В отечественной психологии период дошкольного детства условно делится на три подпериода:
1. младший дошкольный возраст 3 – 4 лет
2. средний дошкольный возраст 4 – 5 лет
3. старший дошкольный возраст 6 – 7 лет
Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
Ведущая деятельность: Игра- это особый вид деятельности, представляющий собой совокупность осмысленных действий, не имеющий продуктивного завершения. Ребенок получает удовлетворение от процесса игры. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. (Маклаков А.Г. Общая психология)
Характеристика игры младших и старших дошкольников (по Аверину В.А., 1998)
Параметры игры | Младшие 3 – 5 лет | Старшие 5 -7 лет |
1. Сюжет | Отображение трудовых действий взрослых | То же и отражение отношений между людьми |
2. Количество ролей | 1 -2 | 7 -10 |
3. Правила игры | Не осознаются | Устанавливают сами |
4. Игровые действия | Однообразные (1 -3) | Много свернутых и развернутых; жесты, слова |
5. Появление новых игровых ситуаций | С помощью взрослых | С помощью взрослых и самостоятельно |
6. Объединение игр | Невозможно | Возможно |
7. Игровой материал | Использование готовых предметов и игрушек | Готовые и самодельные, заменяющие в воображении |
8. Продолжительность | Кратковременные: в 3-4 года от 10 до 15 мин., в 4 – 5 лет от 40 до 50 мин. | Долговременные: несколько часов и даже несколько дней |
9. Предварительное планирование | Нет | Есть |
|
Поведение: Поведение ребенка в этот период с тановится более произвольным, осознанным, целесообразным. Ребенок может сдерживать бурное проявление эмоций, появляются нормы поведения. Возрастает самостоятельность и социальная активность. Ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих.
Когнитивное развитие. Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний планна психическом уровне).
Память дошкольника преимущественно непроизвольная, преобладает механическое запоминание.
В этот период продолжается активное развитие речи. К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляeт 2-3 тысячи слов.
|
Развивается наглядно- образное мышление, у некоторых детей к 7 годам- словесно- логическое. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. [Реан А.А. Психология детства].
Личностное развитие. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов-мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усвоением в это время моральных норм, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная системаребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое повеление этим нормам, у него появляются этические переживания.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной самооценки себя («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
|
В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.
Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития. (Кулагина И.Ю. возрастная психология)