Составитель Лобаскова М.М.




Возраст ребенка Моторная сфера Речь Восприятие Память Мышление Общение, игра Личностное развитие, поведение
2 – 2,5 года Пинает ногой большой мяч, легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Переворачивает страницы книги по одной за раз. Правильно держит пальцами карандаш. «телеграфная речь» - преобладает использование существительных и глаголов, редко – другие части речи. Словарный запас около 200 слов. Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Многочисленны неологизмы. Может повторять короткие детские стихи и считалки. Внимательно слушает ритмичное и рифмованное. Подбирает по названию разнообразные предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Подбирает по названию следующие формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из двух частей. Может удержать инструкцию, состоящую из 3 - 4 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 3 картинки. Наглядно – действенное. Способен к классификации по цвету, форме, величине, подбирает парную картинку на основе данных критериев. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, возможно силовое усилие и «метод проб и ошибок». Преобладает игра в одиночку или рядом. Часто игра представляет собой предметную деятельность: ребенок качает куклу, катает машинку, коляску и т.д. Говорит о себе в третьем лице, не использует местоимение «Я». Формируется внешний контроль деятельности, понимает слово «нельзя» и следует инструкции. Преобладает нецеленаправленная деятельность, поведение полевое.
3 года Подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге с открытыми глазами в течение 10 сек. Рисует прямые линии и круги по показу, может нарисовать человека – «головонога». Обеими руками одновременно берет монеты и складывает в коробку. Переход от «телеграфной» к полноценной речи.3х -4х словные предложения включают все части речи. Возможны повторы слов в предложении, запинки, грамматические ошибки. Речь не всегда плавная. Внимательно слушает рассказы, сказки. Прислушивается к тому, что говорят взрослые между собой. Словарный запас 1200-1300 слов. Называет основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. и формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из трех частей. Может удержать инструкцию, состоящую из 5 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 4 картинки.   Наглядно – образное мышление. В пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь. Абстрагирует и выделяет форму и цвет предмета. Классифицирует по размеру, цвету, форме. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, на основе целенаправленной пробы с элементами зрительного соотнесения. Символическое использование предметов, могут их использовать не по прямому назначению, а в соответствии с замыслом игры. Появляется сюжетная игра, количество ролей 1 -2. Отражение трудовых действий взрослых. Использует местоимение «Я», говорит о себе в первом лице. Формируется внутренний мотив деятельности (вместо полевого поведения), импульсивность
4 года Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. Застегивает пуговицы, кнопки, молнии. Эгоцентрическая речь. Характерны неологизмы. Пересказывают небольшие рассказы, сказки. Могут составить рассказ по сюжетной картине.   Преобладает зрительное над слуховым. Восприятие целостное, активное, предметное. Объем непосредственного воспроизведения не менее 5 элементов. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Формируется долговременная память. Наглядно – образное. Классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам, возможна на основе обобщающих понятий (мебель, одежда, животные и т. д.). Может сложить из кубиков простые узоры по образцу. Эгоцентризм мышления. Ролевая игра. 2 -3 роли. Контактен с окружающими, дружелюбен. Не умеет управлять своими переживаниями.
5 лет Умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. Умеет составлять по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. То же Запоминает прочно, возможно замедленно после нескольких повторений. Преобладает механическое запоминание. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Начинает развиваться произвольное запоминание. Наглядно – образное. Классифицирует на основе обобщающих понятий, возможна классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам. Сформированы пространственные представления (право, лево, верх, низ). Ролевая игра. Контактен с окружающими, есть друзья в детском саду или во дворе. Отражение трудовых действий взрослых и отношений между ними. Любят рисовать, конструировать, лепить. Возможна нравственная оценка себя и окружающих («Я хороший, потому что…»)
6 лет Прыгает в длину с места на 70 см. Аккуратно закрашивает круг 2,5 см. за 70 сек. Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Правильное звукопроизношение. Словарный запас 2500 – 3000слов. То же Высокая эффективность механического запоминания. Начинает развиваться ассоциативное запоминание. Преобладает наглядно – образное, начинает формироваться словесно логическое. Творческая игра. Умеет строить сюжет, согласовывая индивидуальные и групповые игровые замыслы. Формирование самооценки и потребности в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности. Полоролевая идентификация.

Аномальное развитие.

Одним из походов определения нормы считается исключение патологических симптомов. Для этого необходимо иметь представление об особенностях аномального развития – дизонтогенеза, и знать в общих чертах признаки основных видов дизонтогенеза.

 

В отечественной психологии выделяются следующие виды дизоногенеза (В.В. Лебединский, 1985):

1. психическое недоразвитие

2. задержанное психическое развитие

3. поврежденное психическое развитие

4. дефицитарное психическое развитие

5. дисгармоническое психическое развитие

6. искаженное психическое развитие

 

Наиболее типичной моделью психического недоразвития является олигофрения, которая характеризуется выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем олигофрения. Здесь речь идет не о стойком, необратимом недоразвитии, а о замедлении темпа психического развития.

