных управленческих решений в системе логистического менеджмент.

Следует также подчеркнуть далеко не последнюю роль менеджмента качества при управлении процессами на всех стадиях жизненного цикла изделий, начиная от проектирования продукта и заканчивая послепродажным обслуживанием.

Что касается межфирменной интеграции, все большее развитие получает концепция Supply Chain Management. Это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя. Реализованные проекты по внедрению концепции SCM показали возможность снижения уровня запасов до 60% (в основном за счет страховых запасов). Как правило, различают два наиболее распространенных типа кооперации:

· в области закупок (Procurement Supply Networks - логистические сети закупок) - транспортные, складские и дистрибьюторские фирмы;

· в области производства (Production-Nransport Supply Networks- производственно-логистические сети) - к выше перечисленным добавляются производственные предприятия.

Дальнейшее развитие концепции SCM приводит к созданию новой формы кооперации в виде виртуальных предприятий (ВП).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: