Восприятие. Раннее детство – сензитивный период развития восприятия, от которого зависит совершенствование всех других познавательных способностей. На третьем году жизни ребенок может дифференцировать величину предмета (большой - маленький), основные цвета и геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник).
Речь. В возрасте одного года ребенок произносит отдельные слова. Примерно до 1г. 6мес.- 1 г. 8мес. у ребенка в основном развивается понимание речи при незначительном приросте активного словаря, при этом активно используется мимика и жесты. До 1г. 6 мес. ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, но употребляет их редко. После этого происходит резкий скачок в развитии речи, и к 2годам дети знают около 200 слов. К 2 годам в норме ребенок говорит двух – трех словные предложения, используя слова заменители, например: «Мама дай лялю». На третьем году ребенок начинает прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Детям нравится слушать рассказы, сказки. Словарный запас составляет около 1200-1300 слов.
Мышление. От 1года до 3 лет происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, действия с предметами заменяются действиями с их образами. Однако способность решать задачи во внутреннем плане несколько отстает от способности решать задачи в практическом плане. Ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета, способен к классификации по цвету, форме, величине.
Развитие личности. В этот период значительные изменения происходят в структуре самосознания ребенка. К 3 годам происходит разделение ситуации «пра-мы», которая формируется в период младенчества и суть, которой Л.С.Выготский определяет как первоначальное сознание психической общности, предшествующее сознанию собственной личности. Проявляется это в том, что ребенок не осознает себя независимым от окружающих и, в первую очередь, от матери. Говоря о себе, он видит себя как будто со стороны: «Петя хочет гулять», «Маше больно». К 3 годам в речи ребенка появляется местоимение «Я», что свидетельствует об осознании себя и противопоставлении себя другим. Это выражается в возрастном кризисе в следующих симптомах: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.
|
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
(Печора К.Л.)
Вопросы к матери ребенка | Параметры | Оценка в баллах |
1. Какое из перечисленных настроений преобладает? | Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | |
| Быстро, до 10 минут Медленно | |
| Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. | |
| Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен | |
| Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой | |
| Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый | |
| Положительно Отрицательно | |
| Нет Есть (какие именно?) | |
| Проявляет Только в привычной обстановке | |
| Проявляет Недостаточно Не проявляет | |
| Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть | |
| Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми | |
| Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми | |
| Нет Да | |
| Очень тяжело Спокойно |
|
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли-сад;
2,5 – 2 балла – готов условно;
2 – 1,6 балла – не готов.
Мы предлагаем качественный анализ ответов на вопросы, который позволяет выделить сферы, требующие развивающей работы: взаимоотношения со взрослыми, отношения с детьми, культурно-гигиенические навыки, развитие предметно-манипулятивной деятельности.