 

Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция, для которой также характерно снижение уровня интеллектуальной деятельности, однако отмечается период в развитии соответствующий возрастной норме. Изменения психической деятельности возникает на фоне какого-либо заболевания (эпилепсия) или после тяжелой болезни (энцефалит).

 

Дефицитарное психическое развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной. Этот вид дизонтогенеза диагностируется достаточно рано и дети, имеющие нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата посещают специализированные образовательные учреждения, поэтому в данном контексте психологическая характеристика дефицитарного развития не рассматривается.

Закономерности искажения психического развития ярко проявляются на примере раннего детского аутизма (РДА) и ранней детской шизофрении (РДШ), которые отличаются сложной структурой психических нарушений

Показательными моделями дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое развитие личности – аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально- волевой сферы.

 


Таблица 1. Виды дизонтогенеза и их психологическая характеристика.

 

  недоразвитие задержанное поврежденное искаженное дисгармоническое
общая характерис- тика Тотальное недоразвитие функций, иерархичность Парциальное недоразвитие функций, недостаток общей нейродинамики и речевой регуляции действий Парциальность нарушений, тугоподвижность, вязкость психических процессов Неадекватность психических реакций Парциальный дефект эмоционально- волевой сферы
память Сниженная невозможность опосредованного запоминания, смысловая организация не эффективна Непосредственное запоминание может быть резко снижено, эффективна смысловая организация материала Нарушено непосредственное запоминание, опосредованное запоминание может быть затруднено, персеверации Чаще всего без особенностей Чаще всего без особенностей
внимание Трудности концентрации и переключения, сужение объема, преобладает непроизвольное Могут быть трудности концентрации и переключения Резко нарушена концентрация, выраженные трудности переключения в связи с инертностью психических процессов Чаще всего без особенностей Чаще всего без особенностей
мышление Первичный интеллектуальный дефект; мышление конкретно, невозможно образование понятий, практически невозможно обучение в интеллектуальной сфере, нет переноса навыков, обобщение и абстракция практически недоступны Замедленное интеллектуальное развитие, вторичный интеллектуальный дефект, недостаточность общего запаса знаний, снижение уровня обобщения, снижение целенаправленности интеллектуальной деятельности, возможны обучение, перенос навыков, использование помощи Нарушена активность и целенаправленность мышления, снижена способность к абстрагированию, обобщению и образованию понятий Искажение процесса обобщения, алогичность, символизм, опора на латентные признаки, своеобразие смысловой сферы возможна склонность к бредообразованию Аффективно обусловленные интеллектуальные искажения иногда по типу бредообразования и формирования сверхценных идей
речь Недоразвитие, бедный словарный запас, резко ограничен активный словарный по сравнению с пассивным, грамматический строй упрощен и часто неверен, затруднено понимание смысла слов, часто наблюдаются дефекты произношения, косноязычие речь обедненная, словарный запас средний, понимание смысла слов доступно, но иногда затруднен процесс объяснения понятий. Сложные грамматические структуры в активной речи не используются, часто употребляются местоимения и слова паразиты, обычно имеют место дефекты произношения, письменная речь аграмматична, навык чтения не всегда автоматизирован в связи с затруднениям звуко-буквенного нализа слов и нарушениями фонематического слуха Речь замедленная, возможно заикание, может оставаться сохранной Иногда имеет место мутизм, вычурность фраз, неологизмы, нередко отмечаются скандирования с вычурными интонациями, нередко отказ от употребления местоимения «Я» и разговор о себе в третьем лице Часто без особенностей
Эмоционально-волевая сфера Вторичный дефект, недоразвитие личности, уплощение эмоциональной сферы, неспособность к обощению аффективных переживаний, безволие, внушаемость, примитивные реакции, часто раздражительность и агрессивность Психический или органический инфатилизм, неспособность к волевому усилию и систематической деятельности, часто сниженный фон настроения, неуспех часто травматичен в силу сохранной критичности Отсутствие критики, отсутствие волевых задержек, конфликтность, агрессивность, раздражительность, брутальность эмоций, расторможенность влечений Дисгармоничность, ранимость, холодность к близким, гипобулия, искажение влечений, часто выражена тенденция к аутизации При психопатии: повышенная возбудимость, патологическая лабильность либо инертность, вязкозть или вялость эмоций, недостаточность высших эмоций, сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу; При неврозах: парциальность эмоционально–волевых нарушений, сензитивность, эмоциональная лабильность или инертность, проявляющаяся в психотравмирующей ситуации
движения Грубое недоразвитие двигательной сферы в виде общей моторной неловкости, недоразвитие мелкой моторики Может быть недоразвитие мелкой моторики Обычно нарушение тонкой моторики, явления тремора, тики и пр. Могут быть двигательные стереотипии, кататонические расстройства, часто отмечаются вычурность поз, отдельных движений, манерность амимия Часто без особенностей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: