ГЛАВА 4. Персонал организации.
Производительность труда
В наиболее общем виде понятие “персонал организации” охватывает всю совокупность наемных работников данного предприятия, выполняющие совершенно определенные задачи.
Персонал организации – это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. В таких отношениях могут состоять не только наемные работники, но и физические лица–собственники или совладельцы организации, если помимо причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что принимают участие в деятельности организации своим личным трудом. Персонал организации – это совокупность постоянных работников, которые получили необходимую профессиональную подготовку и (или) имеют опыт практической работы.
С практической точки зрения, персонал представляет собой важнейший ресурс организации, требующий в силу своей специфики, особого подхода и умения в управлении.
Классификация и структура персонала
В зависимости от характера участия в процессе создания материально-вещественных благ, персонал организации делится на производственный и непроизводственный.
Производственный персонал задействован в процессе создания материально-вещественных благ, продукции организации. К непроизводственному персоналу относятся работники структур, которые хотя и находятся на балансе организации, но не связаны непосредственно с производством: жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурная сфера, учебные заведения.
Поскольку многие организации кроме своей основной деятельности выполняют функции, не соответствующие их назначению, производят непрофильную продукцию, производственный персонал в свою очередь делится на промышленный – персонал основной деятельности и непромышленный – персонал, занятый в производстве продукции и услуг не основных видов деятельности. Основой персонала любой организации, его главной составляющей является промышленно-производственный персон (ППП).
|
По целевому назначению в составе промышленно-производственного персонала выделяют следующие категории работников:
1. Рабочие – работники, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей. В аналитических целях всех рабочих можно разделить на основных – физически участвующих в процессе превращения предметов труда в готовую продукцию, и вспомогательных – создающих условия для организации и обслуживания производственных процессов.
2. Руководители – работники, занятые в управлении организацией в целом или ее структурными подразделениями. Руководители – менеджеры, обладающие неограниченными полномочиями (юридическим правом на принятие управленческих решений) на своем уровне управления. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления и функциональных руководителей – реализующих отдельные функции управления. Кроме того, руководители могут различаться по уровню управления – высшего, среднего, низового (первичного) уровня.
3. Специалисты – работники, также занятые в управлении и опосредованно участвующие в процессе создания материальных благ. Принципиальное отличие специалистов от руководителей заключается в характере полномочий – у специалистов эти полномочия ограничены той сферой управления, где заняты работники. Выделяют функциональных специалистов, результатом деятельности которых является управленческая информация (референты, экономисты, финансисты, маркетологи и т. д.) и специалистов-инженеров (инженерно-технический персонал), результатом деятельности которых является конструкторско-технологическая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы, строители, проектировщики и т. д.)
|
4. Служащие – работники, также участвующие в управлении, но в отличие от руководителей и специалистов, не обладающие полномочиями, т. е. выполняющие вспомогательные функции в процессе управления, осуществляющие подготовку и формирование документации, учет и контроль.
5. Младший обслуживающий персонал – работники, обеспечивающие санитарно-гигиенические условия труда.
6. Охрана – работники, обеспечивающие сохранность ценностей и безопасность работы организации и ее сотрудников.
Структура персонала – это соотношение различных категорий работников в их общей численности. Структура персонала организации индивидуальна и определяется различными факторами, в том числе и характером выпускаемой продукции, уровнем механизации и автоматизации процессов.
Структура персонала также может определяться не только по целевому назначению работников, но и по полу, возрасту, уровню образования, стажу, профессии, специальности, квалификации.