Шкала оценок по каждой задаче (в баллах).




 

№ домика Задача 1                  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Типы выполнения задач.

Неадекватны формы ориентировки. Дети при этом понимают задачу найти домик, но их выбор часто случаен и неверен. Как правило, они учитывают лишь отдельные элементы письма и полянки. У них не сформировано соотнесение схемы с реальной ситуацией.

Незавершённая ориентировка на один признак. Появляются необходимые для выполнения задания методы работы: у каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются следовать им. Однако они ещё не могут работать так на протяжении всего решения задачи и к концу теряют этот способ, как следствие - на последнем этапе пути делают ошибки. Задачи 7-10 эти дети вообще не решают, так как не могут учитывать одновременно сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления имеют фрагментарный характер.

Ориентировка на один признак. Дети уже могут соотносить письмо с изображениями на полянке до конца, но одни из них могут успешно использовать только ориентиры, а другие – только изображение направлений пути, поэтому они не решают задачи, требующие одновременного учёта обоих параметров.

Незавершённая ориентировка по двум параметрам. Дети правильно решают только первые шесть задач. Последние четыре задачи решаются верно только вначале, с учётом одного или двух сочетаний поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают лишь на учёт одного параметра.

Детальное соотнесение письма и полянок с учётом двух параметров. Это высший тип ориентировки для данных задач.

Тест «Дорисовка фигур».

(О.М.Дьяченко, А.И.Кириллова)

Тест направлен на исследование продуктивности, способов создания рисунков и их оригинальность. Испытуемым предъявляется последовательно 20 карточек, на каждой из которых нарисована фигура. Фигуры представляют собой как простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.п.), так и контуры элементов предметных изображений (силуэт ствола дерева с одной веткой, волна и т.п.). Ребёнка просят дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Количественная обработка результатов заключается в выявлении степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор) каждого ребёнка.

Кор = количеству рисунков, не повторяющихся ни у кого из детей группы ни у самого ребёнка по характеру использования заданного для дорисовывания эталона.

 

Существует 6 типов решений дошкольниками экспериментальных задач на воображение.

0 тип – характеризуется тем, что ребёнок не принимает задачу на построение образа с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный образец, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишено деталей.

2 тип – изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4 тип – ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собакой).

5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому, как второстепенный элемент картинки. Впервые данный тип манипулирования с образами начинают использовать дети подготовительной к школе группы.

 

Диагностика психологической готовности к обучению в школе.

 

Готовность к школе.

Развиваемые в отечественной психологии положения о структуре психологической готовности детей к обучению в школе позволяют выделить некоторые параметры этой готовности.

Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности как социально значимой, к учителям и самому себе как человеку, занимающему особое положение среди людей и имеющему определённые обязанности и права. Ребёнок не готовый к принятию социальной позиции школьника, даже при наличии у него интеллектуальной готовности, с большой долей вероятности будет испытывать трудности в обучении, а его успехи скорее всего будут носить крайне неустойчивый характер.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе является не только и не столько объём знаний, кругозор ребёнка, сколько умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, делать самостоятельные выводы. Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью, наличие умений понимать речь другого и самостоятельно строить предложения для обозначения своих мыслей.

Принято следующим образом классифици­ровать признаки школьной зрелости:

- в интеллектуальной сфере — дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), направленная кон­центрация внимания, аналитическое мышление (способ­ность достижения основных признаков и связей между яв­лениями, способность воспроизводства образца), рацио­нальный подход к действительности (относительное ослаб­ление роли фантазии), логическое запоминание, интерес к занятиям, где результат может быть достигнут только ценой усилия, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания и примене­ния символов вообще, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации;

- в эмоциональной сфере — достижение сравнитель­но хорошей эмоциональной устойчивости (меньше импуль­сивных реакций) и развитие учебной мотивации;

- в сфере социальных отношений — потребность ре­бенка общаться с другими и умение подчиняться интере­сам и обычаям детских групп, способность исполнять со­циальную роль ученика в ситуации школьного обучения.

 

Методика «Домик».

Методика разработана Н.И.Гуткиной для изучения уровня развития произвольной сферы детей, поступающих в школу.

Детям даётся задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то он может их исправить, но это должно быть зафиксировано психологом.

По ходу выполнения задания необходимо отмечать отвлекаемость ребёнка, а также зафиксировать, если он рисует левой рукой.

Иногда некачественное выполнение задания вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребёнок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу». О непринятии задания можно судить по тому, как ребёнок работает: если он мельком взглянул на рисунок, что-то быстро нарисовал, не сверяясь с образцом, и отдал работу. В этом случае допущенные ошибки нельзя относить на счёт неразвитого произвольного внимания.

Если ребёнок не нарисовал какие-то элементы, ему можно предложить воспроизвести их по образцу в виде самостоятельных фигур, например, круга, треугольника и т.д. Это делается для того, чтобы проверить, не связан ли пропуск указанных элементов с тем, что ребёнок просто не может их нарисовать.

Следует также отметить, что при дефекте зрения возможны разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (например, угол дома, соединение крыши с домом).

Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, что предполагает определённый уровень развития произвольности внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

 

 

Обработка результатов производится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

· Неправильно изображённый элемент (1 балл). Причём, если этот элемент неверно изображён во всех деталях рисунка, например неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображённую палочку, а за всю правую часть забора целиком. Если ошибка повторяется и в левой части забора, то испытуемый получает 2 балла (по 1 баллу за каждую часть забора). Неверно воспроизведённое количество элементов в деталях рисунка не считается ошибкой (т.е. неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе).

· Замена одного элемента другим (1 балл).

· Отсутствие элемента (1 балл).

· Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл).

· Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов.

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Нормы для детей от 5,5 лет до 6,5 лет.

· 0 баллов – хорошо развитое произвольное внимание;

· 1-2 балла – среднее развитие произвольного внимания;

· Больше 4 баллов – слабое развитие произвольного внимания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: