Режиссер – творческий работник, осуществляющий постановку драматических или музыкальных произведений на сцене. В современном театре такой режиссер называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком театрализованных представлений. Режиссер возглавляет весь процесс работы коллектива над созданием театрализованного представления. Важнейшая часть деятельности режиссера - работа с актёром, направленная на развитие дарования исполнителей применительно к каждой роли.
Творчество в театре начинается со строительства коллектива. Вы можете начать объединять людей вокруг определенного идейно-художественного повода, т. е. вокруг театрализованного представления, которое берёте в работу. Главное здесь создание творческой атмосферы на репетиции, в повседневной рабочей жизни коллектива.
В процессе формирования коллектива должны учитываться следующие моменты:
1) Установить атмосферу взаимного уважения и доверия.
2) Обеспечить индивидуальный подход к каждому и в то же время держать равенство всех перед руководством. Не забывать о педагогическом такте при оценки игры и поступков участников, развивать и укреплять в каждом чувство человеческого достоинства.
3) Проявлять одинаковое отношение ко всем участникам коллектива в сочетании с подлинной заинтересованностью их человеческой и творческой личностью, жизнью, судьбой. Не следует быть с участниками на короткой ноге или с отдельной группировкой, это порождает обиды, ссоры, портит отношения в коллективе.
4) Проявлять страстное отношение к делу, увлеченность работой, влюбленность в материал – это сразу передается коллективу.
5) Добиться четкого расписания и четкого выполнения требований.
7) Внедрять основные элементы театральной этики. Нет серьезных и несерьезных ролей, с точки зрения отношения к ним. В сценарии все важно, а особенно уважение к искусству, уважение к делу. Итог - это тот результат -«люби искусство в себе, а не себя в искусстве» раскрытие смысла слов Станиславского.
К.С. Станиславский установил основные функции режиссера:
· понимание пьесы,
· поиск необходимого зрелищного решения,
· подчинение работы актеров сценическому замыслу.
Главная функция режиссера выражается в руководстве сценическим поведением актера. Поэтому сам режиссер должен обладать способностью наблюдать жизнь также и актерским способом, г.е. уметь пропускать наблюдаемое через себя и творчески воспроизводить его средствами актерского искусства.
Основные функции режиссера:
1. Режиссер-администратор, который может вести спектакль, поддерживать систематическую работу и порядок.
2. Режиссер-постановщик -это тот, кто умеет говорить с декоратором, с рабочими, тот, кто может провести в жизнь свою или чужую постановку.
3. Режиссер-литератор - может повести пьесу или спектакль по верной литературной линии.
4. Режиссер-художник, сам может создать художественную сторону спектакля.
5. Режиссер-психолог - может верно провести внутреннюю линию, а так же найти подход ко всем участникам коллектива.
6. Режиссер-учитель поправляет и воспитывает актеров.
Творчество актера является основным материалом в искусстве режиссера. Если актеры не мыслят, не творят и не чувствуют, режиссеру не из чего создавать представление, ибо у него в руках нет нужного материала. Отсюда вытекают и следующие задачи режиссера:
1. Вызвать в актере творческий процесс
2. Непрерывно поддерживать и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом театра
3. Согласовать результат творчества каждого актера с результатом творчества остальных исполнителей
Отношения между режиссером и актером в процессе работы строится на основе их творческого взаимодействия.
Задачи режиссера - добиться от исполнителя не механического выполнения своих требований, а подлинного творчества, вызвать у актера интерес познания к действительности. Режиссер должен помочь актеру верный путь к желаемому результату, подсказывая ему не чувства и не форму их выражения, а действия. Любое режиссерское задание может быть сделано в форме показа, объяснения или «подсказа».
В процессе режиссерского замысла принято различать три репетиционных периода - «застольный», в «выгородке», на сцене.
1. Застольный период состоит из 2-х этапов: 1.) беседа, в ходе которой режиссер знакомит актеров с основными элементами своего замысла и совместно с актерами разбирает материал; 2.) действенный анализ представления: выясняются конфликты, нащупываются подтексты, общение между партнерами.
2. Репетиции в выгородке могут строится на основе этюдного метода, в условиях временной сценической обстановки, которая приблизительно воспроизводит будущее оформление спектакля. На этом этапе происходит поиск мизансцен.
3. В это время осуществляется окончательная отделка представления, согласовываются все элементы: актерская игра, внешнее оформление, выразительные средства: свет, грим, костюмы, музыка, шумы и т. д. Результат этой работы проверяется и закрепляется на генеральных репетициях.
Вахтангов писал: «Режиссер - член большого коллектива. Но даже самый молодой и неопытный режиссер-педагог, руководитель. Участники могут жаловаться на нетворческую атмосферу, режиссер - нет. Он обязан ее создавать. Жалобы на неорганизованность, бесплановость, расхлябанность в устах режиссера - это жалоба на себя. Бранить пьесу, которую театр взял на постановки - значит бранить себя. Сетовать на неправильное распределение ролей - значит сетовать на собственную беспринципность. У режиссера большие права. Их не надо уступать. Уступил режиссер право на назначение на роль - его немедленно берут в руки актеры. Уступил право определить зрителей, образ спектакля - его возьмет художник. Авторитет... В погоне за авторитетом он избирает парой слишком короткий путь. Копеечная популярность у обязательной для всякого театра группы недовольных, ничего общего с авторитетом не имеет».
Товствоногов говорил, что режиссер должен быть широко образованным человеком. Он обязан хорошо разбираться в музыке, изобразительном искусстве, технике театра и даже в хозяйственных и организационных вопросах. И в то же время режиссер совсем не обязан уметь писать пьесы. Режиссер должен уметь играть на человеческой душе артиста. Он должен играть так, чтобы вместе с артистом и через него находить отклик в душах зрителей. Передавать авторские и свои человеческие чувства через чувства другого человека, артиста, третьим лицам, зрителям, этот сложный двойной контрапункт требует глубокого знания психологии человека, его душевного движения.