Интерпретация рисунка семьи




Интерпретацию рисунка условно разделим на три части:

1. Анализ структуры рисунка семьи.

2. Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи.

3. Анализ процесса рисования.

 

 

1. Анализ структуры рисунка семьи

Сравнение состава нарисованной и реальной семьи. Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. По нашим данным, около 85% детей 6-8 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, в рисунке изображают ее полностью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, т. е. за этим почти стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: вообще не изображены люди; изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко. За такими реакциями чаще всего кроется:

А) травматические переживания, связанные с семьей;

Б) чувство отверженности, покинутости (поэтому Такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семьи);

В) аутизм;

Г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;

Д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

В практической работе чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи «забывая » нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую для него эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто на рисунке отсутствуют братья и сестры, что связано с наблюдаемыми в семье ситуациями конкуренции.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуются братья и сестры, чье влияние в семье ребенок стремиться уменьшить). Например, девочка И., восьми лет, нарисовала себя, а рядом маленького зайчишку. Свой рисунок она объяснила следующим образом: «Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он не умеет ходить». На вопрос: кого тебе напоминает зайчик? – девочка ответила, что он похож на сестричку, которой нет еще годика и которая не умеет ходить. Таким образом, в рисунке И. Обесценивает свою сестру, осуществляет против нее символическую агрессию.

Случается, что ребенок вместо реальной семьи рисует семью зверят. Например, мальчик 7 лет Н., ощущающий отвержение, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, на рисунке изобразил только маму и папу, а рядом нарисовал семейство зайцев, которое по составу идентично семье Н. Таким образом, в рисунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя), тем самым выразил и сильное стремление к теплым эмоциональным контактам, ощущению общности (изобразил близкий контакт семейства зверушек).

Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие на рисунке «я» более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. Презентация в рисунке только «я» может указывать на различное психическое содержание, в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна и позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с несформированным чувством общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя свойственна маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда – аутистических тенденций.

Информативным является и увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей: они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Выражением потребности в равноправных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т.п.). Презентация более маленьких детей указывает на неудовлетворенные аффилиативные потребности, желание занять охраняющую, родительскую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию может дать и дополнительно к членам семьи нарисованная собачка, кошка и т. п.).

Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях - на символьное разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

Расположение членов семьи. Оно оказывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Сам анализ расположения по своему содержанию созвучен с проксимической оценкой группы людей, с той разницей, что рисунок - это символическая ситуация которой зависит только от одного человека - автора рисунка. Это обстоятельство делает необходимым (как и при других аспектах анализа) различать, что отражает рисунок - субъективное реальное (воспринимаемое), желаемое, то, чего ребенок боится, избегание и т. д.

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности является индикатором психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенность членов семьи)

Могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность такой попытки).

Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а один или несколько лиц - отдельно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.

Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделять психологические микроструктуры семьи, коалиции. Так, например, мальчик П., 6 лет нарисовал себя рядом с отцом и в отдельной группе - мать с сестрой, иллюстрируя таким образом существующую в этой семье конфронтацию на почве ролевых несовпадений «мужественности » и «женственности».

Как указывалось ранее, ребенок может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физических расстояний. То же значение имеет и отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи. Такие презентации указывают на слабость позитивных межперсональных отношений.

2. Анализ особенностей нарисованных фигур

Особенности графических презентаций отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона - об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об образе «я»

Ребенка и его половой идентификации и т. д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обратить внимание на следующие моменты графических презентаций:

1.Количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2.Декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, бант, карманы, ремни, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.

3.Количество использованных цветов для рисования фигуры.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большом количестве частей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет большей схематичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и образе «я » рисующего можно судить на основе сравнений величин фигур, особенностях презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако, иногда соотношению величин членов семьи - семилетний ребенок может оказаться выше и шире своих родителей и т. д.

Это объясняется тем, что для ребенка (как и для древнего египтянина) величина фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование. Так, например, в рисунке девочке 6 лет Н. мама нарисована на одну треть больше отца и вдвое больше других членов семьи. Для этой семьи была характерна большая доминантность, пунитивность матери, которая являлась истинно авторитарным руководителем семьи. Неготовые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя. Это может быть связано:

А) с эгоцентричностью ребенка;

Б) с решением Эдипова комплекса, когда ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента».

Значительно меньшими, чем другие члены семьи, себя рисуют дети, которые:

А) чувствуют свою незначительность, ненужность и т. п.;

Б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.

Иллюстрацией этого положения может служить рисунок мальчика Я. шести с половиной лет. В рисунке семьи он нарисовал себя ненатурально маленьким, к тому же, почти вдвое меньше, чем нарисовал себя в других ситуациях. Аналогичная трансформация свойственна и его поведению. Активный в группе детского сада, мальчик занимал позицию «малыша» дома. Тут он использовал свою плаксивость, беспомощность как средства привлечения внимания родителей.

Вообще, при интерпретации величин фигур психолог должен обратить внимание только на значительные искажения, а при оценке величин фигур исходить из реального соотношения величин (например, семилетний ребенок в среднем на 0,3-0,35 ниже своего родителя).

Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности.

При анализе особенностей презентаций членов семьи следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела. Дело в том, что отдельные части тела связаны с определенными формами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т. д. Особенности их презентации могут указывать на определенное, с ними связанное чувственное содержание.

Коротко проанализируем самые информативные в этом плане части тела.

Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями.

Голова - центр локализации «я »,интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо - самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети 3 лет в рисунке обязательно рисуют голову, некоторые части лица. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность аутизм. Если при рисовании других членов семьи пропускают голову, черты лица или штрихуют все лицо, то это связано с конфликтными отношениями сданным лицом, враждебным отношением к нему.

Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к нем. Однако, надо иметь в виду, что дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный «штамп » в их рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражение лица значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. В этом случае можно полагать, что ребенок сознательно или бессознательно использует это как выразительное средство – это свойственно детям младше шести лет. Например, мальчик 3 лет Р., последний сын в семье, имеющий в отличие от своих братьев физический дефект, и не такой, как они, успевающий в учебе и спорте, в рисунке выразил свое чувство неполноценности, изображая себя значительно меньше, с опущенными краями губ вниз. Эта графическая презентация «я » явно отличалась от других членов семьи - больших и улыбающихся.

Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, изображают больше деталей. Они замечают, что матери много времени уделяют уходу за лицом, косметике, и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию девочки. В рисунке мальчика этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои недостатки формированием стереотипов женского поведения.

Презентация зубов и выделение рта – черты у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Существует закономерность, что с возрастом детей рисование человека обогащается все новыми деталями. Дети 3,5 лет большинстве рисуют «головонога», а в 7 лет - презентируют уже богатую схему тела. Каждому возрасту свойственны определенные детали, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом. Если, скажем, ребенок 7 лет не рисует одной из этих деталей: головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног - на это надо обратить внимание. Примером могут быть рисунки мальчика 7 лет Г.

Он никогда не рисовал нижней части тела. В беседе с родителями выяснилось, что им большую тревогу внушал интерес Г. к своим половым органам. Несколько раз он был даже наказан за такую «познавательную » деятельность, которую родители восприняли как мастурбацию. Такое поведение родителей индуцировало у ребенка чувство вины, отрицание функций нижней части тела, что повлияло на его образ «я ».

У детей старше 5,5 – 6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины - треугольной, или половые различия выражаются другими средствами. Если ребенок рисует себя также, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить о его адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур (например, сына и отца) можно интерпретировать как показ стремления быть похожим на это лицо, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

3. Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

А) последовательность рисования членов семьи;

Б) последовательность рисования деталей;

В) стирание;

Г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям фигуры;

Д) паузы;

Е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования, в общем, реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализации чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка для ребенка. Интерпретация процесса рисования требует творческого включения всего практического опыта психолога, его интуиции. Несмотря на большой уровень неопределенности, как раз этот уровень анализа часто дает наиболее содержательную, глубокую, значимую информацию.

В своем анализе наметим лишь некоторые общие тенденции.

По данным А.Л.Венгер, около 38% детей первой рисуют фигуру матери, 35% - себя, 17% -отца, 8% - братьев и сестер. Как при рассказе ребенок начинает с главного, так и в рисунке первым изображает наиболее значимого, главного, или наиболее эмоционально близкого человека. Такое частотное распределение, наверное, обусловлено тем, что в нашей культуре мать часто является ядром семьи, выполняет наиболее важные функции в семье, больше времени бывает с детьми, больше чем другие уделяет им внимание. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентричностью как возрастной характеристикой. Исходя из этого, последовательность рисования более информативна в тех случаях, когда ребенок в первую очередь рисует не себя и не мать, а другого члена семьи. Чаще всего это наиболее значимое лицо для ребенка или человек, к которому он привязан.

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.

Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графической презентации фигур. Если первой нарисованная фигура является самой большой но нарисована схематично не декорирована то такая презентация указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако, если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Некоторые же дети сначала рисуют различные объекты, линию основания, мебель, солнце и т. д. И лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Это такая последовательность выполнения задания, которая является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка. Как непроизвольные движения человека иногда показывают актуальное содержание психики, так повторение и переключение рисования на те же элементы рисунка соответствуют движению мысли, отношению ребенка, могут указывать на главное, доминирующее переживание, связанное с определенными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтными отношениями и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.

Стирание нарисованного, перерисовывание может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к так рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшей графической презентации - можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисуемого содержания ребенку. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться, также надо иметь в виду, что кажущиеся иррелевантными комментарии все же являются средством ослабления внутреннего напряжения, и их появление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования и сам процесс интерпретации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: